ФИО
Фадеева Екатерина Владимировна, Нурулина Юлия Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Фадеева Е.В. учитель химии, Нурулина Ю.В. учитель химии
СТАЖ РАБОТЫ
Фадеева Е.В. 27 лет, Нурулина Ю.В. 24 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
естествознание, естественно-научная функциональная грамотность, химия, рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь включает в себя задания по химии для обучающихся 5-х классов по курсу «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 классы» Гуревича А. Е., Исаева Д. А., Понтак Л. С. с ориентацией на преподавание химии. Выборочно задания могут быть использованы учителями, работающими по пропедевтическим химическим курсам других авторов и авторских коллективов. Материал рабочей тетради поможет педагогу организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке, направленную на совершенствование, комплексное применение, и на проверку знании и умении. В рабочую тетрадь включены задания, выполнение которых способствует развитию естественно-научной функциональной грамотности.
Ф.И.О. | Фадеева Екатерина Владимировна, Нурулина Юлия Владимировна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru |
Должность | Фадеева Е.В. учитель химии, Нурулина Ю.В. учитель химии |
Стаж работы | Фадеева Е.В. 27 лет, Нурулина Ю.В. 24 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Рабочая тетрадь по химии для обучающихся 5 классов «Химия – это проSтO»
|
Ключевые слова | естественно-научная функциональная грамотность, рабочая тетрадь, химия, естествознание |
Аннотация (не более 500 знаков) | Рабочая тетрадь включает в себя задания по химии для обучающихся 5-х классов по курсу «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 классы» Гуревича А. Е., Исаева Д. А., Понтак Л. С. с ориентацией на преподавание химии. Выборочно задания могут быть использованы учителями, работающими по пропедевтическим химическим курсам других авторов и авторских коллективов. Материал рабочей тетради поможет педагогу организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке, направленную на совершенствование, комплексное применение, и на проверку знании и умении. В рабочую тетрадь включены задания, выполнение которых способствует развитию естественно-научной функциональной грамотности. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблемы:
1) недостаточный уровень сформированности самостоятельной познавательной деятельности у обучающихся 5 классов при изучении раздела химии в рамках дисциплины «Естествознание: введение в естественно-научные предметы». 2) для классов с углублённым изучением естественно-научных предметов материала по химии, представленного в учебниках естествознания, а также материала для самостоятельных работ недостаточно. И те задания, которые предложены, имеют готовые ответы в интернете, что не способствует обучению, развитию и воспитанию подрастающего поколения. |
Актуальность | Систематизированное, отдельное от других предметов учебное пособие будет удобно для постоянного использования в учебном процессе
Задания, предложенные в рабочей тетради можно использовать, в зависимости от индивидуального стиля работы педагога или учебной ситуации, для осуществления контроля знаний, для того чтобы отслеживать процесс формирования базовых естественно-научных понятий, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук, для организации самостоятельной познавательной деятельности, а также домашних заданий. |
Новизна | Для обучающихся 5 классов отдельного курса химии не предусмотрено, но существуют интегрированные курсы «Естествознание», в которых недостаточно уделено внимания к содержанию предмета химии и к заданиям для самостоятельной работы по химии, поэтому аналогов нашей рабочей тетради по химии для обучающихся 5 классов нет. |
Описание инновационного опыта | Пропедевтические курсы способствуют развитию мышления учащихся, повышают их интерес к предмету, готовят к углубленному восприятию материала на последующих ступенях обучения. Также позволяют решить ряд практических задач: первоначально знакомят учащихся с теми веществами и процессами, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире [1]; предоставляют возможность и время на отработку простейших навыков работы с химическим оборудованием и «умений работать руками» в химическом кабинете, а в будущем и в научной химической лаборатории. Естественнонаучное образование пятиклассников способствует развитию их природной любознательности, расширению кругозора, развитию научного понимания и целостного видения окружающего мира. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.
