ФИО
Баикина Ирина Витальевна, Глущенко Ольга Петровна, Елезова Наталья Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Баикина Ирина Витальевна – учитель класса с ТМНР Глущенко Ольга Петровна – учитель класса с ТМНР Елезова Наталья Владимировна - учитель класса с ТМНР
СТАЖ РАБОТЫ
Баикина Ирина Витальевна – 35 лет Глущенко Ольга Петровна – 29 лет Елезова Наталья Владимировна – 10 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Успенское Слободского района» Красная ул., д.9 строение 2, Слободской г., с. Успенское 613153 тел. (83362) 4-73-06 e-mail: sch2914@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
жизненные компетенции, Комплексный подход, ТМНР, дополнительное образование, Внеурочная деятельность
В данном материале представлена модель комплексного подхода по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) через учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование на примере обучения приготовлению простых блюд.
Ф.И.О. | Баикина Ирина Витальевна, Глущенко Ольга Петровна, Елезова Наталья Владимировна | |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Успенское Слободского района»
Красная ул., д.9 строение 2, Слободской г., с. Успенское 613153 тел. (83362) 4-73-06 e-mail: sch2914@mail.ru |
|
Должность | Баикина Ирина Витальевна – учитель класса с ТМНР
Глущенко Ольга Петровна – учитель класса с ТМНР Елезова Наталья Владимировна — учитель класса с ТМНР |
|
Стаж работы | Баикина Ирина Витальевна – 35 лет
Глущенко Ольга Петровна – 29 лет Елезова Наталья Владимировна – 10 лет |
|
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Комплексный подход к социализации детей с ОВЗ через учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование в условиях образовательной организации | |
Ключевые слова | Комплексный подход, внеурочная деятельность, дополнительное образование, ТМНР, жизненные компетенции. | |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В данном материале представлена модель комплексного подхода по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) через учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование на примере обучения приготовлению простых блюд. | |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В настоящее время учебная и внеурочная деятельность, дополнительное образование должны быть направлены на адаптацию к социуму и самореализации обучающихся с ОВЗ в посильных видах труда.
Большинство объединений дополнительного образования города не реализуют программы дополнительного образования для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития. ФАООП предполагает ограниченное количество часов для изучения раздела «Приготовление пищи» в рамках учебного предмета «Домоводство». Этого времени недостаточно для формирования навыков работы с инструментами и приспособлениями, проведения практической части занятия. |
|
Актуальность | Приоритетным направлением государственной политики в сфере образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, в том числе детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, является создание условий, обеспечивающих доступность и качество образования, их социальную интеграцию, способность к ведению максимально возможной самостоятельной жизни.
Овладение даже простейшими умениями, не только снижает зависимость ребенка-инвалида от окружающих людей, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он сам может приготовить себе пищу. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, приготовление пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности. |
|
Новизна | Разработан комплексный подход к социализации детей с ОВЗ через урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование в условиях образовательной организации. | |
Описание инновационного опыта | Инновационное решение данного вопроса осуществляется через комплексный подход, включающий в себя 3 блока: учебный процесс, внеурочная деятельность и дополнительное образование. Это обеспечивает повышению эффективности процессов формирования жизненных навыков.
Внедрение комплексного подхода реализуется через урочную деятельность, в ходе которой дети знакомятся с ингредиентами блюд, кухонными принадлежностями, с санитарно-гигиеническими нормами. Продолжение работы проходит на занятиях по внеурочной деятельности в форме экскурсий в столовую, наблюдение за работой сотрудников кухни; встреч с диетсестрой школы, ролевых игр, библиотечных посиделок, интерактивных игр и различных акций. Дополнительное образование даёт возможность выполнить весь цикл практической работы от приготовления блюда до дегустационной пробы. Таким образом, обучающиеся осваивают полный технологический процесс приготовления различных блюд. |
|
Продукт опыта / проекта | Представлен опыт работы в виде статьи, сопровождаемой презентацией. Обучающие презентации для обучающихся с ТМНР, печатный раздаточный материал, видеоматериал занятия. | |
Затруднения в реализации, риски | Организация работы с детьми с особыми образовательными потребностями требует от школ создание специальных условий – кадрового, информационного, материально-технического обеспечения. Не все школы имеют штат необходимых специалистов, в школах наблюдается дефицит материально-технического обеспечения. У педагогов недостаточно знаний и опыта работы с детьми ТМНР. | |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Правильно организованный комплексный подход в условиях образовательной организации с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения дает ребенку с ТМНР возможность участия в процессе, повышает его самооценку, раскрывает потенциал, способствует решению проблем межличностных отношений обучающихся и в конечном итоге – социальной успешности ребенка, что является главной задачей специального образования. | |
Публикации
по теме опыта |
Нет
|
|
Экспертное заключение | ||
Ф.И.О. эксперта | ||
Рубрика (выбрать одну) | Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |