ФИО
Сазанова Ксения Витальевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель математики и информатики, заместитель директора по УВР
СТАЖ РАБОТЫ
8 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова, г. Киров, ул. Труда, 67-А, e-mail: school-k14@mail.ru, Тел.:(8332) 64-52-46
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Изучение истории имеет большую значимость в современном мире. Данный проект направлен на решение такой проблемы, как низкий интерес учащихся при изучении истории развития ЭВМ и ИКТ. Образовательный ресурс предназначен для учащихся 5–11 классов. Он может быть использован как материал для уроков информатики, а также для самостоятельного изучения и расширения кругозора в данной теме. Образовательный ресурс будет полезен учителям информатики, которые ищут новые и интерактивные способы преподавания, может заинтересовать учащихся, которые интересуются историей развития ЭВМ и ИКТ.
Ф.И.О. | Сазанова Ксения Витальевна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Кирова,
г. Киров, ул. Труда, 67-А, e-mail: school-k14@mail.ru, Тел.:(8332) 64-52-46 |
Должность | Учитель математики и информатики, заместитель директора по УВР |
Стаж работы | 8 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Применение интерактивной карты событий на уроках информатики в целях повышения интереса учащихся к изучению истории ЭВМ и ИКТ в 5–11 классах |
Ключевые слова | ЭВМ, ИКТ, история, интерактивная карта, открытия |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Изучение истории имеет большую значимость в современном мире. Данный проект направлен на решение такой проблемы, как низкий интерес учащихся при изучении истории развития ЭВМ и ИКТ. Образовательный ресурс предназначен для учащихся 5–11 классов. Он может быть использован как материал для уроков информатики, а также для самостоятельного изучения и расширения кругозора в данной теме. Образовательный ресурс будет полезен учителям информатики, которые ищут новые и интерактивные способы преподавания, может заинтересовать учащихся, которые интересуются историей развития ЭВМ и ИКТ. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В наше время весьма сложно представить свою жизнь без разнообразных современных технологий, будь то гаджеты либо иные цифровые устройства. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни и используются во всевозможной деятельности человека, во всех сферах жизни общества. Технический прогресс продолжает совершенствоваться, и с каждым днём мы можем наблюдать за инновациями в электронной технике, новейшими открытиями в информационной сфере, все наибольшим влиянием информационных и интернет-технологий в жизни людей. Не исключением является нынешнее образование и экономика. Цель современного образования по ФГОС – раскрыть способности каждого ученика, адаптировать учащихся к работе в команде, развить у подрастающего поколения ответственность, найти личный подход к каждому школьнику. Современные цели задают тон к современному образованию, к современному уроку. Тем не менее в современных реалиях многие школы и учителя сталкиваются с такой проблемной ситуацией, как ограничения в доступе к различным информационным ресурсам, отсутствие возможности обеспечить учащихся актуальной и интересной информацией, отсутствие заинтересованности у учащихся. |
Актуальность | Изучение истории ЭВМ и ИКТ имеет большую значимость в современном мире, где информационные технологии играют наиболее существенную роль. Понимание прошлого помогает учащимся вернее понять и оценить современные технологии, а также улучшить критическое мышление и аналитические навыки. Работа с интерактивными ресурсами, с интернетом в практической деятельности повышает интерес и работоспособность учащихся на уроке. Интерактивная карта с открытиями позволит учащимся самостоятельно изучать историю ЭВМ и ИКТ в интересной и увлекательной форме, поможет лучше понять развитие и эволюцию технологий, а также их влияние на современный мир. Для педагогов этот ресурс предлагает новый инструмент для преподавания, который может сделать уроки более интересными и привлекательными, а также возможность использовать его на внеурочной деятельности и как источник дополнительной информации. Данный образовательный ресурс является актуальным не только для педагогов и школьников, но также и для общества. Он подразумевает новый подход к изучению истории ЭВМ и ИКТ. |
Новизна | Существует множество интернет-ресурсов в текстовом виде или в виде презентаций с фактами, информацией об истории ЭВМ и ИКТ. Но нет в виде интерактивной наглядной карты, которая позволяет увидеть место события, дату, основную информацию и конечно, иллюстрацию. Интерактивную карту можно применять на различных этапах урока, для изучения темы дома, выполнения домашних заданий, во внеурочной деятельности. |
Описание инновационного опыта | Использование интерактивных интернет ресурсов, современных гаджетов, персонального компьютера существенно заинтересовывают и мотивируют учащихся во время изучения теоретического материала. Электронные образовательные ресурсы могут применяться для объяснения нового материала через различные презентации, схемы и иные средства наглядности, например, видео. Деятельность с помощью электронных устройств позволяет повысить ИКТ — компетенции учащихся. Несмотря на разнообразие интернет-источников информация, связанная с развитием ИКТ и ЭВМ разбросана по всей сети, несет повествовательный характер, содержит много текстовой информации. Возникают вопросы:
Каким источником информации воспользоваться? Как сделать изучение истории интереснее? Как внести в теоретический материал практическую деятельность с использованием ПК? Интерактивная карта для изучения истории ЭВМ и ИКТ «Information technology» помогает найти ответы на вопросы и сделать урок разнообразнее. При использовании одного интернет-ресурса, с выделением самого важного, изучение материала становится продуктивнее. На интерактивной карте выделены самые важные события, отмечены места их происхождения, иллюстрации. Восприятие информации становится проще и нагляднее. Образовательный ресурс направлен на повышение интереса учащихся к изучению истории ЭВМ и ИКТ и развитие определенных знаний, навыков, компетенций. На различных семинарах, посвященных информационным технологиям, на кружках по информатике карту можно использовать как электронное учебное пособие. Систематизированная информация может послужить основой для написания исследовательских работ и разнообразных проектов, будет полезна не только для учителей, а также и для учащихся. |
Продукт опыта / проекта | «Information technology»: интерактивная карта для изучения истории ЭВМ и ИКТ в 5–11 классах |
Затруднения в реализации, риски | Отсутствие интернета или оборудования для выхода в интернет. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Интерактивная карта была успешно реализована и апробирована. В апробации участвовали обучающиеся 7, 8, 9 и 11 классов МБОУ СОШ №14 г. Кирова, в количестве 119 человек.
Использование интерактивной карты на уроках показало повышение интереса и работоспособности учащихся на уроках информатики. 93% учащихся поставили высокую оценку уроку, 86% учащихся не испытывали затруднений на уроке, 97% успешно справлялись с заданиями. В зависимости от класса и темы, ресурс использовался в качестве исторической справки по теме, практической работы с картой, домашнего задания и изучения нового материала. Данный проект развивает у учащихся определённые навыки и компетенции: 1. Развитие знаний и понимание истории ЭВМ и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Проект предоставляет учащимся возможность самостоятельно изучать историю ЭВМ и ИКТ через интерактивную карту. Это помогает им узнать о развитии и эволюции технологий, ознакомиться с ключевыми событиями и достижениями в этой области. 2. Критическое мышление. Учащиеся могут анализировать предоставленную информацию, сравнивать различные этапы развития технологий, оценивать их влияние на общество и делать обоснованные выводы. 3. Исследовательские навыки. Учащиеся могут проводить собственные исследования, исследовать различные источники информации и использовать их для создания своих проектов или презентаций. 4. Технологическая грамотность. Проект позволяет учащимся овладеть навыками работы с информационными технологиями, включая поиск информации в Интернете, использование интерактивных ресурсов и создание собственных проектов с использованием цифровых инструментов. По сравнению с традиционными методами обучения и изучения истории ЭВМ и ИКТ, при работе с интерактивными ресурсами был выявлен больший интерес и активность учащихся, процент усвоения знаний в конце урока был на 20% выше, на 10% лучше выполнение домашнего задания в группе с использованием интерактивной карты. Был выявлен индивидуальный интерес учащихся к изучению отдельных событий в свободное время, желание подготовить доклад и познакомиться с открытием подробнее |
Публикации
по теме опыта |
Сазанова К. В., Глушкова А. О., Григоренко Я. Б., Лодыгина Л. А., Симонов М. И. «Information Technology»: образовательный ресурс – интерактивная карта для изучения истории ЭВМ и ИКТ в 5–11-х классах // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 7. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. – С. 214–217. |
Экспертное заключение | Представленные материалы разработаны в рамках реализации совместного регионального инновационного проекта ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» «PROрывное решение» («Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «учёный – учитель – студент – школьник»). В связи с необходимостью привития интереса школьников к изучению информатики и ИКТ через использование исторических сведений и разработки нового образовательного ресурса материалы представляются весьма актуальными и могут быть размещены в региональном банке педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Математика и информатика |