ФИО

Кунилова Мария Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель математики

СТАЖ РАБОТЫ

9 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. А. П. Гайдара» города Кирова, ул. Гайдара, д.5, телефон 23-02-83. sch45@kirovedu.ru

Цель проекта – развитие интереса к изучению предмета «Вероятность и статистика» посредством решения заданий и проведения статистических исследований на близком для школьников жизненном материале малой родины. Представленные материалы могут быть полезны учителям географии, биологии, истории, обществознания, математики. Использование учебного пособия «НеВероятная Вятка» способствует достижению личностных результатов обучения, таких как патриотическое воспитание, гражданское и духовно-нравственное воспитание, ценности научного познания.

Ф.И.О. Кунилова Мария Александровна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. А. П. Гайдара» города Кирова, ул. Гайдара, д.5, телефон 23-02-83. sch45@kirovedu.ru
Должность Учитель математики
Стаж работы 9 лет
Тема инновационного педагогического опыта/проекта Использование учебного пособия по статистике и теории вероятностей «НеВероятная Вятка» для повышения интереса учащихся 7 класса к изучению предмета «Вероятность и статистика»
Ключевые слова малая родина, статистика, теория вероятностей, работа с таблицами, анализ, классификация и систематизация данных
Аннотация (не более 500 знаков) Цель проекта – развитие интереса к изучению предмета «Вероятность и статистика» посредством решения заданий и проведения статистических исследований на близком для школьников жизненном материале малой родины. Представленные материалы могут быть полезны учителям географии, биологии, истории, обществознания, математики. Использование учебного пособия «НеВероятная Вятка» способствует достижению личностных результатов обучения, таких как патриотическое воспитание, гражданское и духовно-нравственное воспитание, ценности научного познания.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема заключается в отсутствии опыта преподавания предмета «Вероятность и статистика» у учителей.
Актуальность  Начиная с 2023 учебного года, в школах Кировской области в соответствии с ФГОС в 7-м классе введен новый предмет «Вероятность и статистика». В статистике, в отличие от математики, работать приходится с реальными экономическими и социальными показателями и не только выполнять вычисления, а правильно формулировать выводы по результатам расчетов. Для учащихся 7 класса гораздо интереснее будет работать с «живыми» числами родного края. В этом случае изучение предмета будет идти в тесной взаимосвязи с изучением географии и истории родного края. Таким образом, целью нашего исследования был анализ задачного материала нового учебника и составление задач с использованием местного материала.
Новизна Новизна проекта в содержании задачного материала. В пособии представлены авторские задания на материале малой родины (Кировской области) в полном соответствии с учебной программой по предмету.
Описание инновационного опыта учителя

 

В состав методических материалов входят:

– комплект заданий;

– решения и ответы;

– презентации к урокам.

Решения к заданиям представлены в печатном и электронном виде, в презентациях к урокам присутствует как теоретический, так и практический материал.

Список тем, по которым разработан задачный материал:

1.     Представление данных.

2.     Описательная статистика.

3.     Случайная изменчивость.

4.     Введение в теорию графов.

5.     Логика

6.     Случайные опыты и случайные события.

Типы представленных авторских заданий:

1.     Задачи для развития метапредметных связей – это задачи на стыке наук: математики и географии, математики и истории, математики и обществознания, математики и биологии.

Например, в школьном учебнике есть задача о населении крупнейших городов Московской области. Мы предлагаем решать похожую задачу с городами Кировской области. Обязательно на уроке прозвучит: «А там живет моя бабушка». И для детей информация станет личностно значимой. Некоторые подобные задачи учебника с географическими названиями мы заменили на задачи с местными названиями. Мы ни в коем случае не предлагаем изменить все задачи географического содержания из учебника на задания с местными данными, но, по-нашему мнению, следует включить в практические работы близкую для ребят информацию.

2. «Живые» практические работы со статистическими данными, собранными прямо на уроке.

Актуальной информацией для таких опросов является информация, например, о формировании команды школы для участия в легкоатлетической эстафете. Отбор на эстафету учитель физкультуры проводит на уроке, каждый ученик знает свой результат. Впрочем, статистическое исследование можно проводить по произвольным актуальным жизненным вопросам. Главное, чтобы учащиеся поняли, как это делается, с какой целью и какие возможны фальсификации на основе неправильно собранных данных.

3.     Задачи на основе реальных экономических и социальных показателей по Кировской области из баз данных Кировстата.

Можно создавать проект длиной в один урок. Результат проекта – статистический анализ состояния, например, рек Кировской области. Очень важным на наш взгляд является работа с живыми, настоящими цифрами. Необходимо научить учащихся пользоваться справочной информацией. С этой целью мы предлагаем использовать данные Кировстата и организовывать практические работы на уроке с использованием этих материалов. Немаловажным в таких работах является тот факт, что дети не могут найти готового решения в интернете, что является сейчас бичом современного массового образования.

4. Задачи, решаемые в компьютерном классе с использованием MS Excel.

В теме «Группировка данных и гистограммы» в нашем пособии подробно, на конкретном примере описаны этапы проведения группировки данных по признаку. Задачи по этой теме целесообразно решать в компьютерном классе в программе MS Excel. Ранжирование данных, определение интервала группировки, распределение единиц совокупности по группам, составление таблиц, построение диаграмм и графиков по результатам расчетов рационально выполнять на компьютере.

Продукт опыта / проекта «НеВероятная Вятка»: комплект методических материалов к практическим занятиям по статистике и теории вероятностей для 7-го класса
Затруднения в реализации, риски Существует печатный вариант учебного пособия и его электронная версия. Поскольку приобретение печатного варианта для каждого учащегося сопряжено с материальными расходами, предлагается обеспечить ребят этими материалами в электронном виде. При организации работы в классе необходимо наличие компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации презентаций к урокам. Некоторые занятия рекомендуется проводить в компьютерных классах и выполнять вычисления в MS Excel, а также применять калькуляторы для облегчения работы с реальными статистическими данными.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Результаты опытного преподавания показали, что данный образовательный ресурс помогает повысить интерес обучающихся к истории родного края, повышает уровень патриотизма школьников, уровень усвоения знаний, а также их активность на уроке.

Использование учебного пособия стимулирует семиклассников к изучению статистики и теории вероятностей, позволяет организовать эффективную работу на уроке и самостоятельную работу обучающихся.

Обучающиеся овладевают навыками использования различных источников для получения информации, анализа статистической информации, ее критического осмысления и систематизации, приобретают умение работать самостоятельно.

Растет познавательный интерес к изучению географии и истории родного края и самообразованию, повышается уровень социальной активности и ответственности обучающихся.

Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

 

Кунилова М. А., Быкова С. А., Махнева А. Ю., Нелюбина М. Д., Рыбакова Я. С. «НеВероятная Вятка»: комплект методических материалов к практическим занятиям по статистике и теории вероятностей для 7-го класса // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 7. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. – С. 142–147.
Экспертное заключение Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). Это уникальное учебное пособие, представляющее дополнительные материалы для проведения кура по теории вероятностей и математической статистике, базирующееся на краеведческих данных и имеющее огромное практическое значение. В связи с необходимостью внедрения нового курса «Теория вероятностей и математическая статистика» в образовательный процесс основной и средней школы и разработке нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта
Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой
кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО
«Вятский государственный университет»
Составляющие образования ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Математика и информатика

Учебное пособие по статистике и теории вероятностей для 7 класса
Скачать файл
Невероятная Вятка
Скачать файл