ФИО

Арефьева Елена Васильевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

36 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А.Жаркова г.Яранска Кировской области», 612260, г.Яранск, ул.Кирова, 18, 88336721179, scool2-yaransk@rambler.ru

В работе рассказывается о воспитании экологической культуры школьников, формировании исследовательской деятельности через работу в школьном лесничестве «Зеленый десант».  Работа в школьном лесничестве очень разнообразна и многопланова. Организация деятельности школьного лесничества реализуется по программе внеурочной деятельности «Юные лесоводы». Школьные лесничества, вовлекая детей в природоохранную и краеведческую деятельность, прививая конкретные навыки бережного отношения к лесу, играет важную роль в формировании экологического мировоззрения, воспитания экологической культуры и исследовательской деятельности подрастающего поколения.

Ф.И.О. Арефьева Елена Васильевна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А.Жаркова г.Яранска Кировской области», 612260, г.Яранск, ул.Кирова, 18, 88336721179, scool2-yaransk@rambler.ru
Должность Учитель географии
Стаж работы 36 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Воспитание экологической культуры обучающихся через организацию исследовательской деятельности в школьном лесничестве.

 

Ключевые слова Экологическая культура, воспитание, исследовательская деятельность, школьное лесничество.
Аннотация (не более 500 знаков) В работе рассказывается о воспитании экологической культуры школьников, формировании исследовательской деятельности через работу в школьном лесничестве «Зеленый десант». Работа в школьном лесничестве очень разнообразна и многопланова. Организация деятельности школьного лесничества реализуется по программе внеурочной деятельности «Юные лесоводы».

Школьные лесничества, вовлекая детей в природоохранную и краеведческую деятельность, прививая конкретные навыки бережного отношения к лесу, играет важную роль в формировании экологического мировоззрения, воспитания экологической культуры и исследовательской деятельности подрастающего поколения.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Данные опыта позволили сформулировать проблему, связанную с созданием условий для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность в целях воспитания экологической культуры.
Актуальность Актуальность темы воспитание экологической культуры обучающихся определяется следующим противоречием:

— между социальными потребностями воспитания экологической культуры обучающихся и недостаточной эффективностью организации исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях;

Новизна Новизну опыта определяет реализация эколого-образовательных проектов и исследовательских работ в рамках деятельности школьного лесничества, которым уделяется особое внимание. Их главная цель – тот или иной результат, который достигается при решении практической или теоретической проблемы лесоводства. Реализуемые природоохранные акции, проекты расширяют представления о лесных экосистемах, позволяют углубить и расширить теоретические знания, способствуют овладению умениями исследовательской деятельности.. Деятельность учащихся ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Описание инновационного опыта В образовательной практике под исследовательской деятельностью подразумевают творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:

1.                  обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

2.                  учить приемам осмысленной экологической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

3.                  помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

4.                  подкреплять знания практическими делами, используя методы сбора, анализа и обобщения информации.

Исследование – наиболее деликатный способ взаимодействия человека с миром, путь, который позволяет увидеть и понять мир таким, каков он есть. Чрезвычайно важно, чтобы каждый человек с ранних лет не возвышал себя над миром, а пытался изучить его, познать и понять его устройство и внутренние взаимосвязи, удивиться его сложности, разнообразию, красоте. Именно включение в исследование наиболее эффективно позволяет прикоснуться к миру в его естестве, выработать в себе то самое «экологическое сознание». [2]

Школьные лесничества являются одной из эффективных форм исследовательской деятельности, подготовки подрастающего поколения к дальнейшей жизни, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.

Работа в школьном лесничестве обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Основные виды учебно-исследовательской деятельности, применяемые в школьном лесничестве «Зеленый десант»:

— проблемно-реферативный – аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

—            аналитико-систематизирующий – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

—            диагностико-прогностический – изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;

—            экспериментально-исследовательский – проверка предположений и подтверждений или опровержений гипотезы;

—            проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта;

—            выступления на научно-практических конференциях, опубликование результатов исследовательской работы в научных изданиях.

Использование такой активной формы лесоэкологического образования как исследовательская деятельность, связанная с непосредственным общением с природой, способствует получению учащимися прочных экологических знаний и превращению этих знаний в мировоззрение.

В состав объединения школьного лесничества «Зеленый десант» вошли ученики 8-х классов, которые продолжают свою деятельность на протяжении 3-х лет.

Цель школьного лесничества: воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии.

Работа в школьном лесничестве очень разнообразна и многопланова. Это не только посадка деревьев и выращивание цветов, походы на природу, но и участие в различных экологических мероприятиях, где нужно показать свой интеллект, высокий уровень знаний по различным предметам. У детей, активно участвующих в работе школьного лесничества обычно хорошие результаты по всем предметам. Это всегда творческие личности.

