ФИО

Бушкова Лариса Сергеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

29 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. larabush74@mail.ru

Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

В процессе формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы появляется возможность приобрести и развить навык смыслового чтения. Задания данного модуля способствуют активизации учебной деятельности учащихся и достижению необходимого уровня читательской грамотности для продолжения образования во 2 классе.

Ф.И.О. Бушкова Л.С.
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6,

тел. 71-13-22. larabush74@mail.ru

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 29 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта  

Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы (читательская грамотность, 1 класс)

 

Ключевые слова Читательская грамотность, смысловое чтение, читательская самостоятельность
Аннотация (не более 500 знаков)    Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

В процессе формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы появляется возможность приобрести и развить навык смыслового чтения.

Задания данного модуля способствуют активизации учебной деятельности учащихся и достижению необходимого уровня читательской грамотности для продолжения образования во 2 классе.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект  Обновлённый ФГОС НОО указывает на формирование функциональной грамотности у учащихся как на актуальную задачу. Развитие способности использовать в жизни знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы, — это принципиально новый ожидаемый от школы образовательный результат. Читательская грамотность в большей степени формируется во время обучения в начальной школе. Поэтому важно с первого класса создавать для обучающихся условия для осознания себя грамотным читателем с целью обучения на следующей ступени образования и успешной социализации.
Актуальность Актуальность программы состоит в том, что систематические занятия по формированию читательской грамотности под руководством педагога позволят первоклассникам освоить основные составляющие чтения, накопить опыт читательской самостоятельности, а учителям начальной школы — эффективно реализовать требования обновлённого ФГОС.
Новизна Новизна данного курса состоит в том, что задания

ü  Предназначены для формирования читательской грамотности.

ü  Содержат практико-ориентированные задачи, позволяющие обогащать личный и социальный опыт ребёнка.

ü  Способствуют повышению уровня учебной мотивации у школьников.

Описание инновационного опыта  В современном мире важно уметь ориентироваться в потоке разнообразной информации: анализировать, интерпретировать и оценивать данные. Это возможно при условии овладения читательской грамотностью.

В начальной школе КОГОАУ ЛЕН в рамках внеурочной деятельности разработана программа кружка «Малая академия», направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 1-3 классов. Программа состоит из трёх модулей, один из которых называется «Основы читательской грамотности».

В данной разработке представлены дидактические материалы, разработанные для формирования читательской грамотности у первоклассников. Задания направлены на развитие у обучающихся навыков смыслового чтения, а, значит, восприятия информации, её анализа, интерпретации и преобразования в соответствии с учебной задачей. Тексты, предложенные для работы над формированием читательской грамотности, разнообразны и не имеют привязанности к содержанию конкретных образовательных областей, соответствуют возрастным особенностям первоклассников и их читательским и жизненным интересам.

При условии систематической работы по данной программе первоклассник получит возможность научиться не только грамотно читать, но и ориентироваться на странице и в содержании художественного текста, применять различные формы интерпретации содержания текста, работать с недостающей информацией, использовать простейшие приёмы анализа художественного текста.

Данные методические материалы могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ при реализации программ внеурочной деятельности или адаптированы для применения на уроках литературного чтения в первом классе.

Продукт опыта / проекта Дидактические материалы к изучению модуля «Основы читательской грамотности»; рабочие листы к изучению раздела «Работа с текстом». (6 занятий в 1 классе).
Затруднения в реализации, риски При реализации данного курса могут возникнуть проблемы, характерные для учеников, находящихся на стадии формирования опыта читательской деятельности:

— низкая скорость чтения;

— непонимание смысла прочитанного из-за ошибок при чтении.

 

Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

В рамках реализации данного модуля программы кружка внеурочной деятельности «Малая академия» с целью определения уровня сформированности читательской грамотности обучающихся были использованы диагностические работы.

В диагностике приняли участие учащиеся 1 А класса (29 человек).

16 сентября 2022 года первоклассники выполнили задания по читательской грамотности. По результатам диагностики :

На базовом уровне 31% учеников.

На повышенном уровне 37% учеников.

На высоком уровне выполнили 13 % учеников.

На низком уровне 19% учеников

19 мая 2023 года учащимся была предложена итоговая диагностическая работа. В ней были предложены задания, направленные на проверку усвоения уровня сформированности читательской грамотности у первоклассников.

По результатам итоговой диагностики:

На базовом уровне освоения – набрали 10 % учеников.

На повышенном уровне освоения – набрали 44% учеников.

На высоком уровне освоения – набрали 41% учеников.

5% учеников выполнили работу на низком уровне.

Публикации

по теме опыта

Публикаций нет
Экспертное заключение Дидактические материалы к изучению модуля «Основы читательской грамотности»; рабочие листы к изучению раздела «Работа с текстом», созданные учителем актуальны в свете формирования читательской грамотности в первом классе.

Учитель уделяет внимание требованиям, которые необходимо учитывать при формировании функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

Учитель приводит разнообразные приемы форм работы на уроках литературной грамотнолсти в начальной школе.

Представленный опыт имеет практическую значимость и может использоваться педагогами для осуществления урочной и внеурочной деятельности.

 

Ф.И.О. эксперта Князева Л.А., методист кафедры кафедры дошкольного и начального школьного образования КОГОАУ ДПО ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальные классы

3 Экспертное заключение
Скачать файл
2 Описание опыта Бушкова Л.С.
Скачать файл
Приложения
Скачать файл