ФИО

Савватеева Ольга Борисовна, Семёнова Наталья Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

учителя начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

32 года, 27 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 27» города Кирова (МБОУ средняя школа №27» города Кирова 610045 г.Киров, ул.Космонавта Владислава Волкова, д.6, тел.50-29-65 Адрес электр.почты: sch27@kirovedu.ru

Методическая разработка конспектов внеурочных занятий в 1 классе «О здоровье» создана в инновационном режиме, считается занятием внеурочной деятельности по авторской программе педагогов школы «Давайте жить дружно» духовно-нравственной и эстетической направленности.

При конструировании своих методических рекомендаций авторы максимально учитывают требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к трём нормативно-правовым документам: Федеральной образовательной программе начального общего образования и Федеральной рабочей программе воспитания, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Целью предлагаемой программы является формирование навыков конструктивного общения, культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств обучающихся, личностного развития, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.

Достижению поставленной цели способствует реализация сформулированных задач, направленных на духовно-нравственное развитие младших школьников. Учебные занятия основаны на ведущих в современной дидактике методологических подходах: системно-деятельностном, компетентностном, личностно-ориентированном, которые реализуются через содержание и современные педагогические технологии, что позволяет успешно развивать младших школьников. Кроме того, среди задач особе место уделяется формированию гигиенических умений и навыков.

В предлагаемой программе описаны три занятия: «Чистюля и Грязнуля», «Кто аккуратен, то людям приятен», «Советы Мойдодыра». При этом авторы считают, что данных занятий вполне достаточно, чтобы сформировать первоначальные представления у младших школьников о чистоте, аккуратности и вежливости.

Ф.И.О. Савватеева Ольга Борисовна, Семёнова Наталья Александровна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 27» города Кирова (МБОУ средняя школа №27» города Кирова

610045 г.Киров, ул.Космонавта Владислава Волкова, д.6, тел.50-29-65

Адрес электр.почты: sch27@kirovedu.ru

Должность учителя начальных классов
Стаж работы 32года и 27лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Занятия по внеурочной деятельности (духовно-нравственного и эстетического направления) по теме «Здоровье» (по авторской программе «Давайте жить дружно»)
Ключевые слова Внеурочная деятельность, мультфильмы, здоровье
Аннотация (не более 500 знаков) Методическая разработка конспектов внеурочных занятий в 1 классе «О здоровье» создана в инновационном режиме, является занятием внеурочной деятельности по авторской программе «Давайте жить дружно» духовно-нравственной и эстетической направленности.

Разработка учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по трём группам требований, Федеральной образовательной программы начального общего образования и Федеральной рабочей программы воспитания, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Целью программы является: формирование навыков конструктивного общения, культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, личностного развития, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы

Достижению цели способствует реализация поставленных задач, направленных на духовно-нравственное развитие младших школьников. Учебные занятия основаны на ведущих в современной дидактике методологических подходах: системно-деятельностном, компетентностном, личностно-ориентированном, которые реализуются через содержание и современные педагогические технологии, что позволяет успешно развивать младших школьников.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема духовнонравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, телевидение, интернет – все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Наш выбор использование в программе внеурочной деятельности мультипликационного жанра объясняется тем, что в современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультипликационных фильмов могут являться настоящими учителями оптимизма и толерантности, помогающими решать различные жизненные задачи.

Актуальность  Приоритетной целью программы является: формирование навыков конструктивного общения, культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, личностного развития, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы
Новизна Новизна программы заключается в том, что через анализ мультипликационных сюжетов учащимся просто и доступно объясняются правила социально-приемлемого поведения.
Описание инновационного опыта Коллектив педагогов МБОУ «Средней школы №27» города Кирова разработал программу внеурочной деятельности «Давайте жить дружно», которая основана на медиативной технологии, в которой используются отечественные мультфильмы. Во многих мультфильмах очень ярко показаны конфликтные ситуации, которые часто встречаются в детской среде. Мультипликационные фильмы любят дети самого разного возраста. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие краски и впечатления. Благодаря мультфильмам мы знакомимся с такими понятиями, как добро и зло, дружба и любовь, о том, что можно делать, а что нельзя.

В программе по внеурочной деятельности «Давайте жить дружно» восемь разделов. Один из разделов этой программы называется «О здоровье». Рассказывать о здоровье детям надо обязательно, но не стоит делать это каждый день, в виде плановых бесед, которые покажутся скучными и очень быстро надоедят.

