ФИО

Шуткина Елена Аркадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель

СТАЖ РАБОТЫ

28 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Слободского» Школьная ул., д.3.Слободской г., 613150 тел. (83362) 4-73-06 e-mail: internatslob43@yandex.ru

Представлен опыт использования метода интенсивного взаимодействия для развития навыков коммуникации у обучающихся, находящихся на досимволическом уровне развития мышления и общения.

Ф.И.О. Шуткина Елена Аркадьевна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Слободского»

Школьная ул., д.3.Слободской г., 613150 тел. (83362) 4-73-06 e-mail: internatslob43@yandex.ru

Должность учитель
Стаж работы 28 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование интенсивного взаимодействия для развития навыков коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

 

Ключевые слова Обучение детей с ТМНР, альтернативная и дополнительная коммуникация, интенсивное взаимодействие.
Аннотация (не более 500 знаков) Представлен опыт использования метода интенсивного взаимодействия для развития навыков коммуникации у обучающихся, находящихся на досимволическом уровне развития мышления и общения.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В школу приходят обучаться дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, не владеющие коммуникацией. В связи с этим необходимо подобрать эффективные методы и приёмы обучения данной категории обучающихся.
Актуальность Использование метода интенсивного взаимодействия даёт возможность вывести обучающегося на более высокий уровень коммуникации.
Новизна Подобран диагностический инструментарий, направленный на оценку уровня развития коммуникативных навыков, проведены наблюдения за обучающимся. Повторное обследование с помощью матрицы коммуникации показало переход на более высокие уровни общения.
Описание инновационного опыта Среди обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития выявляются те, которые находятся на досимволическом уровне развития мышления и коммуникации. Любые формы альтернативной дополнительной коммуникации (жесты, предметы или изображения) для них недоступны. В работе с данной категорией обучающихся целесообразно использовать интенсивное взаимодействие как способ коммуникации, доступный всем, вне зависимости от уровня физического или интеллектуального развития. Был подобран диагностический инструментарий, направленный на оценку уровня развития коммуникативных навыков, проведены наблюдения за обучающимся. Использование на уроках технологии интенсивного взаимодействия для развития навыков коммуникации способствовало переходу обучающегося с уровня общения Ненамеренного поведения на более высокие уровни общения (Нестандартное и Стандартное общение).
Продукт опыта / проекта Переход обучающего на более высокие уровни коммуникации.
Затруднения в реализации, риски Непредсказуемое поведение обучающегося, продолжительный период использования интенсивного взаимодействия, результат работы отсрочен во времени.
Публикации

по теме опыта

Шуткина Е.А. «Использование интенсивного взаимодействия для развития навыков коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» опубликован в сборнике V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому», проект УчимЗнаем, Москва, 1-3 ноября 2023 года / под ред. Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова, И.Ю. Долуева, перевод: Н.М. Курикалова, Е.А. Полякова. 2023. – 169 с. — С. 75-77. — УДК 376.23
Экспертное заключение В ходе проведенной работы учитель продемонстрировал глубокое понимание проблем детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и оригинальный подход к их обучению. Эффективная работа учителя по использованию интенсивного взаимодействия для развития навыков коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития заслуживает высокой оценки и может служить примером для других специалистов в области специального образования.

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить  в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Обсекова Е.О., методист кафедры инклюзивного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование

Экспретное заключение
Скачать файл
Шуткина Е.А. Использование интенсивного взаимодействия для развития навыков коммуникации у детей с тяжелыми и множественными.
Скачать файл