Хорошее усвоение знаний по химии в школе — залог дальнейшего успеха в учёбе и карьере. В рабочей тетради представлены различные задания по всем темам учебной программы, расчетные задачи, дополнительные интересные материалы для самостоятельного ознакомления. В тетради имеется ряд заданий различной степени сложности, в том числе и повышенной. Один из видов сложности заключается в использовании научного языка, научной терминологии. Для выполнения таких заданий требуется хорошее усвоение материала, вдумчивый, серьезный подход и умение рассуждать. Поскольку задания, вошедшие в тетрадь, разрабатывались для пропедевтического курса, а одна из его целей – развитие устойчивого интереса к естественным дисциплинам, то использованы приемы иллюстрирования учебной информации, подачи информации в стихах, приемы, направленные на развитие мыслительных процессов. Само содержание курса химии, наполненное яркими химическими фактами, максимально приближенными к окружающей жизни, позволяет самостоятельные и проверочные работы, а также домашние задания, на этом этапе обучения, сделать увлекательными, познавательными и творческими. Рабочая тетрадь включает в себя различные тематические задания, направленные на восприятие, осмысление, запоминание, закрепление и применение учебного материала. С учетом возрастных особенностей обучающихся, предлагаем сконцентрировать внимание на некоторых познавательных действиях, которые формируют естественно-научные компетентности. Для компетенции «Научно объяснять явления»: 1) выбор возможного прогноза и аргументация выбора; 2) сделать прогноз на основании предложенного объяснения процесса; 3) привести примеры возможного применения естественно-научного знания для общества. Для компетенции «Понимание особенностей естественно-научного исследования»: 1) различать вопросы, которые возможно исследовать методами естественных наук; 2) распознавать гипотезу, на проверку которой направлено данное исследование. Для компетенции «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов»: 1) находить необходимые данные в источниках информации, представленной в различной форме; 2) преобразовывать информацию из одной формы представления данных в другую. В рабочую тетрадь включены задания, выделенные в отдельный блок, выполнение которых способствует развитию естественно-научной функциональной грамотности. Естественно-научная грамотность отражает систематическое усвоение интегративных связей всех естественных наук и формирование единой естественно-научной картины мира.
|
Продукт опыта / проекта | Рабочая тетрадь по химии для обучающихся 5 классов «Химия – это проSтO» |
Затруднения в реализации, риски | Поскольку разработанная тетрадь предполагает реализацию ее в соответствии с программой «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 классы» Гуревича А. Е., Исаева Д. А., Понтак Л. С., то для учителей, которые будут использовать ее полностью или некоторые темы во внеурочной деятельности потребуется дополнительное время на теоретическое сопровождение курса.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся сложно спрогнозировать время, затраченное на выполнение отдельных заданий в рамках учебного занятия и выполнения заданий дома.
|
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Предлагаемые задания апробированы учителями лицея естественных наук города Кирова. Результатами использования заданий из рабочей тетради является высокий интерес обучающихся к изучению учебного предмета химия. Данные, полученные в ходе проведения «Анкеты интересов», свидетельствуют о любви и повышенному интересу к предмету химия в сравнении с другими школьными предметами По результатам исследования психологической службы Лицея естественных наук у школьников, прошедших обучение на пропедевтическом уровне, наблюдается снижение уровня ситуативной тревожности перед естественно-научной дисциплиной химией, поскольку подготовка к этапу основного изучения осуществлена заранее и на позитивном уровне. |
Публикации
по теме опыта |
Нурулина, Ю.В. , Фадеева, Е.В. «Химия – это проSтO»: рабочая тетрадь по химии для учащихся 5-х классов [Электронный ресурс]/ Ю.В. Нурулина, Е.В. Фадеева // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 5.- Киров: Изд-во МЦИТО, 2022.
Подготовка лицеистов к эффективному изучению углубленного курса химии: методические рекомендации / Авт.-сост. Ю.В. Нурулина КОГОАУ «Лицей естественных наук». – Киров: Полиграфовна, 2022. – 52с. |
Экспертное заключение | Опыт работы является актуальным, так как предложенные в рабочей тетради по химии для обучающихся 5 классов приемы и формы работы, направлены на развитие естественно-научной грамотности и повышение познавательного интереса к предмету. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Естественно-научные предметы
|