ФИО

Анфертьева Екатерина Андреевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель

СТАЖ РАБОТЫ

8 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Угор Верхошижемского района Кировской области МКОУ ООШ д. Угор Кировская область, Верхошижемский район, деревня Угор, улица Школьная 1А. +7 (83335) 3-14-40 Ugor33@mail.ru

Лэпбук – инновационное средство обучения и воспитания учащихся школ. Данная педагогическая технология способствует развитию мыслительных процессов учащихся, творческой деятельности, коммуникации, играет важную роль в сплочении детского коллектива и взаимодействии ученика и учителя, ребенка и родителя. Для ученика лэпбук — это возможность быть соучастником всего процесса на любом из его этапов, помогает ребёнку найти информацию по теме и лучше понять и запомнить материал.

YandexGPTКраткий пересказ

• Тема инновационного педагогического опыта — использование лэпбука как средства обучения и воспитания младших школьников.
• Лэпбук — инновационное средство обучения и воспитания учащихся школ, способствует развитию мыслительных процессов, творческой деятельности, коммуникации и сплочению коллектива.
• Для учеников лэпбук — возможность быть соучастником процесса, помогает найти информацию и лучше понять материал.
• Проблема, на решение которой направлен опыт/проект — систематизация информации и развитие навыков работы с ней у учащихся.
• Лэпбук представляет собой тематическую папку или коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошками для размещения информации в удобном виде.
• Лэпбук развивает творческий потенциал учащихся и расширяет их кругозор.
• Новизна данной технологии заключается в необычной подаче материала и формировании педагогических компетентностей у родителей.
• Лэпбук можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности, а также в качестве творческого домашнего задания.

Ф.И.О. Анфертьева Екатерина Андреевна
Организация Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Угор Верхошижемского района Кировской области

МКОУ ООШ д. Угор

Кировская область, Верхошижемский район, деревня Угор, улица Школьная 1А.

+7 (83335) 3-14-40

Ugor33@mail.ru

Должность Учитель
Стаж работы 8 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Лэпбук как средство обучения и воспитания младших школьников
Ключевые слова Лэпбук, обучение, воспитание, ФГОС
Аннотация (не больше 500 знаков) Лэпбук – инновационное средство обучения и воспитания учащихся школ. Данная педагогическая технология способствует развитию мыслительных процессов учащихся, творческой деятельности, коммуникации, играет важную роль в сплочении детского коллектива и взаимодействии ученика и учителя, ребенка и родителя. Для ученика лэпбук — это возможность быть соучастником всего процесса на любом из его этапов, помогает ребёнку найти информацию по теме и лучше понять и запомнить материал.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В настоящее время в условиях реализации нового ФГОС учащиеся школ сталкиваются с большим потоком информации, которую необходимо переработать и запомнить за короткое время. Возникает вопрос: как систематизировать поступающую информацию, все запомнить и ничего не упустить? Все дети разные: кому-то необходимо один раз увидеть, кому -то – услышать, кто-то записывает информацию в тетрадь, кто-то печатает на компьютере. Отсюда возникает проблема неумения учащихся работать с информацией в классе. Эта проблема привела меня к поиску таких технологий обучения, которые помогли бы моим ученикам научиться на уроках и внеурочной деятельности перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. Одной из таких технологий является создание ЛЭПБУКА.
Актуальность Лэпбук представляет собой некую тематическую папку или коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Он позволяет не только в удобном виде представлять информацию, но и развить творческий потенциал в рамках заданной темы и расширить кругозор.
Новизна Новизна данной технологии заключается в необычной подаче материала. Для учеников лэпбук это своего рода «игрушка», в которой скрыто много интересных элементов, раскрывающихся во взаимодействии. Кроме того, лэпбук способствует сплочению учителя и учеников, родителей и детей, формирует у родителей педагогические компетентности.
Описание инновационного опыта Лэпбук – это некая книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Необычная подача материала привлекает внимание ребят, они ещё не раз возвращаются к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Работая по данной технологии обучения, мы с учениками пришли к выводу, что она обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. И как раз, создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, как правило, одного урока или внеучебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

Лэпбук удобно использовать как на уроках (если позволяет тема и время), так и во внеурочной деятельности, организовав работу целыми классами, по группам, парами или индивидуально. Лэпбук можно также предложить в качестве творческого домашнего задания. Можно сказать, что Лэпбук – разновидность метода проекта, поэтому такая технология подходит не только для обучения, но и для воспитания подрастающего поколения.

