ФИО
Соколова Наталия Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
27 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова, г. Киров, ул. Труда, 67-А, e-mail: school-k14@mail.ru, Тел.:(8332) 64-52-46
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
закрепление и контроль знаний, Интерактивные тесты, регионоведение, мотивация, родной край
Целью данного проекта является повышение уровня обучения учащихся с помощью продукта – сборник интерактивных тестов по Регионоведению для 5-6 классов. В сборник входят интерактивные тесты, сгруппированные по образовательным областям: история, география, литература Вятки. Тестирование осуществляется на базе сервиса onlinetestpad.com. Для отслеживания уровня развития УУД используется мониторинговая деятельность. Удобный формат продукта не только помогает упростить проверку знаний учащихся и развить их навыки, но и предоставляет информацию об истории, географии и литературном достоянии Вятского края.
Ф.И.О. | Соколова Наталия Владимировна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова,
г. Киров, ул. Труда, 67-А, e-mail: school-k14@mail.ru, Тел.:(8332) 64-52-46 |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 27 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Вятские тропинки»: сборник интерактивных тестов по предмету «Регионоведение» в 5–6 классах как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроке |
Ключевые слова | Интерактивные тесты, регионоведение, мотивация, закрепление и контроль знаний, родной край. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Целью данного проекта является повышение уровня обучения учащихся с помощью продукта – сборник интерактивных тестов по Регионоведению для 5-6 классов. В сборник входят интерактивные тесты, сгруппированные по образовательным областям: история, география, литература Вятки. Тестирование осуществляется на базе сервиса onlinetestpad.com. Для отслеживания уровня развития УУД используется мониторинговая деятельность. Удобный формат продукта не только помогает упростить проверку знаний учащихся и развить их навыки, но и предоставляет информацию об истории, географии и литературном достоянии Вятского края. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В российском образовании по-прежнему сохраняется интерес к курсу «Регионоведение», который считается важной дисциплиной, способствующей воспитанию нравственности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Однако участники учебного процесса испытывают объективные трудности в изучении данной дисциплины из-за недостаточного дидактического сопровождения занятий. В связи с чем у школьника пропадает интерес к предмету, ибо на подготовку домашнего задания дети зачастую тратят много времени и ресурсов, а также не видят связи между знаниями, полученными на занятиях, например, по литературному краеведению, и информацией с уроков по историческому краеведению, соответственно метапредметное пространство не формируется, целостного представления о Вятском крае, его народе не возникает. Эта ситуация заставила нас задуматься над проблемой усвоения и проверки знаний учащихся по этому предмету.
Мы предлагаем решить эту проблему путем создания интерактивных тестов по курсу «Регионоведение» для 5-6 классов, с помощью которых учащиеся смогут легко и непринуждённо повторить и закрепить весь пройденный материал. |
Актуальность | Ученикам 5-6 класса за учебный год необходимо изучить большое количество материала по курсу «Регионоведение». Не раз в методической литературе отмечалось, что применение информационных технологий в изучении предмета способствует развитию любознательности, заинтересованности в самом процессе познания. Метод тестирования помогает обеспечить правильное и быстрое восприятие содержания задания, получить качественную и объективную информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала, дает возможность сопоставлять уровень знаний учащихся разных классов одной параллели, избавляет учителя от необходимости распечатывать тесты и проверять их вручную. Поэтому для повторения и закрепления пройденного материала по данному курсу мы предлагаем использование на уроках «Регионоведения» сборника интерактивных тестов. У детей развивается логическое мышление, самостоятельность, обеспечивается интеграция и мотивация учебной деятельности и создаются условия для самообразования и саморазвития учащихся. |
Новизна | Использование метода онлайн тестирования в процессе обучения позволяет сделать будничные шаги по закреплению учебного материала интересной и увлекательной дорогой к знаниям. В течение учебного года, работая с продуктом, можно организовать различные формы взаимодействия учителя и ученика: это может быть индивидуальная работа с тестом для самоконтроля усвоенных знаний, групповая работа контролирующего характера по теме. Вопросы тестов также могут использоваться на олимпиадах по краеведению, при организации занятий краеведческого кружка. |
Описание инновационного опыта | Продукт содержит тесты открытого типа, созданные на базе сайта “onlinetestpad.com”. По ссылке, куар-коду учащийся выходит в один из 3 предлагаемых разделов: «Вятка историческая», «Вятка литературная», «География Вятки».
Чтобы начать тест, необходимо пройти авторизацию, заполнив графу ФИ и класс, далее ученик сможет начать тест. Например, формулировка вопроса: “Что раньше находилось на месте Филармонии города Кирова?”. Далее даны конкретные варианты ответов на вопрос. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. После ответа на вопрос высвечивается правильный ответ, а следующим вопросом идёт либо пояснение ответа, либо историческая справка, возможен и переход сразу к следующему вопросу. В конце теста ученик видит свой результат и может проанализировать его вместе с учителем. В случае низкого результата прохождения теста возможна коррекция и повторное его прохождение. В дальнейшем можно изменять наполняемость продукта в соответствии с новым содержанием федерального государственного образовательного стандарта. |
Продукт опыта / проекта | «Вятские тропинки»: сборник интерактивных тестов по предмету «Регионоведение» 5-6 класс. |
Затруднения в реализации, риски | Наличие устройства, имеющего выход в интернет у каждого ученика, выход в интернет. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Успеваемость класса, в котором обучение строилось с применением продукта, – 100%.
Происходит овладение навыками организации учебной деятельности, систематизации новых знаний, умение анализировать, классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Наблюдается снижение уровня тревожности при выполнении оценочных работ. Наблюдается рост мотивации к приобретению знаний, самостоятельной деятельности, повышение самооценки своей успешности, осознание собственной значимости |
Публикации
по теме опыта |
Соколова Н. В., Баталов Д. А., Васенина А. С., Золотарев И. А., Софоян К. Э. «Вятские тропинки»: сборник интерактивных тестов по предмету «Регионоведение» 5–6-й класс // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 7. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. – С. 232–235. |
Экспертное заключение | Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с необходимостью повышения уровня обучения учащихся с помощью интерактивных тестов и разработки нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Курсы внеурочной деятельности |