ФИО

Глухих Ольга Михайловна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

11 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей информационных технологий» города Кирова МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова Г. Киров, ул. Ленина, 52, (8332) 22-28-28, school28-kirov@yandex.ru

В разработке представлен обзор цифровых инструментов для учителя русского языка и литературы, а также сценарий урока литературы в 7-м классе по теме «Остап и Андрий. Такие похожие и такие разные жизни». Урок нацелен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета; цифровые инструменты, используемые на уроке, помогают повысить уровень наглядности, расширить кругозор учащихся, вовлечь учащихся в активный познавательный процесс.

Ф.И.О. Глухих Ольга Михайловна
Организация Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей информационных технологий» города Кирова

МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова

Г. Киров, ул. Ленина, 52, (8332) 22-28-28, school28-kirov@yandex.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 11 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Цифровые инструменты в работе учителя русского языка и литературы
Ключевые слова Цифровизация, цифровые инструменты, электронные образовательные ресурсы, русский язык, литература
Аннотация В разработке представлен обзор цифровых инструментов для учителя русского языка и литературы, а также сценарий урока литературы в 7-м классе по теме «Остап и Андрий. Такие похожие и такие разные жизни». Урок нацелен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета; цифровые инструменты, используемые на уроке, помогают повысить уровень наглядности, расширить кругозор учащихся, вовлечь учащихся в активный познавательный процесс.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Одной из проблем методического характера, которые указаны в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, является проблема совершенствования методики и приемов формирования интереса современного обучающегося к предметам гуманитарного цикла. Для формирования различных предметных и надпредметных компетенций у учителя возникает необходимость проектирования новой образовательной среды с грамотно подобранным или самостоятельно разработанным инструментарием.
Актуальность В настоящее время цифровые инструменты занимают значительное место в процессе обучения разным дисциплинам, в том числе гуманитарным. Их применение обусловлено не только желанием педагога разнообразить занятие или сделать его более эффективным, а самим состоянием информационного общества, которое делает их внедрение в образовательный процесс необходимым.
Новизна Представленные в разработке цифровые инструменты позволяют учителю создавать задания для любого этапа урока в зависимости от методических целей.
Описание инновационного опыта Современная информационно-цифровая эпоха ставит ряд вопросов перед образованием. Закономерным оказывается обращение в учебном процессе к цифровым образовательным ресурсам, поскольку медиапространство стало частью жизни современного человека. Необходимо выстраивать систему отбора и оценки современных методов и технологий обучения в их координации с цифровыми ресурсами для наиболее эффективного достижения личностных,

метапредметных, предметных результатов.

Применение цифровых инструментов является необходимым на уроках русского языка, литературы, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Обращение педагога-словесника к цифровым инструментам позволит организовать урок по-новому, в интересной форме. Кроме того, интерактивные задания имеют разный уровень сложности (сложный, средний, лёгкий), поэтому их можно использовать при индивидуальной работе как со слабыми обучающимися, так и со школьниками, желающими изучать материал на уровне, выходящем за пределы школьной программы.

Анализируя опыт использования цифровых инструментов на уроках, можно сказать, что их использование позволяет:

— обеспечить положительную мотивацию обучения;

— проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном;

— обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

— повысить объем выполняемой на уроке работы;

— усовершенствовать контроль знаний;

— рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

— обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Продукт опыта / проекта Технологическая карта урока литературы «Остап и Андрий. Такие похожие и такие разные жизни»

Представление опыта работы по теме «Использование Microsoft Teams при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» в рамках 46 областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы Кировской области «Технологии обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды» 23.10.2019 г.

Представление опыт работы по теме «Использование функциональных возможностей Microsoft Teams в образовательном процессе: взгляд учителя и ученика» на дне информационно-технологических инициатив в рамках педагогического конвента «Информатизация образования Кировской области: взгляд в будущее» 12.12.2019 г.

Представление опыт работы по теме «Использование функциональных возможностей Microsoft Teams в учебном процессе» на всероссийской научно-практической конференции «Цифровизация образования: применение перспективных технологий в практике современного учителя» 20.10.2020 г.

Представление опыта работы по теме «Топ – 5 цифровых инструментов для учителя» на онлайн-марафоне «Успешные практики цифрового образования» 27.10.2021 г.

Затруднения в реализации, риски Проблема многообразия и сложности выбора наиболее удобных для педагога ресурсов в зависимости от поставленных целей и задач.
Результат использования опыта/проекта в практике работы Проведение диагностики учебной мотивации (автор Л. М. Фридман), систематическое наблюдение за учебной деятельностью обучающихся, стремление познать новое с использованием новых инструментов приводит к повышению мотивации. Каждый обучающийся получает возможность проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных результатов.
Публикации

по теме опыта

Глухих О.М. Командная работа – ключ к успеху. Использование приложения Microsoft Teams при подготовке к ЕГЭ по русскому языку [Текст] / О.М. Глухих // Технологии обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды : 46 областная научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы (Киров, 23 октября 2019 года) – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2019. — С.17-19. — ISBN 978-5-9901884-8-8.

Глухих О.М. Использование приложения Microsoft Teams при подготовке к ЕГЭ по русскому языку [Текст] / О.М. Глухих // Образовательный альманах. — 2021. — № 8. — С. 70-72. — ISSN 2587-6872.

Экспертное заключение    Тема инновационного педагогического опыта «Цифровые инструменты в работе учителя русского языка и литературы» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования информационной культуры обучающихся, их умения ориентироваться в потоках информации.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО автор описывает возможности использования цифровых ресурсов в урочной деятельности по русскому языку и литературе.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя, основанной на использовании нескольких цифровых образовательных ресурсов.

Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка и внедрение в образовательный процесс интерактивных заданий по литературе, позволяющих сделать процесс обучения результативным и деятельностным, обеспечить эффективную обратную связь.

Приложение содержит технологическую карту урока литературы по теме «Остап и Андрий. Такие похожие и такие разные жизни».

Инновационный опыт, представленный на всероссийском и международном уровне, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Цифровые инструменты в работе учителя русского языка и литературы» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС ООО и ФГОС СОО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) Русский язык и литература
Экпертное заключение ЦПКРО
Скачать файл
Методическая разработка
Скачать файл