ФИО
Мельникова Надежда Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
23 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Кирова 610021, г. Киров, пр. Строителей, 44, тел. 62-25-35, е-mail: sch52@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Осваивая новый для начальной школы курс «Русского родного языка», каждый учитель основывается не только на содержании программ и учебников, но и ищет разнообразные формы и методы работы на уроке, позволяющие наиболее полно раскрыть детям изучаемый материал и заинтересовать их новым предметом. При этом не всегда в наличии бывают необходимые учебные и электронные пособия, поэтому разработанные материалы и их дальнейшее использование позволяет педагогу расширить арсенал приемов, форм и методов работы и повысить эффективность урока. Содержание материала также может быть использовано на занятиях ВУД и во внеклассной работе с целью повышения интереса к родному языку и расширения кругозора младших школьников.
Ф.И.О. | Мельникова Надежда Владимировна |
Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Кирова
610021, г. Киров, пр. Строителей, 44, тел. 62-25-35, е-mail: sch52@kirovedu.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 23 года |
1. Тема инновационного педагогического опыта | Урок русского родного языка «Делу время, потехе час» |
2. Источник изменений | Изучение русского родного языка является важной частью языкового образования и развития младших школьников, повышает интерес к родной культуре, языку и традициям русского народа. Разработка каждого урока требует от учителя не только широкого кругозора и знания методики, но и творческого применения знаний по изучаемой теме. Это позволит заинтересовать младших школьников родным языком и сделает уроки познавательными и эффективными. |
3. Идея изменений | Обучающиеся на уроке не только достигнут планируемых результатов и сформируют все группы УУД, но и значительно расширят свой кругозор, повысят интерес к родному языку за счет обращения к теме игр и игрушек, интересной для каждого младшего школьника. Эффективность этой работы зависит от разнообразных форм и методов, используемых учителем на уроке. При этом урок не является единичным примером такой работы, а вписывается в систему уроков, построенных на таких же принципах. |
4. Концепция изменений:
Рабочие программы по русскому родному языку составляются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и с учетом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Освоение материала урока соответствует планируемым результатам освоения учебного предмета «Родной язык (русский)», разделу «Русский язык: прошлое и настоящее», 2 класс. |
|
Актуальность | Осваивая новый для начальной школы курс «Русского родного языка», каждый учитель основывается не только на содержании программ и учебников, но и ищет разнообразные формы и методы работы на уроке, позволяющие наиболее полно раскрыть детям изучаемый материал и заинтересовать их новым предметом. При этом не всегда в наличии бывают необходимые учебные и электронные пособия, поэтому разработанные материалы и их дальнейшее использование позволяет педагогу расширить арсенал приемов, форм и методов работы и повысить эффективность урока. Содержание материала также может быть использовано на занятиях ВУД и во внеклассной работе с целью повышения интереса к родному языку и расширения кругозора младших школьников. |
Новизна | Новизна работы заключена в расширении учебного материала, который используется на уроке русского родного языка (дополнение содержания учебника), а также в использовании новых методических приемов на разных этапах урока для достижения поставленных целей. |
Ожидания | Работа будет способствовать расширению знаний детей об играх и игрушках, используемых в разные исторические времена, обогащению их словарного запаса в этом направлении и повышению интереса к истории родного языка. |
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость в подборе языкового материала, доступного для второклассников. Недостаточно широкое использование материала в дальнейшем в связи с отсутствием курса русского родного языка в некоторых вариантах учебного плана к обновленному ФГОС. |
5. Условия реализации изменений | 1) Соблюдение преемственности с уроками курса русского языка и русского родного языка:
— связь с планируемыми результатами освоения ООП НОО (метапредметными и предметными результатами); — формирование всех групп УУД; — использование разнообразных приемов работы по обогащению словаря, доступных в начальной школе. 2) Соблюдение основных методических требований к урокам: — учет дидактических и методических принципов обучения, возрастных и психологических особенностей младших школьников; — наличие элементов занимательности, поддержание интереса, создание мотивации для работы; — последовательность и продвижение от простого к сложному; — систематичность в изучении материала и знакомстве с историческими особенностями родного языка. |
6. Результат изменений
|
Учащиеся успешно усвоят материал об играх и игрушках прошлого и настоящего, повысится интерес к изучению родного языка и его особенностей, овладеют запланированными универсальными учебными действиями через использование различных форм и методов работы на уроке. Данная работа создаст условия для успешного освоения программы курса русского родного языка, в частности раздела «Русский язык: прошлое и настоящее», совершенствования всех групп УУД, достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучения и духовно-нравственному развитию учащихся. |
7. Публикации
|
1) Модели уроков русского родного языка на уровень начального общего образования — результат работы временного творческого коллектива учителей образовательных учреждений города Кирова. — Киров, МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова, 2021. (с. 71 – 76).
2) Мельникова Н.В. Конспект урока по родному языку (русскому) «Делу – время, потехе – час» // Всероссийский образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/profile/701395/publications |
8. Описание инновационного опыта учителя
|
Цель урока открытия новых знаний «Делу время, потехе час» — познакомить со словами, которые называют игрушки; дать представление о том, как ими играли дети на Руси.
Урок имеет следующие планируемые результаты: Предметные – распознавание слов – названий игрушек (старинных и современных), объяснение их происхождения и значения; сравнение современных и старинных названий игрушек, составление пар по данному признаку; понимание значения фразеологических оборотов, связанных с играми и игрушками; правильное употребление в речи изученных слов и выражений. Личностные — обогащение словарного запаса, развитие интереса к родному языку и традициям русского народа; повышение мотивации к изучению истории и языка родной страны за счет обращения к игровым приемам, саморазвитие обучающихся через участие в работе класса на уроке. Метапредметные — Регулятивные: формулирование и решение учебной задачи через выполнение действий по намеченному плану и инструкциям, данным учителем и изложенным в заданиях учебника; планирование своих действий в соответствии с учебной задачей; соотнесение правильности выполнения и результата действия с требованиями к выполнению заданий; учет установленных правил в планировании и контроле способа решения; формирование умения проводить анализ своей работы во время рефлексии, адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных в заданиях ошибок. Познавательные: использование инструкций при выполнении заданий; постановка, формулирование и решение проблемы при выяснении происхождения названий игрушек и поиске их современных пар; осознанное построение сообщений и рассуждений в устной и письменной форме; поиск, выделение, анализ и передача информации в разных формах (рисунке, схеме, тексте). Коммуникативные: определение общей цели урока и путей ее достижения; постановка вопросов, обращение за помощью и предложение ее в ходе урока; проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных задач и обсуждения поставленной проблемы урока; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; формулирование собственного мнения, умение задавать вопросы, вести грамотно построенный диалог и монолог; осуществление взаимного контроля ответов на уроке, разрешение конфликтов на основе учета позиций всех участников образовательного процесса. На уроке используется частично-поисковый метод, а также различные формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная. Подробное описание форм и приемов работы представлено в тексте конспекта урока. |
Экспертное заключение | Преподавание русского языка как родного – одно из новых направлений в методике филологического образования младших школьников. Курс родного языка создан в поддержку основного курса русского языка, в связи с чем требует специфичных, новых подходов к преподаванию. Представленный материал для проведения урока родного русского языка во 2 классе отражает использование различных форм и методических приемов на разных этапах урока для достижения поставленных целей. Модель урока во 2 классе демонстрирует работу, способствующую развитию интереса к родному языку и расширению кругозора младших школьников. Материал Н.В. Мельниковой может быть размещен в банке педагогического опыта. |
Ф.И.О. эксперта | О.Н. Бершанская, к.п.н. |
Составляющие образования | Обучение. Воспитание. Развитие. |
Ключевые слова | Русский родной язык, история родного языка, игрушки |