ФИО
Сухих Валентина Викторовна
ДОЛЖНОСТЬ
Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
25 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей» КОГОАУ ВТЛ ул. Ивана Попова, д. 37, г. Киров, 610014 Тел./факс (8332) 56-39-00. E-mail: 43_vtl@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
медиапродукт, медиадеятельность, Конкурсное движение, Работа в команде
Современный ученик, работая в медиапространстве, получает возможность реализовать свой творческий потенциал, совершенствовать личностные качества, развивать речь, взаимодействовать с людьми. Кроме того, медиадеятельность предполагает решение определенных социальных проблем, для этого важно уметь работать в команде единомышленников. Изучение русского языка становится для ученика более осмысленным процессом, т.к. медиадеятельность предполагает достижение определенного ряда результатов освоения основной образовательной программы, например: владения навыками работы с информацией, создания устного монологического высказывания, письменного текста, умения участвовать в диалоге.
Краткий пересказ
• Сухих Валентина Викторовна — заместитель директора по УВР и учитель русского языка и литературы в Кировском областном государственном образовательном автономном учреждении «Вятский технический лицей».
• Она развивает творческие способности обучающихся через медиадеятельность.
• Современный ученик может реализовать свой творческий потенциал и развивать личностные качества в медиапространстве.
• Медиадеятельность также помогает решать социальные проблемы и работать в команде.
• Изучение русского языка становится более осмысленным для учеников благодаря медиадеятельности.
• Развитие функциональной грамотности является важной задачей современного педагога.
• Творческие способности юных журналистов развиваются с помощью элективных курсов и внеурочной деятельности.
• Команда лицея готовится к ежегодному фестивалю МедиаРобоВятка, используя знания по стилистике, грамматике и медиакоммуникациям.
• Три педагога работают над развитием творческих способностей учеников через медиадеятельность.
Ф.И.О. | Сухих Валентина Викторовна |
Организация | Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей»
КОГОАУ ВТЛ ул. Ивана Попова, д. 37, г. Киров, 610014 Тел./факс (8332) 56-39-00. E-mail: 43_vtl@mail.ru |
Должность | Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 25 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность.
|
Ключевые слова | Конкурсное движение, медиапродукт, медиадеятельность, работа в команде. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Современный ученик, работая в медиапространстве, получает возможность реализовать свой творческий потенциал, совершенствовать личностные качества, развивать речь, взаимодействовать с людьми. Кроме того, медиадеятельность предполагает решение определенных социальных проблем, для этого важно уметь работать в команде единомышленников.
Изучение русского языка становится для ученика более осмысленным процессом, т.к. медиадеятельность предполагает достижение определенного ряда результатов освоения основной образовательной программы, например: владения навыками работы с информацией, создания устного монологического высказывания, письменного текста, умения участвовать в диалоге. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | С 2021-2022 уч. года в области началась работа по развитию у обучающихся функциональной грамотности. Профильные ресурсные центры (ПРЦ) города организовали методическую деятельность, связанную с конкретным компонентом функциональной грамотности. ПРЦ КОГОАУ ВТЛ занимался вопросом развития глобальных компетенций у обучающихся. В связи с этим учителя-предметники лицея анализировали свои методические возможности.
