ФИО
Казакова Галина Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
36 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Кордяга Зуевского района Кировской области», 612421, п. Кордяга, ул. Школьная, 10-а, тел: (8833)37- 46-2-80, e-mail: kordyaga2014@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
читательская грамотность., приемы смыслового чтения, Современная детская литература
Методической основой опыта явились результаты исследований по проблеме читательской деятельности современных подростков. Сущность опыта заключается в развитии и поддержке у школьников интереса к чтению современных художественных произведений. Литература, отражающая реалии современной жизни, рассказывающая о сверстниках, близка и понятна сегодняшним подросткам. Современная детская литература будет способствовать формированию их читательской грамотности (компетенции) и духовно-нравственных ориентиров.
Ф.И.О. | Казакова Галина Александровна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Кордяга Зуевского района Кировской области», 612421, п. Кордяга, ул. Школьная, 10-а, тел: (8833)37- 46-2-80, e-mail: kordyaga2014@mail.ru |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 36 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Использование приемов смыслового чтения для формирования читательской грамотности на уроках литературы.
|
Ключевые слова | Современная детская литература, приемы смыслового чтения, читательская грамотность. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Методической основой опыта явились результаты исследований по проблеме читательской деятельности современных подростков. Сущность опыта заключается в развитии и поддержке у школьников интереса к чтению современных художественных произведений. Литература, отражающая реалии современной жизни, рассказывающая о сверстниках, близка и понятна сегодняшним подросткам. Современная детская литература будет способствовать формированию их читательской грамотности (компетенции) и духовно-нравственных ориентиров. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в качестве обязательного компонента метапредметных результатов выделяет «владение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» Важным условием его формирования является разрешение противоречия между падением интереса к чтению у учащихся и необходимостью развития их читательской грамотности (компетентности). |
Актуальность | В концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации подчеркивается, что чтение имеет первостепенное значение для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности.
Основная цель программы — повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие читательской компетентности школьников, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров. |
Новизна | Для приобщения школьников к чтению, формирования их читательской грамотности использую на уроках внеклассного чтения по современной литературе приемы смыслового чтения. |
Описание инновационного опыта | Базовым предметом для формирования читательской грамотности современных школьников являются уроки литературы. Именно учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. Обновленные ФГОС ООО по литературе и содержанию программ включают произведения современных отечественных писателей на тему взросления человека. Изучаемые на уроках литературы и уроках внеклассного чтения произведения должны быть направлены не только на расширение читательского горизонта, воспитание интереса и любви к чтению, формирование читательской культуры, но и духовно-нравственное и эстетическое воспитание современных школьников. При планировании уроков внеклассного чтения учитываю читательские интересы учащихся и обязательно включаю произведения современной детской литературы.
Интерес к произведению поможет вызвать выразительное чтение (учителем или учеником) кульминационного фрагмента текста. Приемы стратегий смыслового чтения (приемы эффективной работы с текстом) способствуют глубокому, проникновенному чтению и приобретению жизненного опыта. Благодаря использованию стратегий осмысленного чтения уроки получаются глубокими, насыщенными. Приемы осмысленного чтения повышают мотивацию учащихся к интеллектуальной деятельности, помогают создать атмосферу сотрудничества и сотворчества. Чтобы новое произведение стало для учеников близким и понятным, использую на разных этапах чтения (предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности) такие приемы, как: «Рассечение вопроса», «Ассоциации», «Толстые и тонкие вопросы», «Чтение с остановками», «Кластер», «Где ответ», «Синквейн» и «Диаманта». Применение ряда стратегий помогло нацелить детей на глубокое понимание смысла произведения. При знакомстве с новым произведением важно формировать у учащихся умение и привычку думать над книгой до чтения. Для этого можно использовать прием предтекстовой деятельности «Рассечение вопроса». Его целью является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Учащимся предлагается прочитать заглавие рассказа (Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро») и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в этом тексте? Одним из интересных приемов работы с текстом на этапе предчтения является прием ассоциаций. Например, ученикам предлагается подобрать ассоциации к слову «рыжий». Данная работа помогает учащимся составить образное определение слова, глубже понять его смысл. Таким образом, наблюдение над словом через прием ассоциаций помогает читать текст внимательно, осмысленно, постигая авторское отношение к описываемым событиям. На этапе чтения часто использую приём «Чтение с остановками». Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента высказываются предположения о дальнейшем развитии сюжета. На этапе чтения и постчтения нельзя обойтись без использования приема «Черты характера». Ученикам предлагается определить черты характера, которыми обладает главная героиня рассказа Е.Габовой, и подтвердить своё мнение примерами из текста. Актуальным приемом осмысления художественного текста является «Отношение между вопросом и ответом». Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В первом случае, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста, то ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове ученика-читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. Прием послетекстовой деятельности «Диаманта» способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Уроки внеклассного чтения, основанные на стратегиях смыслового чтения, будут способствовать развитию читательской грамотности (компетентности), что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение школьников. Читательская компетенция участвует в формировании ценностно-смысловых ориентиров обучающихся. Изучение лучших произведений современной отечественной и зарубежной литературы будет способствовать формированию читательского вкуса; формированию понятия о значимости вечных нравственных ценностей. |
Продукт опыта / проекта | Модель урока внеклассного чтения для учащихся по рассказу Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и мультимедийные приложения.
|
Затруднения в реализации, риски | Отсутствие глубокого и прочного интереса к чтению книг, отсутствие потребности чтения у родителей влияет на формирование читательской компетентности учащихся.
Трудности, связанные с пониманием художественного текста. |
Публикации
по теме опыта |
Сетевое издание «Фонд 21 века»
https://fond2veka.ru/publication/11/27/473322/ 31нваря 2023г. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Использование приемов смыслового чтения для формирования читательской грамотности на уроках литературы» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки читательской грамотности обучающихся.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО автор описывает условия формирования читательской грамотности обучающихся в урочной деятельности. Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя по формированию читательской грамотности обучающихся. Достоинством инновационного педагогического опыта является внедрение приемов смыслового чтения в практику преподавания литературы: «рассечение вопроса», «ассоциации», «толстые и тонкие вопросы», «чтение с остановками», «кластер», «где ответ», «синквейн» и др. Приложение содержит модель урока внеклассного чтения по рассказу Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и мультимедийные презентации. Инновационный опыт, представленный на заседании районного методического объединения и опубликованный в сетевом издании «Фонд 21 века», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Использование приемов смыслового чтения для формирования читательской грамотности на уроках литературы» соответствует требованиям, предъявляемым
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература ВОСПИТАНИЕ Основное и среднее образование |
Приложение | Конспект урока
Презентация к уроку Мультфильм «Рыжий, рыжий, конопатый…» Песня «Не рыжий я, а золотой» в исполнении Л. Мондрус Список перспективного чтения |