ФИО
Усманова Елена Алексеевна
ДОЛЖНОСТЬ
заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
24 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа «Петербургский лицей» (АНОО «Петербургский лицей»)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
стихи Е.Наумовой, мир вятской природы, Краеведение, Духовно-нравственное воспитание
Мероприятие проводится в форме творческой встречи в библиотеке имени А.С.Пушкина. Ученики знакомятся с интересным человеком: вятской писательницей Е.С.Наумовой. Заблаговременно учащимися проводится исследовательская работа (изучение биографии и творчества писателя, подготовка литературной композиции). В ходе встречи автор отвечает на вопросы, читает свои стихи.
Ф.И.О. | Усманова Елена Алексеевна |
Организация | Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа «Петербургский лицей» (АНОО «Петербургский лицей») |
Должность | заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 24 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта»
Внеклассное мероприятие «Сценарий творческой встречи с писателем Е.С.Наумовой»
|
Ключевые слова | Духовно-нравственное воспитание, мир вятской природы, краеведение, стихи Е.Наумовой |
Аннотация (не более 500 знаков) | Мероприятие проводится в форме творческой встречи в библиотеке имени А.С.Пушкина. Ученики знакомятся с интересным человеком: вятской писательницей Е.С.Наумовой. Заблаговременно учащимися проводится исследовательская работа (изучение биографии и творчества писателя, подготовка литературной композиции). В ходе встречи автор отвечает на вопросы, читает свои стихи. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Основное внимание в программах по литературе уделяется произведениям классиков, благодаря которым реализуется главная цель — воплощение духовных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах. Поэтому особую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности играет изучение поэзии Вятского края. |
Актуальность | Следует отметить, что последние годы характеризуются ослаблением интереса к чтению и книге, особенно в молодежной среде. Между тем именно традиция «серьезного чтения» формировала духовно-нравственную культурную атмосферу нашей страны и определяла вектор ее исторического развития. Восстановление культурного потенциала страны возможно через активизацию внимания к содержанию и форме литературного образования. Чтение можно воспринимать как труд и творчество. Вятский край имеет богатую литературную историю. Обращаясь к литературному краеведению, можно активизировать возможности духовно-нравственной культуры. Организация внеклассных мероприятий по литературе на основе краеведческого материала делает процесс обучения интересным, потому что обучающиеся сами вовлечены в творческий процесс и получают не только знания, но и коммуникативные умения. |
Новизна | Главная цель внеклассных мероприятий, в ходе которых применяются краеведческие материалы, – поиск новых, более совершенных форм организации занятий, совершенствование методики обучения, способов активизации обучающихся. Они могут ощущать себя частью истории родного края и могут внести в неё свой вклад. А непосредственная встреча с писателем даёт возможность понять, что поэзия живет рядом с нами. |
Описание инновационного опыта | На уроках литературы и во внеурочной деятельности творческие встречи с писателем могут быть как реальные (в нашем случае), так и виртуальные. Их идея заключается в том, что участие принимает весь класс, для всех ребят находится дело. Осуществляется тщательная подготовка к мероприятию: работают библиографы, эксперты по отбору языкового материала, чтецы, ведущие, технические специалисты. Дети по-новому воспринимают художественный текст, потому что они сами определяют тему для встречи, и приходится не просто подобрать, например, стих, а объединить по смысловым блокам.
Один из приемов отбора материала – художественная «читка», когда дети с увлечением представляют экспертам понравившийся фрагмент произведения или стихотворение для включения в программу. А эксперты оценивают и думают, что лучше подходит для мероприятия. Вся работа подчинена цели: созданию условий для формирования творческой личности. Задачи: 1) привитие интереса к чтению посредством системы творческих заданий; 2) использование различных методов и приёмов для мотивации детей к деятельности; 3) поощрение читательской активности и творчества; 4) развитие творческого мышления на внеурочных занятиях и во внеклассной работе. Учителем были организованы творческие встречи с Н.Перминовой и М. Чебышевой, в ходе которых применялась методика «Читаем вместе». |
Продукт опыта / проекта | Организация встречи с писателем |
Затруднения в реализации, риски | Затруднений в ходе реализации проекта не было, риски могут заключаться только в организационных вопросах (определении даты встречи с писателем).
В ходе реализации учебной программы по литературе под ред. В.Я.Коровиной уроки по литературному краеведению проводятся в рамках внеклассного чтения. В будущем планируется курс внеурочной деятельности «Писатели Вятки». |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Применение краеведческого материала при изучении литературы имеет целый ряд положительных эффектов:
— обеспечивает рост интереса к предмету; — способствует духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию учащихся; — даёт возможность интеграции литературных и краеведческих знаний; — у учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; — повышается результативность уроков, а, следовательно, растёт качество знаний. |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта». Внеклассное мероприятие «Сценарий творческой встречи с писателем Е.С. Наумовой» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов преподавания курса литературы, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО автор представляет цель, задачи, планируемые результаты внеклассной деятельности: предметные, метапредметные и личностные, подробно описывает структуру и содержание занятия, указывает на необходимость обогащения духовного мира обучающихся через приобщение к лучшим образцам художественной литературы родного края. Применяемые педагогом приемы и формы урочной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в поиске новых форм организации занятий, совершенствовании методики обучения литературе на основе краеведческого материала. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка внеклассного мероприятия – сценария встречи с вятской писательницей Е.С. Наумовой. Приложение содержит интересный методический материал: презентацию к разработке внеклассного занятия. Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт ««Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта». Внеклассное мероприятие «Сценарий творческой встречи с писателем Е.С. Наумовой» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | Основное и среднее образование
Русский язык и литература
|