ФИО
Жаворонкова Елена Николаевна, Макарова Юлия Игоревна
ДОЛЖНОСТЬ
Учителя математики
СТАЖ РАБОТЫ
31 год / 2 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку сформированности уровня математической и финансовой грамотности обучающихся– способности формулировать, применять и интерпретировать математику.
Ф.И.О. | Жаворонкова Елена Николаевна,Макарова Юлия Игоревна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru |
Должность | Учитель математики, учитель математики |
Стаж работы | Жаворонкова Е.Н. — 31 год, Макарова Ю.И. — 2 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Программа кружка внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов «За страницами математики»
Дидактические материалы к изучению модуля программы «Финансы» (6 занятий в 5 классе, 5 занятий в 6 классе); рабочие листы к изучению модуля «Вероятность» (6 занятий в 5 классе, 5 занятий в 6 классе).
|
Ключевые слова | Формулировать,применять и интерпретировать |
Аннотация (не более 500 знаков) | Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку сформированности уровня математической и финансовой грамотности обучающихся– способности формулировать, применять и интерпретировать математику.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. Для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся для жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. |
Актуальность | Актуальность программы состоит в том, что
решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности обучающихся, поможет в определении будущей профессии. Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность. |
Новизна | Новизна данного курса состоит в том, что задания курса «За страницами учебника математики»
o Предназначены для формирования всех аспектов математической и фининсовой грамотности, которые оцениваются международными исследованиями и отечественными (НИКО) как способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. o Содержат компетентностно-ориентированные задачи, сформированные по принципу отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. |
Описание инновационного опыта | Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в связи с практическими потребностями людей. Математическое моделирование, теория игр и теория информации, математическая статистика и теория вероятностей – это небольшой перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий.
Невозможно представить без математики повседневную жизнь. Как правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для нового микрорайона, как правильно накопить нужную сумму денег – этим и другим вопросам посвящены задания этого курса. Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Задания, для развития математической грамотности, включают три структурных компонента: − контекст, в котором представлена проблема; − содержание математического образования,которое используется взаданиях; − мыслительная деятельность, необходимая для того,чтобы связатьконтекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения. Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Используя сюжеты заданий, каждый ученик может выполнить исследовательскую работу (индивидуально или в группе). Основной целью программы является формирование математической и финансовой грамотности обучающихся 5-6 классов, при решении компетентностно-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. |
Продукт опыта / проекта | Программа кружка внеурочной деятельности для 5-6 классов
«За страницами учебника математики». Дидактические материалы к изучению модуля программы «Финансы» (6 занятий в 5 классе, 5 занятий в 6 классе); рабочие листы к изучению модуля «Вероятность» (6 занятий в 5 классе, 5 занятий в 6 классе). |
Затруднения в реализации, риски | Одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества изучения данного курса является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности.
Ученики затрудняются -применять свои знания на практике; — критически мыслить; -оценивать информацию и принимать решение в условиях неопределенности и многозадачности; — осуществлять информационный поиск, сбор и выделениесущественной информации из различных информационных источников. -аргументировать свою точку зрения по какому-либо вопросу; -при вычислениях; -при формулировке проблем на математическом языке. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
В рамках реализации программы кружка внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» с целью определения уровня сформированности математической грамотности обучающихся были использованы ресурсы «Решу ВПР»
В диагностике приняли участие учащиеся 5-х классов (74 человека). По результатам диагностики , проведенной 5 мая 2023 получили следующий результат: «5» – 30% обучающихся «4» -70% обучающихся В конце ноября учащимся 6 классов была предложена работа по теме «Отношения, пропорция». В ней были предложены задания, направленные на проверку усвоения уровня сформированности финансовой и математической грамотности обучающихся. По результатам итоговой диагностики: На базовом уровне освоения – набрали от 29 % от максимально возможного количества баллов На повышенном уровне освоения – набрали от 46% от максимально возможного количества баллов На высоком уровне освоения – набрали от 25% от максимально возможного количества баллов |
Публикации
по теме опыта |
Публикаций нет |
Экспертное заключение | Программа кружка внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов «За страницами математики» рекомендуется для публикации в банке педагогического опыта |
Ф.И.О. эксперта | Ряттель А.В., методист кафедры предметных областей, к.ф.-м.н., доцент |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Математика и информатика |