Умение решать глобальные проблемы, взаимодействуя с представителями других культур, формируется у людей всю жизнь. Это крайне сложный творческий процесс. В школе важно научить детей взаимодействовать в коллективе, решая общественно значимые проблемы. Такую возможность можно получить, участвуя в движении юных журналистов. |
Актуальность | Развитие функциональной грамотности – одна из важных задач современного педагога. Важно показать учащимся, где в жизни пригодятся полученные в школе знания. Для успешной деятельности юных журналистов необходимо хорошо знать русский язык, уметь взаимодействовать с людьми, а также обладать творческими способностями для создания качественных медиапродуктов. |
Новизна | Творческие способности юных журналистов развивают одновременно несколько педагогов, эффективно выстраивая программы элективных курсов и курсов внеурочной деятельности. Педагоги организуют подготовку лицейской команды для участия в конкурсном движении. |
Описание инновационного опыта | Для современного ученика важно, чтобы он понимал, где в жизни он может применить полученные в школе знания и умения. А жизнь устроена так, что в той или иной ситуации требуются комплексные знания (знания из разных предметных областей одновременно). Поэтому актуальным в сегодняшнем образовании стало развитие у обучающихся функциональной грамотности. Любое обучение эффективно в творческой атмосфере. С развитием творческих способностей ребенок приобретает разные навыки и умения, позволяющие решить многие проблемы.
Творческая деятельность в медиапространстве интересна обучающимся гуманитарного профиля. Чтобы образовательная потребность учеников была удовлетворена, можно использовать межпредметную интеграцию. Подготовка команды лицея к ежегодному фестивалю МедиаРобоВятка осуществляется учителем русского языка и литературы, учителем информатики, руководителем медиацентра. На уроках русского языка и на занятиях элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 и 11 классах систематизируются знания по стилистике и грамматике. Учащиеся под руководством учителя углубляют знания о языковых особенностях функциональных стилей, о различных жанрах. Изучение публицистического стиля идет синхронно с элективным курсом «Медиакоммуникации» (преподает учитель информатики). Оба учителя объединяют усилия. Учитель русского языка во время изучения публицистического стиля знакомит ребят не только с письменными жанрами (статья, очерк, репортаж и др.), но и с телевизионными (телесюжет, трейлер, бекстейдж, подкаст и др.). Учитель информатики на своем элективном курсе формирует базовые навыки журналиста и оператора, учит работать с программами для создания медиапродуктов, формирует у учащихся культуру поведения в медиапространстве. Полученные знания и умения ребята применяют в лицейском медиацентре. Первые удачные телесюжеты о школьной жизни ребята публикуют в лицейской группе ВК «ВТЛ NEWS», некоторые работы демонстрируют на телеэкранах лицея. Руководитель медиацентра в рамках своего курса внеурочной деятельности «Лицейский медиацентр» оттачивает у учащихся практические навыки журналистов, организует креативный подход к созданию медиапродуктов. Таким образом, три педагога работают над одной темой «Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность». После окончания учебного года в июне команда лицея под руководством этих учителей участвует в Межрегиональном с международным участием форуме школьных пресс-служб «МедиаРобоВятка». Ребята получают дипломы в различных номинациях. |
Продукт опыта / проекта | Презентация и комментарии к ней. |
Затруднения в реализации, риски | Трудность заключается в том, чтобы синхронизировать работу нескольких педагогов для достижения поставленной цели, выработать единые требования и критерии оценки деятельности обучающихся. Кроме того, для описанной выше деятельности необходимо определенное оборудование (видео- и фотокамера, петлички, штатив), определенное программное обеспечение. |
Публикации
по теме опыта |
Сухих В.В. Развитие глобальных компетенций у обучающихся через медиадеятельность [Текст] / В.В. Сухих // Образование в Кировской области. — 2022. — № 4. — С. 35-37.
|
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования функциональной грамотности обучающихся, развития их творческих способностей.
В соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО автор описывает возможности использования медиакоммуникационной деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Применяемые педагогом приемы и формы учебной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя, основанной на использовании в образовательном процессе возможностей медиакоммуникационной деятельности, направленной на достижение ряда результатов освоения основной образовательной программы: владения навыками работы с информацией, создания устного монологического высказывания, письменного текста, умения участвовать в диалоге. Приложения содержат презентацию опыта по теме «Развитие глобальных компетенций у учащихся через медиадеятельность» и комментарии к ней. Инновационный опыт, представленный в научно-методическом журнале «Образование в Кировской области», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС СОО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | Курсы внеурочной деятельности |