ФИО
Савватеева Ольга Борисовна, Семёнова Наталья Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
учителя начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
32 года, 27 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 27» города Кирова (МБОУ средняя школа №27» города Кирова 610045 г.Киров, ул.Космонавта Владислава Волкова, д.6, тел.50-29-65 Адрес электр.почты: sch27@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Методическая разработка конспектов внеурочных занятий в 1 классе «О здоровье» создана в инновационном режиме, считается занятием внеурочной деятельности по авторской программе педагогов школы «Давайте жить дружно» духовно-нравственной и эстетической направленности.
При конструировании своих методических рекомендаций авторы максимально учитывают требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к трём нормативно-правовым документам: Федеральной образовательной программе начального общего образования и Федеральной рабочей программе воспитания, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Целью предлагаемой программы является формирование навыков конструктивного общения, культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств обучающихся, личностного развития, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.
Достижению поставленной цели способствует реализация сформулированных задач, направленных на духовно-нравственное развитие младших школьников. Учебные занятия основаны на ведущих в современной дидактике методологических подходах: системно-деятельностном, компетентностном, личностно-ориентированном, которые реализуются через содержание и современные педагогические технологии, что позволяет успешно развивать младших школьников. Кроме того, среди задач особе место уделяется формированию гигиенических умений и навыков.
В предлагаемой программе описаны три занятия: «Чистюля и Грязнуля», «Кто аккуратен, то людям приятен», «Советы Мойдодыра». При этом авторы считают, что данных занятий вполне достаточно, чтобы сформировать первоначальные представления у младших школьников о чистоте, аккуратности и вежливости.
Ф.И.О. | Савватеева Ольга Борисовна, Семёнова Наталья Александровна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 27» города Кирова (МБОУ средняя школа №27» города Кирова
610045 г.Киров, ул.Космонавта Владислава Волкова, д.6, тел.50-29-65 Адрес электр.почты: sch27@kirovedu.ru |
Должность | учителя начальных классов |
Стаж работы | 32года и 27лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Занятия по внеурочной деятельности (духовно-нравственного и эстетического направления) по теме «Здоровье» (по авторской программе «Давайте жить дружно») |
Ключевые слова | Внеурочная деятельность, мультфильмы, здоровье |
Аннотация (не более 500 знаков) | Методическая разработка конспектов внеурочных занятий в 1 классе «О здоровье» создана в инновационном режиме, является занятием внеурочной деятельности по авторской программе «Давайте жить дружно» духовно-нравственной и эстетической направленности.
Разработка учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по трём группам требований, Федеральной образовательной программы начального общего образования и Федеральной рабочей программы воспитания, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Целью программы является: формирование навыков конструктивного общения, культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, личностного развития, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы Достижению цели способствует реализация поставленных задач, направленных на духовно-нравственное развитие младших школьников. Учебные занятия основаны на ведущих в современной дидактике методологических подходах: системно-деятельностном, компетентностном, личностно-ориентированном, которые реализуются через содержание и современные педагогические технологии, что позволяет успешно развивать младших школьников. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема духовно—нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, телевидение, интернет – все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Наш выбор использование в программе внеурочной деятельности мультипликационного жанра объясняется тем, что в современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультипликационных фильмов могут являться настоящими учителями оптимизма и толерантности, помогающими решать различные жизненные задачи. |
Актуальность | Приоритетной целью программы является: формирование навыков конструктивного общения, культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, личностного развития, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы |
Новизна | Новизна программы заключается в том, что через анализ мультипликационных сюжетов учащимся просто и доступно объясняются правила социально-приемлемого поведения. |
Описание инновационного опыта | Коллектив педагогов МБОУ «Средней школы №27» города Кирова разработал программу внеурочной деятельности «Давайте жить дружно», которая основана на медиативной технологии, в которой используются отечественные мультфильмы. Во многих мультфильмах очень ярко показаны конфликтные ситуации, которые часто встречаются в детской среде. Мультипликационные фильмы любят дети самого разного возраста. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие краски и впечатления. Благодаря мультфильмам мы знакомимся с такими понятиями, как добро и зло, дружба и любовь, о том, что можно делать, а что нельзя.
В программе по внеурочной деятельности «Давайте жить дружно» восемь разделов. Один из разделов этой программы называется «О здоровье». Рассказывать о здоровье детям надо обязательно, но не стоит делать это каждый день, в виде плановых бесед, которые покажутся скучными и очень быстро надоедят. Работая над этим разделом, мы просмотрели множество мультфильмов, но отобрали только четыре, для работы над каждой темой: 1класс «Встреча с Мойдодыром» выбран мультфильм «Мойдодыр» 2 класс «Путешествие в страну Здоровье»- «Королева Зубная щётка» 3 класс «Если хочешь быть здоров» — «Митя и Микробус» 4 класс «Вредные и полезные привычки» — «Трубка и медведь». Занятия по разделу «О здоровье» в программе внеурочной деятельности «Давайте жить дружно» направлены на формирование ответственности за своё здоровье, отработку коммуникативных и регулятивных навыков. На занятиях применяются медиативные техники: «Активное слушание»; «Я — сообщение»; «Резюмирование». В мультфильме «Мойдодыр», целью которого было приучить малышей к личной гигиене и опрятному внешнему виду, с течением времени не теряет актуальности. В этом мультфильме, как и в любой сказке, описывается противостояние добра и зла. На светлой стороне выступает Мойдодыр с заветами о чистоте, а на темной – неряшливость. Мультфильм «Королева Зубная щётка» о маленькой девочке, которая не любила мыться, причесываться и чистить зубы. Ее лицо, руки и коленки были черными от грязи, но однажды ее все-таки уговорили помыть хотя бы руки. Мыльный пузырек приклеился к ее ладошкам и унес в далекую сказочную страну. Там она узнала, что помочь ей попасть обратно домой может только Королева Зубная Щетка. Вот только такую чумазую девочку на прием к Королеве просто не пустят… В данных мультфильмах отчетливо видны различные конфликтные ситуации, которые наиболее часто встречаются в детской среде. Разбор с детьми этих ситуаций, рисование, лепка, разыгрывание сценок не только поможет детям найти им выход из реальных конфликтов, но и предотвратит их. А также дети смогут почерпнуть определенный жизненный опыт и разыгрывать его в процессе сюжетно – ролевых игр.
|
Продукт опыта / проекта | Конспекты занятий |
Затруднения в реализации, риски | Возможность возникновения технических проблем и нехватка информационного оснащения кабинета. Большая подготовительная работа при разработке учебных материалов к занятиям. |
Публикации
по теме опыта |
1.Всероссийская научно-практическая конференция «Школьная медиация: теория, практика, перспективы развития» (сборник материалов КОГОАУДПО «ИРО Кировской области» – Киров, 29.11.2018) Савватеева О.Б. «Реализация программы внеурочной деятельности «Давайте жить дружно», Савватеева О.Б., Семенова Н.А. «Программа по внеурочной деятельности «Давайте жить дружно» как ресурс формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста».
2.Сборник лучших практик лауреатов премии имени А.Н.Тепляшиной Мастера педагогического дела выпуск 1 КОГОАУДПО «ИРО Кировской области» Киров 2023 Савватеева О.Б. «Содержание духовно-нравственного и эстетического воспитания в рамках программы курса внеурочной деятельности «Давайте жить дружно» |
Экспертное заключение | 1. Авторами разработано и создано учебно-методическое пособие из опыта организации внеурочной деятельности в начальных классах. В пособии представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования «Давайте жить дружно», направленная на реализацию социального и духовно-нравственного направлений. Актуальность представленного материала выражается необходимостью реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к внеурочной деятельности.
2. Содержание разработанного учебно-методического пособия по внеурочной деятельности соответствуют содержанию ФГОС НОО. Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования и разработана на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального общего образования.
|
Ф.И.О. эксперта | Анненкова Елена Викторовна, преподаватель профессионального цикла, КОГПОБУ «Кировский педагогический колледж» |
Экспертное заключение | Методические разработки внеурочных занятий по теме: «Здоровье», которые входят в авторскую программу «Давайте жить дружно» духовно-нравственной и эстетической направленности способствуют формированию у учащихся начальных классов ответственности за своё здоровье, отработку коммуникативных и регулятивных навыков.
Занятия основаны на применении медиативной технологии, в которой используются отечественные мультфильмы. Занятия в 1 классе направлены на приучение обучающихся к чистоте и соблюдению гигиены тела, основываются на произведении К. Чуковского «Мойдодыр» и соответствующем мультфильме. В ходе занятий организуется активная самостоятельная и групповая работа детей, творческая познавательная деятельность учащихся. Данная методическая разработка призвана помочь учителям в подготовке и в проведении внеурочных занятий с целью создания условий для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни. |
Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ
Начальное общее образование |