С 2019 года в школе реализуется программа дополнительного образования

«Юные лесоводы» (Приложение)

Последовательное изучение основных вопросов экологии, рационального использования и охраны природных ресурсов, связь с предметами естественно – научного направления находит свое разрешение на занятиях кружка «Юные лесоводы». Программа данных занятий ориентирована на активное приобщение детьми к познанию окружающей среды, формирование экологической воспитанности, включающей экологическое сознание, чувства, экологическую деятельность и поведение, экологическое отношение и носит образовательный, исследовательский характер.

Целью данной программы является освоение экологических знаний о лесных сообществах нашего региона, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств у учащихся через экологическое воспитание школьников.

Задачи программы:

1. Воспитание у учащихся любви к природе родного края. 2. Дать основы дополнительных знаний по экологии леса, о прилегающих к нему сообществах и отдельным видам растений нашего региона. 3. Подготовка учащихся к адаптации в будущей жизни. 4. Способствовать развитию экологического движения, организовывать и проводить экологические десанты, соревнования, формировать здоровый образ жизни детей. 5. Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ. 6.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе нашего края, основываясь на конкретных примерах и результатах.

Формы работы: агитационно-пропагандистская; лесопатологические наблюдения; поиск насекомых вредителей и сбор информации о них; изучение экологии леса; участие в массовых акциях; исследовательская деятельность.

Содержание работы школьного лесничества определяется направлениями его деятельности. Работа по этим направлениям позволяет уже сейчас реализовывать требования нового стандарта. Каждому члену представляется возможность проявить свои творческие и практические способности по их склонностям и интересам [1]

Организация деятельности школьного лесничества «Зеленый десант»:

1.Образовательная деятельность. Организация занятий специалистами Яранского лесничества с обязательным минимумом лесоэкологических знаний в целях формирования лесоэкологической грамотности учащихся по следующим темам: значение леса в народном хозяйстве; охрана лесов от пожаров и лесонарушений; защита леса от вредителей и болезней; лесопользование и уход за лесом.

Усвоение теоретического материала позволяет членам школьных лесничеств реализовать свои творческие потребности, обогатить опыт решения лесоэкологических проблем, быть профессионально ориентированным, эффективно подготовиться к поступлению в профессиональные учреждения данного профиля.

С первого года образования лесничества «Зеленый десант» одной их форм проведения занятий стали экскурсии и исследования по экологической тропе «Храм природы» в городском лесу. Протяженность маршрута тропы составляет 2,5 км., 8 станций: Станция 1- Березовая роща, 2 — Этажи леса. 3 – Муравейник, 4 — Чистый воздух, 5 — Юный ориентировщик, 6 — В здоровом теле – здоровый дух, 7 — В мире животных, 8 — Экология водоема. Ребята нашего лесничества – экскурсоводы по экологической тропе. На остановках ребята узнают много интересного об уникальном природном комплексе.

2.Учебно-исследовательская деятельность в школьном лесничестве организуется с целью привлечения учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесных экосистем: содействия обучению членов школьных лесничеств основам лесохозяйственных наук и их профессиональной ориентации; повышения образовательного уровня юных лесоводов и приобретения ими навыков проведения опытнической и исследовательской работы; вовлечения школьников в лесоприродоохранную деятельность [2].

Подтверждением эффективности работы школьного лесничества является высокий уровень выполнения исследовательских работ. Обучающиеся демонстрируют отличные показатели по участию в различных экологических конкурсах и проектах, всегда выделяются своей активностью и целеустремленностью.

Тематика исследовательских работ, выполненных в 2020-2022 учебном году.

1. Тиминова Валерия Игоревна, 6 «Б» класс «Исследование лягушки обыкновенной»

2.  Измайлова Кристина, 6 «В» класс, «Дождевые черви – наши друзья или враги?»

3. Казакова Полина, 9 «А» класс -«Исследования причин зарастания р.Ярани».

4. «Исследование причин гибели деревьев в березовой роще г.Яранска»-11класс, Семенова Диана

5.Проект «Храм природы» — 7»А» класс, Шефер Ирина

6.«Исследование первоцветов на экологической тропе «Храм природы» — 11класс, Шамакова Софья

7. «Исследование короедов на экологической тропе «Храм природы»» — 11 класс, Тутубалина Анастасия, Семенова Диана.

8. Ефремова Вероника, 9 «А» класс, «Исследование муравейников на экологической тропе «Храм природы»»

3.Учебно-опытная деятельность лесничеств – это организация практико-исследовательских занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству.В этом направлении членами лесничества ведется работапо изготовлению искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники); по уходу за лесными культурами; по озеленению территории школы; сбору гербариев древеснокустарниковой растительности. Выполнены следующие практико-исследовательские работы:

-Учет естественного возобновления леса (по заданию специалистов лесного хозяйства).

-Учет урожайности лесных пород и плодов.

-Наблюдения за ростом и развитием древесных пород.

-Саморегулирование численности растений и животных в лесу.

-Наблюдения за животным миром леса.

4.Просветительская деятельность. Ведение лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – важная часть работы членов школьных лесничеств. Цель- формирование личности, способной осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде. Принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы. Мероприятия, проводимые в целях экологического просвещения. Например;

— Школьная конференция по работе лесничества «Зеленый десант»

— Конференция «Отходы в доходы» 22 апреля

— День Земли (5 июня) – подведение итогов работы по операции «Наш дом – Земля».

— Научно — практическая конференция «Охрана окружающей среды»

-Ученическая стартовая конференция НОУ «Созвездие»

— Экофорум «Охрана окружающей среды»

— Акция: “Берегите лес от пожара” (Противопожарная агитация, конкурсы плакатов, развешивание по городу листовок противопожарной направленности (ежегодные))

— Выступления агитбригады «зеленый десант»

— Освещение своей деятельности на школьном сайте.

5.Природоохранная деятельность. Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов. Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды.

Участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира (ежегодно):

— Высаживаем кустарники и деревья

— Выращиваем и высаживаем рассаду цветочных культур – социальный проект «Радуга в цветах»

— проведение “Дня птиц”

— подкормка птиц в зимнее время (проведение акции “Покормите птиц зимой);

— развешивание гнездовий для птиц (проведение акции “Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца”);

— очистка леса от мусора; очистка родников (участие в Областных конкурсах)

Результаты своей работы обучающиеся представляют на мероприятиях муниципального, регионального и Всероссийского уровня. Участие в данных мероприятиях позволяет им продемонстрировать свое умение сопоставлять и критически оценивать полученные в ходе исследования данные, предвидеть дискуссионные ситуации, уметь высказывать свою точку зрения по проблеме собственного исследования.

Возможность погружения в мир живой природы, вовлечение детей в природоохранную и исследовательскую деятельность дает возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных склонностей и особенностей. Ценность работы в школьном лесничестве заключается в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции эколога, лесовода, просветителя, исследователя, учёного, что помогает и в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Продукт опыта / проекта Программа кружка «Юные лесоводы»
Затруднения в реализации, риски Лесные богатства нашей страны небеспредельны. В этой актуальной задаче большая роль отведена школьникам, которые могут заботиться о зеленых растениях, сажать деревья, выращивать их и беречь, поэтому в организации внеурочной деятельности школьного лесничества могут возникнуть проблемы. Риски: уровень экологической культуры и исследовательской деятельности – низкий.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Итоговая диагностика показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой: высокий уровень экологической культуры составил 60%, средний уровень – 40 %, обучающихся чей результат диагностики соответствует низкому уровню экологической культуры нет.

Подтверждением эффективности работы школьного лесничества является и высокий уровень проводимой исследовательской работы.

Обучающиеся из школьного лесничества регулярно демонстрируют высокие показатели по участию в различных экологических мероприятиях, приглашаются на слеты школьных лесничеств, принимают участие в различных конкурсах и показывают стабильно хорошие результаты, всегда выделяются своей активностью, целеустремленностью, общительностью.

Публикации

по теме опыта

Авторская книга:

Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.:Просвещение,1983

Гирусов Э.В. Введение в социальную экологию: Учебное пособие. – М.,1994. – 82с.

Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: МИОО, 2009. – 180с.

.Ильюшина И.И. «Школьные лесничества», Изд-во «Просвещение», 1996г. – 45с.

Статья из сборника:

Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя:  Диссертация в виде научного доклада. — М.,1998. — 68с.

Архипова Н.Н., Гончаров Е.А., Закамский В.А. и др. «Исследовательская деятельность школьных лесничеств»: учебно-методическое пособие – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008.

Тавстухова О.Г. и др. Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении. — Оренбург: ИПК и ППРО ОТПУ Кафедра педагогики и психологии, 2010

Статья из журнала:

 

Бурова С.В. Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества / Человек и образование. – 2011. — №1(26). – с. 24-27.

Экспертное заключение Представленный опыт является актуальным, так как одним из направлений воспитания является экологическая культура обучающихся, а разработанная программа для организации внеурочной деятельности «Юные лесоводы», может быть реализована в образовательных организациях разных типов.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ
Арефьева Е.В. обобщение опыта
Скачать файл
презентация Арефьева Е.В.
Скачать файл
приложение программа Юные лесоводы
Скачать файл