Работая над этим разделом, мы просмотрели множество мультфильмов, но отобрали только четыре, для работы над каждой темой:

1класс «Встреча с Мойдодыром» выбран мультфильм «Мойдодыр»

2 класс «Путешествие в страну Здоровье»- «Королева Зубная щётка»

3 класс «Если хочешь быть здоров» — «Митя и Микробус»

4 класс «Вредные и полезные привычки» — «Трубка и медведь».

Занятия по разделу «О здоровье» в программе внеурочной деятельности «Давайте жить дружно» направлены на формирование ответственности за своё здоровье, отработку коммуникативных и регулятивных навыков. На занятиях применяются медиативные техники: «Активное слушание»; «Я — сообщение»; «Резюмирование».

В мультфильме «Мойдодыр», целью которого было приучить малышей к личной гигиене и опрятному внешнему виду, с течением времени не теряет актуальности. В этом мультфильме, как и в любой сказке, описывается противостояние добра и зла. На светлой стороне выступает Мойдодыр с заветами о чистоте, а на темной – неряшливость.

Мультфильм «Королева Зубная щётка» о маленькой девочке, которая не любила мыться, причесываться и чистить зубы. Ее лицо, руки и коленки были черными от грязи, но однажды ее все-таки уговорили помыть хотя бы руки. Мыльный пузырек приклеился к ее ладошкам и унес в далекую сказочную страну. Там она узнала, что помочь ей попасть обратно домой может только Королева Зубная Щетка. Вот только такую чумазую девочку на прием к Королеве просто не пустят…

В данных мультфильмах отчетливо видны различные конфликтные ситуации, которые наиболее часто встречаются в детской среде. Разбор с детьми этих ситуаций, рисование, лепка, разыгрывание сценок не только поможет детям найти им выход из реальных конфликтов, но и предотвратит их. А также дети смогут почерпнуть определенный жизненный опыт и разыгрывать его в процессе сюжетно – ролевых игр.

 

Продукт опыта / проекта Конспекты занятий
Затруднения в реализации, риски Возможность возникновения технических проблем и нехватка информационного оснащения кабинета. Большая подготовительная работа при разработке учебных материалов к занятиям.
Публикации

по теме опыта

1.Всероссийская научно-практическая конференция «Школьная медиация: теория, практика, перспективы развития» (сборник материалов КОГОАУДПО «ИРО Кировской области» – Киров, 29.11.2018) Савватеева О.Б. «Реализация программы внеурочной деятельности «Давайте жить дружно», Савватеева О.Б., Семенова Н.А. «Программа по внеурочной деятельности «Давайте жить дружно» как ресурс формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста».

2.Сборник лучших практик лауреатов премии имени А.Н.Тепляшиной Мастера педагогического дела выпуск 1 КОГОАУДПО «ИРО Кировской области» Киров 2023 Савватеева О.Б. «Содержание духовно-нравственного и эстетического воспитания в рамках программы курса внеурочной деятельности «Давайте жить дружно»

Экспертное заключение 1.        Авторами разработано и создано учебно-методическое пособие из опыта организации внеурочной деятельности в начальных классах. В пособии представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования «Давайте жить дружно», направленная на реализацию социального и духовно-нравственного направлений. Актуальность представленного материала выражается необходимостью реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к внеурочной деятельности.

2.        Содержание разработанного учебно-методического пособия по внеурочной деятельности соответствуют содержанию ФГОС НОО. Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования и разработана на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального общего образования.

 

Ф.И.О. эксперта Анненкова Елена Викторовна, преподаватель профессионального цикла, КОГПОБУ «Кировский педагогический колледж»
Экспертное заключение Методические разработки внеурочных занятий по теме: «Здоровье», которые входят в авторскую программу «Давайте жить дружно» духовно-нравственной и эстетической направленности способствуют формированию у учащихся начальных классов ответственности за своё здоровье, отработку коммуникативных и регулятивных навыков.

Занятия основаны на применении медиативной технологии, в которой используются отечественные мультфильмы. Занятия в 1 классе направлены на приучение обучающихся к чистоте и соблюдению гигиены тела, основываются на произведении К. Чуковского «Мойдодыр» и соответствующем мультфильме.

В ходе занятий организуется активная самостоятельная и групповая работа детей, творческая познавательная деятельность учащихся.

Данная методическая разработка призвана помочь учителям в подготовке и в проведении внеурочных занятий с целью создания условий для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни.

Ф.И.О. эксперта Кожинова Н.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ

Начальное общее образование

Занятия по внеурочной деятельности
Скачать файл
Экспертиза ИРО Семенова и Савватеева
Скачать файл
Экспертиза ИРО
Скачать файл