ФИО
Князева Любовь Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
40 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова (МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова) Телефон 8(8332) 53-07-46 E-mail: sch46kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
содержание, текст, читательская грамотность, Функциональная грамотность, социализация, смысловое чтение
Цель: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Задачи:
1.Научить приемам слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
2. Познакомить детей с приемами восприятия содержания текста, его осмысления, изложения фактического материала; формировать умения устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному, воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
3. Формировать умения определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством педагога, определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении,
4. Познакомить с приемами описания героя произведения, элементарной оценки (положительная/отрицательная и почему) его поступкам. 5. Научить объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Ф.И.О. | Учитель начальных классов МБОУ Гимназии № 46 г. Кирова
Князева Любовь Анатольевна. |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова (МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова)
Телефон 8(8332) 53-07-46 E-mail: sch46kirovedu.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 40 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Развитие смыслового чтения. Формирование в ученике начальной школы грамотного читателя. Внеклассное занятие по литературному чтению «Обходиться добром со всяким» |
Ключевые слова | Функциональная грамотность, читательская грамотность, смысловое чтение, социализация, текст, содержание, изложение текста. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Цель: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Задачи: 1.Научить приемам слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей. 2. Познакомить детей с приемами восприятия содержания текста, его осмысления, изложения фактического материала; формировать умения устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному, воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого. 3. Формировать умения определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством педагога, определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении, 4. Познакомить с приемами описания героя произведения, элементарной оценки (положительная/отрицательная и почему) его поступкам. 5. Научить объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, который связан с формированием основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. На данном этапе у детей формируются читательские умения, которые должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания. В практике обучения чтению в начальной школе акцент делается на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д. Дидро). За последние годы статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменилось. Чтобы преодолеть это необходимо развивать грамотность и культуру чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. |
Актуальность | За последние несколько лет уровень читательской грамотности российских школьников очень сильно снизился. Навык чтения является фундаментом всего образования, и проблема смыслового чтения становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная и письменная речь. |
Новизна | Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
|
Описание инновационного опыта | Книги о природе и животных.
Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных»
Цель: познакомить с творчеством Л. Н. Толстого для детей о природе и животных; Задачи: -развивать умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст; -развивать речь, внимание, воображение, расширять словарный запас; -воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом. Оборудование: проектор, презентация, цветные карандаши, выставка книг писателя, портрет Л.Толстого.
Ход занятия.
1. Оргмомент. 2. Речевая разминка. 3. Определение темы занятия. Мы с вами прочитали стихотворение о ёжике. Что вы о нём знаете? Каких ещё диких животных вы знаете? Отгадайте ребусы. Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Как вы думаете, о чём могут разговаривать волк и белка, встретившись в лесу? 4. Знакомство с автором. Перед вами книги. Как вы думаете, кто автор этих книг? Слово учителя — Рассмотрите портрет этого писателя. Л. Н. Толстой писал: «Есть знания необходимые каждому человеку: (запись на доске) Ветер сдул окончания фразы. Предположите, какие знания имел ввиду известный писатель. -Какие еще предположения? На этот вопрос мы ответим, прочитав произведение Обходиться добром со всяким Но сначала ещё раз прочитаем название. Какое слово вам в названии больше всего понравилось? Что такое добро? Кого мы называем добрым человеком? Подберите синонимы к слову «добрый». В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта — всё положительное, хорошее, полезное. Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Назовите слово противоположное по смыслу. Какими словами можно заменить слово «злой»? Каких бы вы выбрали животных, чтобы отразить эти качества? Прочитаем рассказ Л.Толстого. Проверим, совпали ли наши образы? 5. Первичное восприятие Посмотрите мультфильм Назовите героев произведения. Совпали ли наши образы? Что случилось с белкой? 6. Вторичное восприятие Прочитаем по предложению. Какой вопрос задал волк белке? Почему белка не сразу ответила на вопрос? Как ты понимаешь фразу «Тебе злость сердце жжет» Соберите пословицы: Злой человек как уголь, если не жжет, то…(чернит) Худо тому, кто … (добра не делает никому) Кто делает добрые дела, тому жизнь…(мила) К кому из героев подходит 1 пословица,2,3. Почему злым быть худо? С какими цветами ассоциируются слова добро, доброта? (с теплыми цветами). Закрасьте бумажное сердце, лежащее на вашем столе, цветами добра. Можно ли считать героиню следующего произведения доброй? 7. Закрепление. Не мучить животных. Ваши мнения разделились. Как поступила девочка? Как поступили бы вы? С чего начинается доброта? Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными. Сострадание к животным проистекает из одного источника с добрым отношением к человеку Представь, что в школе ввели урок любви к животным. • Как ты думаешь, чему педагог должен учить детей на этом уроке? Придумай свой ответ или выбери из списка: — научить детей ответственности за животных; — объяснить детям, как нужно заботиться о разных животных; — рассказать детям, в какое время года птицы и звери больше всего нуждаются в помощи человека, и почему. — предложить детям разработать план помощи птицам и бездомным животным. Рефлексия: что узнали нового? Что мы с вами читали сказку или рассказ. Раскрасим квадратик. Л. Н. Толстой писал: «Есть знания необходимые каждому человеку: обходиться добром со всяким, не мучить животных…» А еще он говорил «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» — Давайте прикрепим наши сердца на доску, говоря друг другу добрые слова. |
Продукт опыта проекта | Рабочая тетрадь по литературному чтению «Знаю. Умею. Могу» |
Затруднения в реализации, риски | У современных детей:
· чтение не является любимым занятием; · уроки русского языка и литературы для многих учеников считаются сложными; ученики не умеют при чтении текста не только извлекать нужную информацию, но и анализировать прочитанное; определять тему, идею, проблематику текста; испытывают сложность в создании монологических высказываний и собственных письменных текстов. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Ученик научится:
· Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; · Определять тему и главную мысль текста; · Делить тексты на смысловые части, составлять план текста; · Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; · Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два – три существенных признака; · Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); · Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; · Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; · Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; · Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Ученик получит возможность научиться: · Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; · Работать с несколькими источниками информации; · Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. · Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. |
Публикации
по теме опыта
|
Учебная тетрадь для младших школьников по программе дополнительного образования «Знаю. Умею. Могу.» разработана и издана в рамках социального проекта ««Портфель социальных компетенций: программы дополнительного образования для детей в ТЖС» при поддержке БФ СиЭсЭс (CSS)
|
Ф.И.О. эксперта
|
Методист кафедры дошкольного и начального общего образования Кожинова Надежда Владимировна |
Экспертное заключение
|
Внеклассное занятие по литературному чтению «Обходиться добром со всяким» актуально в условиях реализации обновленного ФГОС НОО. Представленный опыт работы апробирован в общеобразовательных организациях, имеет положительные отзывы педагогов, включен в рабочую тетрадь для младших школьников по программе дополнительного образования «Знаю. Умею. Могу.».
Занятие направлено формирование читательской грамотности обучающихся: формирование полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов литературных героев. Занятие способствует формированию у обучающихся первоначальных представлений о таких нравственных понятиях как доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом. Данный инновационный опыт работы рекомендован для внесения в областной банк педагогического опыта. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ |