ФИО

Фоминых Татьяна Леонидовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

29 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Нижнеивкино Куменского района» (КОГОБУ СШ пгт Нижнеивкино Куменского района) 610901, Кировская область, Кумёнский район, пгт Нижнеивкино, пер.Октябрьский,7; тел. (883343)2 32 42, е-mail n-ivkino@mail.ru

Методика модерации была разработана в Германии в 70-ых годах ХХ века и использовалась в разных сферах. Мы будем говорить о модерации как технологии обучения. Её применение предполагает постоянное, активное взаимодействие всех учащихся на уроке в процессе групповой работы. Ученик перестаёт быть пассивным объектом обучения, учитель становится модератором, что позволяет наиболее эффективно управлять классом. Все участники учебного процесса являются равноправными субъектами обучения.

Ф.И.О. Фоминых Татьяна Леонидовна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Нижнеивкино Куменского района» (КОГОБУ СШ пгт Нижнеивкино Куменского района)

610901, Кировская область, Кумёнский район, пгт Нижнеивкино, пер.Октябрьский,7; тел. (883343)2 32 42, е-mail  n-ivkino@mail.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 29 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Применение технологии модерации на уроках русского языка
Ключевые слова Технология, модерация
Аннотация (не более 500 знаков) Методика модерации была разработана в Германии в 70-ых годах ХХ века и использовалась в разных сферах. Мы будем говорить о модерации как технологии обучения. Её применение предполагает постоянное, активное взаимодействие всех учащихся на уроке в процессе групповой работы. Ученик перестаёт быть пассивным объектом обучения, учитель становится модератором, что позволяет наиболее эффективно управлять классом. Все участники учебного процесса являются равноправными субъектами обучения.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Использование технологии модерации на уроке решает ряд важных проблем:
1)ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения; 2) во время групповой работы реализуется возможность активно развивать речевое общение учащихся, навыки рефлексивных действий (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений); 3) создание психологически комфортных условий обучения.
Актуальность Данная технология позволяет активно развивать все компоненты читательской грамотности, креативного мышления, реализовывать разнообразные стратегии смыслового чтения.
Новизна При использовании технологии модерации изменяются роли учителя и ученика. Ученик из объекта обучения становится его активным участником. Учитель занимает позицию модератора, т.е. организатора процесса, помощника обучающихся, что создаёт на уроке наиболее благоприятный психологический микроклимат и условия для их саморазвития.
Описание инновационного опыта Применение технологии модерации предполагает постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. Ученик перестаёт быть пассивным объектом обучения. Все участники учебного процесса становятся равноправными субъектами обучения.

Учитель, педагог становится модератором: — раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способности, — чаще организует индивидуальные и групповые формы работы; — систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений); — использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся; — стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Цели применения модерации: — эффективное управление классом в процессе урока, — максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, — поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, — гарантированное достижение целей урока.

При использовании технологии модерации весь урок делится на чётко определённые части, которые взаимосвязаны между собой: —  инициация (начало урока, знакомство); —   вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока); — формирование ожиданий ученика (планирование эффектов урока); — передача и объяснение информации; — проработка содержания темы (групповая работа учащихся); — подведение итогов урока (рефлексия, оценка урока); —  эмоциональная разрядка (разминки). У каждого этапа свои цели, задачи и методы, которые подчинены теме урока и его целям.

Техник модерации существует огромное количество: 1) работа в парах;
2) ротационные (сменные) тройки; 3) карусель; 4) работа в малых группах;
5) дебаты; 6) незаконченное предложение; 7) мозговой штурм; 8) броуновское движение; 9) ролевая игра и др.

Чаще других я использую технику «Зигзаг», которая чётко делится на этапы.

1. Школьники объединяются в группы с равным количеством участников.

2. Текст изучаемого материала изначально делится учителем на несколько частей. Он должен быть поделен на столько частей, сколько участников в  группе.

3. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

4. Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика — представить своеобразную «выжимку». Причем сделать это он может по-разному: составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.

5. Этап групповой работы. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

6. После этого школьники возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

7. Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

Продукт опыта / проекта Разработка урока русского языка, в которых используется технология модерации.
Затруднения в реализации, риски Временные затраты во время подготовки к урокам. Необходимость учитывать особенности ученического состава класса при формировании групп, т.к. групповая работа предполагает тесное общение.
Публикации

по теме опыта

Издательский дом «Первое сентября» «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/685158. — Фоминых Т.Л. Группы слов по лексическому значению. Технологическая карта урока русского языка в технике модерации «Зигзаг». 6-й класс. – (Дата публикации:29.11.2020)
Экспертное заключение         Тема инновационного педагогического опыта «Применение технологии модерации на уроках русского языка» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов преподавания курса русского языка, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор указывает на необходимость применения технологии модерации, дающей возможность активного развития всех компонентов читательской грамотности, креативного мышления, реализации разнообразных стратегий смыслового чтения.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания русского языка, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в определении эффективных способов достижения метапретных результатов.

Достоинством инновационного педагогического опыта является внедрение в образовательный процесс уроков, проводимых в технологии модерации, подробное описание их структурных составляющих, техник модерации, наиболее подробно – техники «Зигзаг»

Приложение содержит интересный методический материал: технологическую карту урока в технике модерации «Зигзаг» по теме «Группы слов по лексическому значению».

Инновационный опыт, представленный в публикации на сайте Издательского дома «Первое сентября», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Применение технологии модерации на уроках русского языка» соответствует требованиям, предъявляемым
к подобного рода документам, ФГОС ООО по русскому языку, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) Русский язык и литература
Фоминых Т.Л.Конспект урока с использованием техники модерации Зигзаг
Скачать файл