ФИО
Кропачева Наталья Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
24 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова 610000, г. Вятка (Киров), ул. Московская, 35. Телефон: (8332) 65-38-44. Адрес электронной почты: vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
морфология, диахрония, Исторический комментарий, история языка, синхрония
На уроках русского языка учителю приходится сталкиваться с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики. При изучении современного языка в школе нет необходимости последовательно излагать его историю. Задача заключается только в том, чтобы помочь объяснить школьникам происхождение и природу того или иного современного языкового явления. Рассмотрение вопросов истории языка в ходе изучения морфологии способствует формированию языковой компетенции обучающихся
Ф.И.О. | Кропачева Наталья Александровна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова
610000, г. Вятка (Киров), ул. Московская, 35. Телефон: (8332) 65-38-44. Адрес электронной почты: vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 24 |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта |
Формирование языковой компетенции посредством рассмотрения вопросов истории языка в курсе изучения морфологии. |
Ключевые слова | Исторический комментарий, история языка, синхрония, диахрония, морфология. |
Аннотация (не более 500 знаков) | На уроках русского языка учителю приходится сталкиваться с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики. При изучении современного языка в школе нет необходимости последовательно излагать его историю. Задача заключается только в том, чтобы помочь объяснить школьникам происхождение и природу того или иного современного языкового явления. Рассмотрение вопросов истории языка в ходе изучения морфологии способствует формированию языковой компетенции обучающихся. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В среднее звено приходят обучающиеся с низкой мотивацией к изучению предмета. Русский язык зачастую воспринимается только как система орфографических и пунктуационных правил. Развитию познавательного интереса, повышению качества знаний, активности на уроках и во внеурочной деятельности способствует рассмотрение вопросов истории языка. Ведь не случайно известный лингвист К.С. Горбачевич сказал: «Изучение прошлого необходимо для понимания настоящего. Ведь ничто не происходит бесследно. Всё что когда – то было в языке, оставило где- то свой, пусть незаметный след». Поэтому одним из наиболее эффективных методов изучения истории языка в школе является исторический комментарий.
|
Актуальность | Использование исторических справок и исторического комментирования на уроках и во внеурочной деятельности помогает созданию проблемной ситуации, активизирует познавательную деятельность обучающихся, показывает язык как развивающуюся систему, повышает интерес к изучению родного языка, помогает обучающимся более прочно усвоить современные нормы. Решение олимпиадных задач школьного, муниципального, регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку также требует знаний по истории языка. |
Новизна | Новизна заключается в применении исторического комментария для достижения высоких планируемых результатов. |
Описание инновационного опыта | На уроках мы используем исторические справки и историческое комментирование в ходе изучения всех разделов русского языка. В статье рассказывается, к каким же историческим справкам можно обратиться при изучении школьного курса морфологии.
В доступной форме учащимся объясняется происхождение таких грамматических категорий имени существительного, как род, число, падеж, предлагается решение лингвистических задач, работа с фрагментами древнерусских текстов. При изучении имени прилагательного обращается внимание на происхождение полных форм. Рассматривая глаголы, следует сказать о глаголах особого спряжения, особенностях форм прошедшего времени, Особенно наглядным материалом для объяснения с точки зрения истории являются застывшие формы и различные случаи отклонения от типичных норм современного языка. Примеры использования исторического комментария на уроках русского языка приведены в пособии Иванова В.В., Потихи З.А. |
Продукт опыта / проекта | Методические рекомендации для учителей русского языка. |
Затруднения в реализации, риски | Временные затраты на подготовку и поиск учебного материала, разный уровень предметной подготовленности обучающихся. |
Публикации
по теме опыта |
1. Иванов, В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе Текст: пособие для учителя / В.В. Иванов, З.А. Потиха,- М.: Просвещение, 1985,- 160с.
2. Зайцева О.Н. «Подготовка к олимпиадам». М., 2013. 3. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Москва : Вербум-М, 2005
|
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Формирование языковой компетенции посредством рассмотрения вопросов истории языка в курсе изучения морфологии» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов преподавания курса русского языка, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания русского языка, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в применении исторического комментария на уроках русского языка для достижения высоких планируемых результатов. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка методических рекомендаций для учителей русского языка, в которых представлены разные типы исторического комментирования языковых явлений, примеры использования исторического комментария на уроках русского языка. Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Формирование языковой компетенции посредством рассмотрения вопросов истории языка в курсе изучения морфологии» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по русскому языку, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика | Русский язык и литература |