ФИО

Сухих Валентина Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

25 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей» КОГОАУ ВТЛ ул. Ивана Попова, д. 37, г. Киров, 610014 Тел./факс (8332) 56-39-00. E-mail: 43_vtl@mail.ru

Современный ученик, работая в медиапространстве, получает возможность реализовать свой творческий потенциал, совершенствовать личностные качества, развивать речь, взаимодействовать с людьми. Кроме того, медиадеятельность предполагает решение определенных социальных проблем, для этого важно уметь работать в команде единомышленников. Изучение русского языка становится для ученика более осмысленным процессом, т.к. медиадеятельность предполагает достижение определенного ряда результатов освоения основной образовательной программы, например: владения навыками работы с информацией, создания устного монологического высказывания, письменного текста, умения участвовать в диалоге.

YandexGPTКраткий пересказ

• Сухих Валентина Викторовна — заместитель директора по УВР и учитель русского языка и литературы в Кировском областном государственном образовательном автономном учреждении «Вятский технический лицей».
• Она развивает творческие способности обучающихся через медиадеятельность.
• Современный ученик может реализовать свой творческий потенциал и развивать личностные качества в медиапространстве.
• Медиадеятельность также помогает решать социальные проблемы и работать в команде.
• Изучение русского языка становится более осмысленным для учеников благодаря медиадеятельности.
• Развитие функциональной грамотности является важной задачей современного педагога.
• Творческие способности юных журналистов развиваются с помощью элективных курсов и внеурочной деятельности.
• Команда лицея готовится к ежегодному фестивалю МедиаРобоВятка, используя знания по стилистике, грамматике и медиакоммуникациям.
• Три педагога работают над развитием творческих способностей учеников через медиадеятельность.

Ф.И.О. Сухих Валентина Викторовна
Организация Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей»

КОГОАУ ВТЛ

ул. Ивана Попова, д. 37, г. Киров, 610014

Тел./факс (8332) 56-39-00. E-mail: 43_vtl@mail.ru

Должность Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
Стаж работы 25 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность.

 

Ключевые слова Конкурсное движение, медиапродукт, медиадеятельность, работа в команде.
Аннотация (не более 500 знаков) Современный ученик, работая в медиапространстве, получает возможность реализовать свой творческий потенциал, совершенствовать личностные качества, развивать речь, взаимодействовать с людьми. Кроме того, медиадеятельность предполагает решение определенных социальных проблем, для этого важно уметь работать в команде единомышленников.

Изучение русского языка становится для ученика более осмысленным процессом, т.к. медиадеятельность предполагает достижение определенного ряда результатов освоения основной образовательной программы, например: владения навыками работы с информацией, создания устного монологического высказывания, письменного текста, умения участвовать в диалоге.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект С 2021-2022 уч. года в области началась работа по развитию у обучающихся функциональной грамотности. Профильные ресурсные центры (ПРЦ) города организовали методическую деятельность, связанную с конкретным компонентом функциональной грамотности. ПРЦ КОГОАУ ВТЛ занимался вопросом развития глобальных компетенций у обучающихся. В связи с этим учителя-предметники лицея анализировали свои методические возможности.

Умение решать глобальные проблемы, взаимодействуя с представителями других культур, формируется у людей всю жизнь. Это крайне сложный творческий процесс. В школе важно научить детей взаимодействовать в коллективе, решая общественно значимые проблемы. Такую возможность можно получить, участвуя в движении юных журналистов.

Актуальность Развитие функциональной грамотности – одна из важных задач современного педагога. Важно показать учащимся, где в жизни пригодятся полученные в школе знания. Для успешной деятельности юных журналистов необходимо хорошо знать русский язык, уметь взаимодействовать с людьми, а также обладать творческими способностями для создания качественных медиапродуктов.
Новизна Творческие способности юных журналистов развивают одновременно несколько педагогов, эффективно выстраивая программы элективных курсов и курсов внеурочной деятельности. Педагоги организуют подготовку лицейской команды для участия в конкурсном движении.
Описание инновационного опыта Для современного ученика важно, чтобы он понимал, где в жизни он может применить полученные в школе знания и умения. А жизнь устроена так, что в той или иной ситуации требуются комплексные знания (знания из разных предметных областей одновременно). Поэтому актуальным в сегодняшнем образовании стало развитие у обучающихся функциональной грамотности. Любое обучение эффективно в творческой атмосфере. С развитием творческих способностей ребенок приобретает разные навыки и умения, позволяющие решить многие проблемы.

Творческая деятельность в медиапространстве интересна обучающимся гуманитарного профиля. Чтобы образовательная потребность учеников была удовлетворена, можно использовать межпредметную интеграцию. Подготовка команды лицея к ежегодному фестивалю МедиаРобоВятка осуществляется учителем русского языка и литературы, учителем информатики, руководителем медиацентра.

На уроках русского языка и на занятиях элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 и 11 классах систематизируются знания по стилистике и грамматике. Учащиеся под руководством учителя углубляют знания о языковых особенностях функциональных стилей, о различных жанрах. Изучение публицистического стиля идет синхронно с элективным курсом «Медиакоммуникации» (преподает учитель информатики). Оба учителя объединяют усилия. Учитель русского языка во время изучения публицистического стиля знакомит ребят не только с письменными жанрами (статья, очерк, репортаж и др.), но и с телевизионными (телесюжет, трейлер, бекстейдж, подкаст и др.). Учитель информатики на своем элективном курсе формирует базовые навыки журналиста и оператора, учит работать с программами для создания медиапродуктов, формирует у учащихся культуру поведения в медиапространстве.

Полученные знания и умения ребята применяют в лицейском медиацентре. Первые удачные телесюжеты о школьной жизни ребята публикуют в лицейской группе ВК «ВТЛ NEWS», некоторые работы демонстрируют на телеэкранах лицея. Руководитель медиацентра в рамках своего курса внеурочной деятельности «Лицейский медиацентр» оттачивает у учащихся практические навыки журналистов, организует креативный подход к созданию медиапродуктов.

Таким образом, три педагога работают над одной темой «Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность».

После окончания учебного года в июне команда лицея под руководством этих учителей участвует в Межрегиональном с международным участием форуме школьных пресс-служб «МедиаРобоВятка». Ребята получают дипломы в различных номинациях.

Продукт опыта / проекта Презентация и комментарии к ней.
Затруднения в реализации, риски Трудность заключается в том, чтобы синхронизировать работу нескольких педагогов для достижения поставленной цели, выработать единые требования и критерии оценки деятельности обучающихся. Кроме того, для описанной выше деятельности необходимо определенное оборудование (видео- и фотокамера, петлички, штатив), определенное программное обеспечение.
Публикации

по теме опыта

Сухих В.В. Развитие глобальных компетенций у обучающихся через медиадеятельность [Текст] / В.В. Сухих // Образование в Кировской области. — 2022. — № 4. — С. 35-37.

 

Экспертное заключение      Тема инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования функциональной грамотности обучающихся, развития их творческих способностей.

В соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО автор описывает возможности использования медиакоммуникационной деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя, основанной на использовании в образовательном процессе возможностей медиакоммуникационной деятельности, направленной на достижение ряда результатов освоения основной образовательной программы: владения навыками работы с информацией, создания устного монологического высказывания, письменного текста, умения участвовать в диалоге.

Приложения содержат презентацию опыта по теме «Развитие глобальных компетенций у учащихся через медиадеятельность» и комментарии к ней.

Инновационный опыт, представленный в научно-методическом журнале «Образование в Кировской области», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС СОО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) Курсы внеурочной деятельности
Комментарии-к-презентации
Скачать файл
Развитие глобальных компетенций у обучающихся через медиадеятельность
Скачать файл
Приложение 1
Скачать файл
Приложение 2
Скачать файл