Продукт опыта / проекта Лэпбук как средство обучения и воспитания младших школьников
Затруднения в реализации, риски Длительность реализации, сложность оценки.
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

В 4 классе мы обобщили тему по окружающему миру «Красная книга России». В лэпбук поместили в конвертики-кармашки изображения и описания растений, рыб, птиц, млекопитающих, которые находятся в России на грани исчезновения. По заданию, вытащив карточки из кармашка, ребятам необходимо соотнести изображение с описанием животного или растения. Для этого материал был подобран исходя из сообщений учащихся о представителях красной книги как России, так и Кировской области. Так же в нашем лэпбуке есть причины исчезновения растений и животных, история красной книги, стихотворения о вымирающих видах животных, загадки, раскраски, правила поведения на природе, информация о государственных природных заповедниках России, викторина.

Стоит отметить, что лэпбук выступает не только технологией обучения, но и технологией воспитания. Так в рамках реализации воспитательной работы мы присоединились к участию во Всероссийской акции «История моей семьи» вместе с «Движением первых»! Ребята представили свою родословную необычно — в виде лэпбуков с заданиями. Главной страницей такого лэпбука является родословное древо. Кроме этого, на боковых страничках книжки поместили задания «Помоги маме собрать игрушки», «Состав семьи», загадки, периоды жизни человека, профессии, определение понятия семья. Так мы с классом проработали понятие «семья», разобрали главные семейные ценности, вспомнили обязанности членов семьи, рассмотрели пересечения и взаимосвязи различных поколений. Знание своей родословной имеет большое значение, поскольку помогает человеку лучше понять свое происхождение, связь с предками и историю своей семьи. Представление родословной в виде лэпбука позволяет понять источники своих традиций, верований и ценностей.

Использовали лэпбук и на уроках добра при обобщении темы «Культура поведения. Этикет». Выбрали с ребятами виды заданий, которые хотели бы поместить в книжечку и в целях экономии урочного времени мною была заранее подобрана соответствующая информация. Кроме правил поведения в школе, в общественных местах, за столом, в гостях, в транспорте, поместили в лэпбук пословицы, загадки, пазлы, кроссворд.

Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Так у нас постепенно пополнился лэпбук по творчеству Владимира Сутеева.

Ни что не сближает коллектив детей, как совместное творческое дело – создание Лэпбука. Класс разделился на группы. Каждая группа разрабатывала свой макет, выбирала разделы: «Разгадай кроссворд», «Собери картинку», «Ответь на вопросы викторины», «Узнай по описанию героя», «Расставь в логической последовательности», рисовала эскиз Лэпбука, выбирала элементы наполнения — кармашки, блокнотики, мини-книжки, книжки-гармошки, вращающиеся круги, конвертики, в которых будет размещаться информация. Финальный этап — практическая работа – оформление Лэпбука.

Защищая Лэпбуки, ребята получили возможность высказать свое отношение к героям, оценить их действия и поступки, поделиться впечатлениями о прочитанном, составить вопросы, заставляющие задуматься над проблемами произведения.

Публикации

по теме опыта

Примеры оформления публикаций:

Маршалак, А. Е. Лэпбук как инновационное средство образования детей дошкольного возраста / А. Е. Маршалак // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей ХII Международного научно-практического семинара, Барановичи, 22–23 апреля 2021 года. – Барановичи: Учреждение образования «Барановичский государственный университет», 2021. – С. 37-39. – EDN VVVPXW.

 

Андреева, М. Ю. Использование технологии «лэпбук» в обучении и воспитании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Андреева, О. А. Андреева // Экстернат.РФ. – 2022. – № 1(15). – С. 20-22. – EDN AWQKBJ.

 

Морокова, Е. И. Лэпбук как средство обучения на уроках коми языка в условиях ФГОС / Е. И. Морокова // Проблемы педагогики. – 2021. – № 2(53). – С. 9-11. – EDN DQPLIT.

 

Лэпбук — как современное средство обучения детей младшего школьного возраста / Е. Ю. Кузнецова, Н. Г. Михайлова, Л. В. Торопцева, Ю. А. Хамидулина // Вестник научных конференций. – 2021. – № 6-2(70). – С. 43-44. – EDN EXXNFA.

 

Маркова, А. Е. Тематическая папка-лэпбук «Правила дорожного движения» / А. Е. Маркова, Т. А. Киреева // Образование и воспитание. – 2020. – № 5(31). – С. 10-12. – EDN LIDNSS.

 

Белая, Е. В. Лэпбук как интерактивное средство экологического воспитания младших школьников / Е. В. Белая // Молодой ученый. – 2023. – № 28(475). – С. 122-125. – EDN BUBGHZ.

 

Экспертное заключение Лэпбук – инновационное средство обучения и воспитания учащихся школ. Данная педагогическая технология способствует развитию мыслительных процессов учащихся, творческой деятельности, коммуникации, играет важную роль в сплочении детского коллектива и взаимодействии ученика и учителя, ребенка и родителя.
Ф.И.О. эксперта  Кожинова Н.В. методист кафедры ДиНОО ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

Лэпбук как средство обучения и воспитания младших школьников
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл