ФИО
Дан Светлана Васильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
21 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Первомайский Кировской области 613648, Кировская область ЗАТО Первомайский, п.Первомайский, ул. Волкова, дом 12 тел. 8(83366) 2-43-06 e-mail: school2zato@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
творческий флэшмоб, портфолио, инклюзивное образование, Личностные результаты
При моделировании системы урочной и внеурочной деятельности в образовательном учреждении следует четко представлять планируемые личностные результаты, которые будут достигнуты в процессе образовательной деятельности. Программа ООП НОО, одновременно с реализацией АООП НОО содействует поиску способов решения педагогических задач по формированию мотивов учебной активности и социальной зрелости. Решение этих педагогических задач способствуют развитию самоопределения и успешной социализации младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Ф.И.О. | Дан Светлана Васильевна |
Учреждение | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Первомайский Кировской области 613648, Кировская область ЗАТО Первомайский, п.Первомайский, ул. Волкова, дом 12 тел. 8(83366) 2-43-06 e-mail: school2zato@yandex.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 21 год |
1.Тема инновационного педагогического опыта | Формирование личностных результатов младших школьников в условиях инклюзивного образования через урочную и внеурочную деятельность |
2. Источник изменений | При моделировании системы урочной и внеурочной деятельности в образовательном учреждении следует четко представлять планируемые личностные результаты, которые будут достигнуты в процессе образовательной деятельности. Программа ООП НОО, одновременно с реализацией АООП НОО содействует поиску способов решения педагогических задач по формированию мотивов учебной активности и социальной зрелости. Решение этих педагогических задач способствуют развитию самоопределения и успешной социализации младших школьников в условиях инклюзивного образования. |
3. Идея изменений | В ООП НОО сказано, что в результате изучения учебных предметов урочная внеурочная деятельность младших школьников направлена на развитие индивидуальной, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию и социализацию в обществе. |
4. Концепция изменений:
|
|
Актуальность | Одно из условий успешного обучения и воспитания, а также показателем личностного развития в условиях инклюзивного образования является социализация обучающегося. |
Новизна | Использование автором приемов по успешному достижению личностных результатов в урочной и внеурочной деятельности – подготовка и проведение творческих флэшмобов, активное участие в классных и школьных мероприятиях, высокий уровень социализации, оформление портфолио . |
Ожидания | Программа ООП НОО, одновременно с реализацией АООП НОО урочной и внеурочной деятельности направлена на формирование основных объектов личностных результатов: наличие сформированности самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации, высокий уровень социализации. |
Затруднения в реализации, риски | -низкий уровень учебной мотивации;
-трудности в формировании самоопределения, смыслообразования, морально-этической ориентации; -проблема неприятия детей с ОВЗ; -трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ; -трудности в развитии общих умений и способов учебной деятельности, пространственно-временных представлений, мыслительных операций; -неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ; -трудности осуществления взаимодействия между участниками инклюзивного образовательного процесса -ограничения из-за новой коронавирусной инфекции COVID-19 . |
5. Условия реализации изменений | Реализация данной работы требует со стороны учителя:
-реализация всех компонентов образовательного процесса, включая урочную внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой; -учет психофизических и возрастных особенностей младших школьников и обучающихся с ОВЗ; -владение приемами работы с обучающимися с ОВЗ; -создание условий, которые способствуют развитию личности и эффективному усвоению учебного материала. |
6. Результат изменений
|
При создании условий в условиях инклюзивного образования обеспечиваем всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, обеспечиваем развивающее обучение, представляется уникальная возможность сформировать у младших школьников все психические процессы и сформировать основные объекты личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация. В условиях инклюзивного образования приобретается опыт ролевого взаимодействия с людьми различного возраста, взаимодействия в классном коллективе, в школе, за ее пределами, а также участие в совместных классных поездках в г. Киров. Приобретен опыт участия в коллективных творческих флэшмобах. Достигнут высокий уровень сформированности личностных результатов и социализации школьников.
|
7. Публикации. | Нет. |
8. Описание инновационного опыта учителя
|
Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.[1]
Планируемые результаты начального общего образования – это основа оценки достижения стандарта. Они призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны и образовательным процессом и системой оценки — с другой. По сути, они являются своеобразным мостиком, соединяющим требования стандарта и конкретный учебный процесс. В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные, предметные и метапредметные результаты. Оценка личностных результатов — это оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования. Особый характер личностных результатов в большей степени связан с качественной оценкой. Достижение личностных результатов обеспечивается как образовательной деятельности, так и во внеурочной деятельности, реализуемую участниками образовательного процесса; учащимся, семьей и школой. Наличие сформированности самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации являются основными объектами оценки личностных результатов.[2] Самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника, т.е. принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности, ознакомление с миром профессий, значением профессий и содержанием; Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва; Ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности формируются на основе: – развития познавательных интересов, учебных мотивов; – формирования мотивов достижения и социального признания; – мотивации, реализующей потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; формирование чувства прекрасного; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.[3] Основное содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг оценки: – сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательной организации, ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; – сформированности основ гражданской идентичности, включающей чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; – сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; – сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; – знания моральных норм и сформированности способности к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Мы наблюдаем, что в планируемых личностных результатах, отсутствует блок «Выпускник научится». Следует понимать, что личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Но, обозначенные в образовательном стандарте личностные результаты взаимосвязаны с возрастными психическими новообразованиями школьника таких как: Младший школьник проявляет самостоятельность, инициативу в общении, игре, конструировании; умеет подчиняться правилам, социальным нормам; обладает чувством собственного достоинства, участвует в совместных играх, умеет сопереживать, выигрывать, мирным путем разрешать конфликты, уметь договариваться; обладает начальными сведениями о себе, о мире, в котором он живет; стремится к принятию собственных решений, с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности. Рассмотрим основные положения психолого-педагогической науки о возрастных особенностях младших школьников (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, М. В. Гамезо, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов и др.). В них говорится, что младший школьник понимает, что представляет собой личность, но подвергается социальным изменениям. Он обязан учиться и в то же время сам меняется. Идет постепенная социализация ребенка. Он ценит доброжелательное отношение к себе и в то же время учится приветливым формам обращения к товарищам, одноклассникам. Ребенок младшего школьного возраста стремится получить одобрение своих действий, достижений, которые отвечают социальным ожиданиям. Умеет различать, что должен, что обязан. В зависимости от поступка, возникает чувство гордости или стыда. Переходит от постоянных обязанностей к обязательной общественно значимой учебной деятельности. Да, младший школьник способен понимать нравственный смысл ответственности. Педагог, используя разнообразные приемы и средства, учит ребенка чувствам прекрасного. Учащийся открывает для себя палитру новых человеческих эмоций и чувств. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства. Чувство ответственности сопряжено с поступком и представляет собой чувство, которое переживает человек по поводу соответствия или несоответствия поступка ситуации. Чувство ответственности знаменует собой рефлексию. Чувство ответственности развивается в условиях учебной деятельности. Чувство сопереживания. Сопереживание — это переживание чего-либо вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний развитая способность сопереживания включает в себя сострадание, сочувствие. [4] Анализ возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволяет увидеть сходные личностные результаты, которые указаны в ФГОС НОО. Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни является важной задачей педагога начального образования. Социальный заказ общества — это грамотный, сознательный, ориентированный на успех гражданина нашего государства со значительным багажом своих личностных достижений-результатов. Система образования и образовательное учреждение в полной мере участвуют в формировании и достижении личностных результатов. Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, Предметом оценки личностных результатов становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов. В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: – характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; – определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка; – систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования. Можно задуматься об оценке личностных результатов. Как же оценить личностные результаты младших школьников? Вероятно, следует искать новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является, как известно, портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разных видах деятельности: учебной, внеурочной, творческой. Портфолио — важный элемент практико-ориентированного подхода к образованию. С помощью портфолио решаем педагогические задачи: поддерживаем и стимулируем учебную мотивацию школьников; развиваем навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формируем умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; закладываем дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации. В МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский на заседании ШМО учителей начальных классов разработано Положение о портфолио учащихся начальных классов, которое включает следующие разделы: Первый раздел — ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе. Первый лист раздела – это красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится. Второй лист вкладываются всевозможные открытки и поздравления, подаренные первокласснику к началу учебного года. Третий лист «Мое имя» (расшифровка своего имени, кто и почему именно так его назвал. Четвертый лист — «Моя семья»- фотография, небольшое сочинение о семье Пятый лист «Это я» (свой портрет). Шестой лист «Моя рука в первом классе») обводит свою ладошку и на каждом обрисованном пальчике пишет то, что он думает о себе, какой он (добрый, ласковый). Седьмой лист «Мой режим дня». Восьмой лист «Мои увлечения», в нем ребенок пишет о том, чем он любит заниматься. Девятый лист «Мои друзья», небольшое сочинение и фотографии. Десятый лист «Моя школа» (фотография школы, описание. Одиннадцатый лист «Мой класс» – фотография класса. Двенадцатый лист «Кем я буду, когда вырасту» пишет о своей будущей профессии, и почему он выбрал именно ее. Тринадцатый лист «Мои лучшие работы» (работы, красивые рисунки), Четырнадцатый лист «Мои достижения» (грамоты, дипломы и благодарности). Пятнадцатый лист «Отзывы и пожелания». Вкладывается характеристика, которую пишет учитель. Ученик может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы хотел изменить. Каждый лист Портфолио красиво обрамляется в рамку фломастерами и украшается наклейками. Ежегодно ведется планомерная работа по ведению портфолио. За ним просматривается личная история успехов школьника. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути. Портфолио демонстрирует достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Дети учатся замечать собственные успехи, а следовательно саморазвиваются и самореализуются; школьники, которые испытывают трудности в усвоении учебного материала могут преуспевать в других видах деятельности и таким образом повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе. Родители, помогая раскрыть талант своего ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям раскрыться в другой области. Учитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь. Можно сделать вывод, что совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка. Оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, является одной из форм оценки личностных результатов, которым необходима специальная поддержка. Это современные реалии и они решаются в процессе систематического наблюдения за ходом обучения, формирования и развития ребенка. Данная оценка проводится с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов или администрации образовательной организации. Проводится педагогом, работающим в классе, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Все специалисты имеют специальную профессиональную подготовку. Все представления на учащегося обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме и выносят решение, в котором указаны рекомендации для дальнейшей работы с учащимся. При необходимости, учащегося рекомендуют направить для прохождения ЦПМПК. После прохождения ЦПМПК, родители, в большинстве случаев, желают, чтобы их ребенок оставался в своей школе, в своем классе. Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе. Младшие школьники могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. [5] На протяжении многих лет, у нас в классе обучаются учащиеся с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ в общеобразовательном классе не должен себя чувствовать некомфортно, ущемленно. Необходимо постепенное включение в классный коллектив. При этом: — поддерживать познавательную потребность обучающихся; -эмоционально стимулировать умственные усилия и творческие способности; -развивающее обучение и всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств; -развитие навыков социального общения и личностного отношения к происходящему; -формирование психических процессов и личностных качеств: креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность; -участие в общественной жизни школы и класса. Ученики класса, также как и ученики с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме включены в урочную и внеурочную деятельность, что является составляющей образовательного процесса. Через формирование личностных результатов в учебной и внеурочной деятельности идет повышение учебной мотивации, закладывается фундамент социальной зрелости личности. Цели: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся. Создаются условия для приобретения у всех обучающихся и обучающихся с ОВЗ позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами. Все младшие школьники включены в общественную жизнь класса и школы: 1 сентября, выставка «Дары осени», День Учителя, Дни именинника, День Героя Отечества, Новый год, поздравления к 8 Марта, 23 февраля, поздравление для мам и пап, посещение и поздравление ветерана, 9 Мая – День Победы, Последний звонок, акции: «Посади дерево», «Кормушка для птиц», «Подарок ветерану», различные конкурсы рисунков, конкурсы поделок, онлайн-конкурсы и т.д. Таким образом, для обучающихся обеспечены условия формирования личностных результатов в условиях инклюзивного образования. В процессе совместных творческих дел, у обучающихся развивается опыт творческой деятельности во взаимодействии со сверстниками. В ходе работы неотступно следовали принципам: -соответствия содержания организационных форм деятельности урочной и внеурочной деятельности возрастным особенностям детей особенностям психофизического развития обучающихся с ОВЗ; -учет психолого-педагогических аспектов построения коррекционно-развивающей среды, которые способствуют развитию личности и эффективному усвоению учебного материала; -преемственности технологий организации учебной деятельности с технологией деятельностного типа, реализуемыми во внеурочной деятельности; -учет потребностей обучающихся с ОВЗ запросов их родителей; -разнообразные направления и формы проведения урочной и внеурочной деятельности; -тематическое взаимодействие внеурочной и урочной деятельности. Подробнее остановимся на проведении творческого флэшмоба. Флэшмоб – (англ. Flash mob –мгновенная или моментальная толпа). Группа людей, внезапно появляющаяся в оговоренное время в общественном месте и совершает определенные действия, по заранее запланированному сценарию. Для чего проводят флэшмоб-акции? Флэшмоб-акция — абсолютно безвозмездное занятие. Её цель – удивление находящихся людей; -заряд позитивной энергетикой командного духа; -преодоление страхов и самоутверждения; -свобода от навязанных норм поведения и внутренних барьеров. Прием проведения творческих флэшмобов достаточно привлекателен. Во-первых, флэшмобы в настоящее время очень популярны. Во-вторых, преодоление страхов и самоутверждение; в-третьих- заряд позитивной энергетикой командного духа. Каждый год ученики знакомятся с творчеством А.С. Пушкина (стихотворения, сказки, во время кружков внеурочной деятельности проводили викторины, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков). Всегда, ученики считают годы жизни, сколько лет прошло со дня рождения и сколько лет прошло со дня смерти. Обратили внимание на тот факт, что 6 июня 2019 года исполнится 220 лет со дня рождения Пушкина. Ученики задумались о том, как интересно подготовиться к такой дате. Сначала предлагали выучить каждому стихотворение наизусть, но потом остановились на идее выучить сказку. Ученики предложили, что если учить каждый день по строфе, то к июню мы выучим значительную часть. Сказки А.С. Пушкина написаны особым слогом, благотворно влияющим на ритмизацию. Язык Пушкина прост и доступен для понимания. С другой стороны сказки А. С.Пушкина способствуют формированию патриотизма, гордости за отечественную литературу, в противовес зарубежным мультфильмам. В проведении творческого флэшмоба к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина, происходит эмоциональное стимулирование умственного усилия и творческих способностей. Одному ученику сложно выучить большое произведение, а в этой ситуации ученики видят, что можно, пытаются не отставать. Учащиеся с ОВЗ тоже включены в активную работу. Они запоминают, им интересно чувствовать себя в команде. Мы учили каждый день по строфе, и продолжаем учить. Выученный отрывок мы демонстрировали перед родителями, на неделе начальных классов перед аудиторией учащихся начальных классов, творческий флэшмоб-акция 6 июня 2019 года в детском лагере «Чайка». Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни является важной задачей для педагогов, работающих с младшими школьниками. Весь педагогический коллектив, семья и социум заинтересованы в том, чтобы получить на выходе из школы грамотного, сознательного, ориентированного на успех гражданина нашего государства со значительным багажом своих личностных достижений-результатов. Таким образом, благодаря организованной в школе целенаправленной работе, созданы педагогические условия, позволяющие определить эффективные формы организации урочной и внеурочной деятельности, способствующие формированию и оценке личностных результатов. Мы успешно достигли высокого уровня социализации обучающихся и в формировании личностных результатов. Считаем необходимым продолжить работу над дальнейшим формированием личностных результатов младших школьников в условиях инклюзивного образования и продолжать объединять усилия родителей, педагогов. Список использованной литературы:
Интернет-ресурсы: 1.https://ipk74.ru/upload/iblock/dd9/dd9fa3337df035e1de4ac41571b05795.pdf 2.http://dpo-smolensk.ru/rumo_new/l-ped-dosch-nach-obr/2-pedag-nach-school/files/20.11.2020-1.pdf 3.https://kopilka.edu-eao.ru/obuchenie-detej-s-ovz-v-selskoj-shkole-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ 4. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/416203-doklad-portfolio-uchenika-nachalnoj-shkoly-ka
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | С.А. Смирнова, ст. преподаватель кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области. |
Составляющие образования | Воспитание. |
Ключевые слова | Личностные результаты, инклюзивное образование, портфолио, творческий флэшмоб |
Приложение |
[1] https://kopilka.edu-eao.ru/obuchenie-detej-s-ovz-v-selskoj-shkole-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya/
[2] Примерная основная образовательная программа начального общего образования
[3] Примерная основная образовательная программа начального общего образования
[4] Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. 10-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2006. 608 с.
[5] https://kopilka.edu-eao.ru/obuchenie-detej-s-ovz-v-selskoj-shkole-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya/