ФИО
Захаренкова Светлана Витальевна / Лебедева Елена Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель математики / учитель математики и информатики
СТАЖ РАБОТЫ
33 года / 31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7 города Кирово-Чепецка Кировской области (МКОУ СОШ с УИОП №7) Адрес г. Кирово-Чепецк, пр. Кирова, д.27, тел. (883361) 4-63-74 kchschool7@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Формирование познавательной активности ученика возможно при условии, что деятельность ему интересна, она должна вызывать у школьника положительные эмоции, быть по возможности творческой. Так же нужно развивать навыки применения общих знаний и умений для разрешения конкретных жизненных ситуаций и проблем. А они возникают в нашей жизни каждый день, на каждом шагу. Если ученик не понимает, для чего необходим тот или иной учебный материал и не хочет учиться, то научить его невозможно. С помощью игровых технологий и решения практико-ориентированных задач возможно повысить интерес, привить любовь к предмету, выработать навыки исследовательской работы, развить математическое мышление и интеллект. В данной работе представлена разработка внеурочного занятия по математике в 5 классе «Математический экспресс». Игра может быть использована учителями математики с учениками 5-6 классов.
Краткий пересказ
Организационный момент
• Участвуют две команды учеников 5-х классов.
• Учителя приветствуют игроков и объявляют начало игры.
Этап целеполагания и мотивации
• Команды получают билеты за правильные ответы на вопросы о железнодорожном транспорте.
• Жюри представляет состав: начальник поезда, машинист, помощник машиниста.
Этап актуализации
• Команды отвечают на вопросы о железнодорожном транспорте, получая символические билеты.
• Вопросы касаются фактов о поездах и их истории.
Этап практической деятельности
• Станция «Чепецкая»: выбор маршрута для семьи из 4 человек.
• Станция «Архитектурная»: выбор недостающей фигуры на клетчатом поле.
• Чайная пауза: решение комбинаторной задачи на выбор напитков и сладостей.
• Станция «Сортировочная»: расшифровка пословиц и составление математического правила.
• Станция «Конечная»: решение филворда и составление названия города.
Подведение итогов
• Оглашение результатов и награждение команд.
• Благодарность за участие и просьба оценить поездку смайликом.
Ф.И.О. | Захаренкова Светлана Витальевна, Лебедева Елена Николаевна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7 города Кирово-Чепецка Кировской области (МКОУ СОШ с УИОП №7)
Адрес г. Кирово-Чепецк, пр. Кирова, д.27, тел. (883361) 4-63-74 kchschool7@mail.ru |
Должность | учитель математики, учитель математики и информатики |
Стаж работы | в указанной должности 33 года, в указанной должности 31 год |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Внеурочное занятие по математике в 5 классе «Математический экспресс» |
Ключевые слова | Познавательный интерес, практико-ориентированные задачи, игровые технологии. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Формирование познавательной активности ученика возможно при условии, что деятельность ему интересна, она должна вызывать у школьника положительные эмоции, быть по возможности творческой. Так же нужно развивать навыки применения общих знаний и умений для разрешения конкретных жизненных ситуаций и проблем. А они возникают в нашей жизни каждый день, на каждом шагу. Если ученик не понимает, для чего необходим тот или иной учебный материал и не хочет учиться, то научить его невозможно. С помощью игровых технологий и решения практико-ориентированных задач возможно повысить интерес, привить любовь к предмету, выработать навыки исследовательской работы, развить математическое мышление и интеллект.
В данной работе представлена разработка внеурочного занятия по математике в 5 классе «Математический экспресс». Игра может быть использована учителями математики с учениками 5-6 классов. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Современное образование должно ориентировать обучающегося не только на получение общих знаний по математике, но и на решение тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни. Поэтому в обучении математике следует особое внимание уделять практико-ориентированным заданиям, нацеленным на приобретение знаний, применяемых в практических жизненных ситуациях. |
Актуальность | Главная социальная задача современного обучения дать широкое образование, расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения. Этому лучше всего способствует применение игровых технологий на начальной стадии обучения математике. |
Новизна | Новизна опыта заключается в совмещении практико-ориентированных заданий по математике с краеведением через использование игровых технологий, что способствует развитию познавательного интереса обучающихся к предмету. Интеграция практико-ориентированных задач при обучении математике и краеведческого материала позволит учащимся закрепить теоретические знания, уметь связывать учебный процесс с реальными жизненными условиями. |
Описание инновационного опыта | Одна из ключевых задач при составлении практико-ориентированных заданий – способность заинтересовать обучающихся, предложив проблемную ситуацию, показать связь с повседневной жизнью, найти такую формировку проблемного вопроса, чтобы обучающийся захотел найти ответ. Одной из характеристик практико-ориентированных заданий является их нестандартность, т.е. в структуре задания есть недосказанность, не определены некоторые из ее компонентов. Другой особенностью является наличие нескольких способов решения задания.
В нашем опыте мы используем игровые технологии, отправляя команду пятиклассников в путешествие. Предлагаем задачу на выбор наиболее оптимального способа передвижения (ребятам необходимо выбрать вид транспорта для семьи с учетом стоимости, времени в пути от г. Кирово-Чепецк до г. Кирова. Обучающиеся работают с текстом, заполняют таблицу, просчитывают стоимость поездки на различных видах транспорта, выбирают наиболее экономичный, удобный, анализируют, отвечают на вопросы). Все дальнейшие задания проходят в игровой форме и связаны с движением математического экспресса от станции Киров до столицы г. Москва: — нахождение геометрического тела, обладающего похожими свойствами; — решение комбинаторной задачи на перебор вариантов; — расшифровка пословиц, содержащих числительные; по ключевым словам, составление математических правил; -расшифровка филворда с применением информационных технологий. Из неиспользованных букв составление названия города, конечного пункта назначения. Все задания эффективно развивают логику, ассоциативное мышление. Влияют на развитие самой личности ученика. В процессе работы над задачами дети анализируют, сопоставляют, устанавливают зависимость между величинами, участвующими в данной задаче, ищут различные способы их решения, работают в группе. Такой тип заданий побуждает детей к критическому мышлению, к осознанному и тщательному обдумыванию проблем, поставленных в задаче. Умение решать задания практико-ориентированного содержания в перспективе поможет успешно подготовиться обучающимся к сдаче ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, а в будущем будет полезным в любой профессиональной деятельности. |
Продукт опыта / проекта |
Разработка и презентация внеурочного занятия по математике в 5 классе «Математический экспресс»
|
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость составления логического сюжета игры, подбор краеведческого материала, способного заинтересовать современного школьника. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Нетрадиционные формы занятий, включающие игровые технологии позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.
В результате учащиеся проявляют устойчивый интерес к предмету, являются призерами и победителями конкурсов и олимпиад по математике различного уровня. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Захаренкова С.В. (Онучина С.В.) Формирование познавательного интереса к математике через игровые технологии в урочное и внеурочное время / Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. заоч.науч.-практ.конф.28 октября 2011г.: в 9 частях Часть 7; Тамбов, 2011, С.75-76. Электронный ресурс Методическая разработка опубликована на сайте «Инфоурок», адрес infourok.ru Ссылка:https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-po-matematike-7231497.html |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | Ряттель А.В. кандидат ф/м наук, ИРО Кировской области |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Математика и информатика |