ФИО
Богатырева Татьяна Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
32 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Пиляндыш Уржумского района Кировской области. МКОУ СОШ п.Пиляндыш Уржумского района Кировской области. Адрес: 613 533 Кировская область, Уржумский район, п.Пиляндыш , ул.Советская, д.14 тел.: 8(83363)3-10-32 , е-mail: mspilyandish@rambler.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
кейсы различной степени сложности, Кейс-технология, обучающие кейсы, практические кейсы
В методической разработке рассмотрены особенности применения кейс-технологии на уроках литературы, приведены примеры кейс-заданий для использования на уроках литературы в 7 классе. Опыт работы направлен на формирование коммуникативных и творческих способностей учеников, на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и как следствие повышение качества знаний по литературе.
Ф.И.О. | Богатырева Татьяна Ивановна |
Организация | муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Пиляндыш Уржумского района Кировской области.
МКОУ СОШ п.Пиляндыш Уржумского района Кировской области. Адрес: 613 533 Кировская область, Уржумский район, п.Пиляндыш , ул.Советская, д.14 тел.: 8(83363)3-10-32 , е-mail: mspilyandish@rambler.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 32 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Применение кейс-технологии на уроках литературы. |
Ключевые слова | Кейс-технология, практические кейсы, обучающие кейсы, кейсы различной степени сложности. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В методической разработке рассмотрены особенности применения кейс-технологии на уроках литературы, приведены примеры кейс-заданий для использования на уроках литературы в 7 классе.
Опыт работы направлен на формирование коммуникативных и творческих способностей учеников, на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и как следствие повышение качества знаний по литературе. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Интерактивный подход к обучению является самым продуктивным для решения задач, поставленных в образовании. Разновидностью интерактивных технологий считаются кейс-технологии, использование которых в практике обучения – это реальная возможность выполнить современные требования к обновлению содержания и форм обучения в школе. |
Актуальность | Актуальность этой темы определяется важностью овладения учащимися навыками самостоятельной работы, которые заложены в кейс-технологиях, а также недостаточной разработанностью данной технологии применительно к урокам литературы. |
Новизна | Кейс — технологии сегодня противопоставляются таким видам
работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейс имеет очень широкие образовательные возможности. Будучи интерактивной технологией, данная форма организации обучения позволяет повысить интерес учащихся к предмету, сформировать ключевые образовательные компетенции и научить принимать решения в любой новой ситуации. |
Описание инновационного опыта | Учащиеся, получая пакет (кейс) заданий, выявляют проблему и определяют пути ее решения, либо вырабатывают варианты выхода из положения, когда проблема обозначена. Акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.
Каждый кейс по своей природе представляет полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного поиска путей решения проблемы. Этапы организации работы с кейсом. 1. Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления. 2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения. 3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса. Данная технология обучения позволяет максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. В методической разработке приведены примеры кейсов различной степени сложности, показана организация работы с кейсом. Предложены кейс-задания для уроков литературы в 7 классе. |
Продукт опыта / проекта | Дидактический материал: «Кейс-задания для уроков литературы в 7 классе». |
Затруднения в реализации, риски | Необходимым условием применения кейс-технологии является разработка эффективного кейса и методики его использования в образовательном процессе. При подготовке кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока, правильно и четко формулировать задание к решению кейса. Каждый кейс должен соответствовать возрастным особенностям и творческим
способностям учащихся. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Реальная оценка обучающимися своих потенциалов, повышение интереса к изучаемой дисциплине, понижение психологического напряжения на уроках, повышение уровня знаний, выработка умения принимать решения в новой ситуации – результат использования
кейс-технологии на уроках литературы. Работа с кейсом способствует повышению читательской грамотности и речевой культуры обучающихся, формированию умений самостоятельного анализа учебной деятельности. Данный опыт работы представлен на педагогическом совете школы. Дидактический материал: «Кейс-задания для уроков литературы в 7 кл» одобрен методическим советом школы и рекомендован для использования в работе учителей литературы. |
Публикации
по теме опыта |
1. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/4.
2. Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/ 3. Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/ 4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Применение кейс-технологии на уроках литературы» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий преподавания курса литературы, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор, опираясь на системно-деятельностный подход, представляет опыт использования приемов кейс-технологии на уроках литературы. Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в создании педагогом системы работы с учебными кейсами. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка кейс-заданий для уроков литературы в 7 классе. Инновационный опыт, представленный на школьном педагогическом совете, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Применение кейс-технологии на уроках литературы» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ. Русский язык и литература |