ФИО

Казакова Галина Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

36 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Кордяга Зуевского района Кировской области», 612421, п. Кордяга, ул. Школьная, 10-а, тел: (8833)37- 46-2-80, e-mail: kordyaga2014@mail.ru

Методической основой опыта явились результаты исследований по проблеме читательской деятельности современных подростков. Сущность опыта заключается в развитии и поддержке у школьников интереса к чтению современных художественных произведений. Литература, отражающая реалии современной жизни, рассказывающая о сверстниках, близка и понятна сегодняшним подросткам. Современная детская литература будет способствовать формированию их читательской грамотности (компетенции) и духовно-нравственных ориентиров.

Ф.И.О. Казакова Галина Александровна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Кордяга Зуевского района Кировской области», 612421, п. Кордяга, ул. Школьная, 10-а, тел: (8833)37- 46-2-80, e-mail: kordyaga2014@mail.ru
Должность  учитель русского языка и литературы
Стаж работы 36 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование приемов смыслового чтения для формирования читательской грамотности на уроках литературы.

 

Ключевые слова Современная детская литература, приемы смыслового чтения, читательская грамотность.
Аннотация (не более 500 знаков) Методической основой опыта явились результаты исследований по проблеме читательской деятельности современных подростков. Сущность опыта заключается в развитии и поддержке у школьников интереса к чтению современных художественных произведений. Литература, отражающая реалии современной жизни, рассказывающая о сверстниках, близка и понятна сегодняшним подросткам. Современная детская литература будет способствовать формированию их читательской грамотности (компетенции) и духовно-нравственных ориентиров.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в качестве обязательного компонента метапредметных результатов выделяет «владение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» Важным условием его формирования является разрешение противоречия между падением интереса к чтению у учащихся и необходимостью развития их читательской грамотности (компетентности).
Актуальность В концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации подчеркивается, что чтение имеет первостепенное значение для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности.

Основная цель программы — повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие читательской компетентности школьников, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

Новизна Для приобщения школьников к чтению, формирования их читательской грамотности использую на уроках внеклассного чтения по современной литературе приемы смыслового чтения.
Описание инновационного опыта  Базовым предметом для формирования читательской грамотности современных школьников являются уроки литературы. Именно учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. Обновленные ФГОС ООО по литературе и содержанию программ включают произведения современных отечественных писателей на тему взросления человека. Изучаемые на уроках литературы и уроках внеклассного чтения произведения должны быть направлены не только на расширение читательского горизонта, воспитание интереса и любви к чтению, формирование читательской культуры, но и духовно-нравственное и эстетическое воспитание современных школьников. При планировании уроков внеклассного чтения учитываю читательские интересы учащихся и обязательно включаю произведения современной детской литературы.

Интерес к произведению поможет вызвать выразительное чтение (учителем или учеником) кульминационного фрагмента текста. Приемы стратегий смыслового чтения (приемы эффективной работы с текстом) способствуют глубокому, проникновенному чтению и приобретению жизненного опыта. Благодаря использованию стратегий осмысленного чтения уроки получаются глубокими, насыщенными. Приемы осмысленного чтения повышают мотивацию учащихся к интеллектуальной деятельности, помогают создать атмосферу сотрудничества и сотворчества. Чтобы новое произведение стало для учеников близким и понятным, использую на разных этапах чтения (предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности) такие приемы, как: «Рассечение вопроса», «Ассоциации», «Толстые и тонкие вопросы», «Чтение с остановками», «Кластер», «Где ответ», «Синквейн» и «Диаманта». Применение ряда стратегий помогло нацелить детей на глубокое понимание смысла произведения.

При знакомстве с новым произведением важно формировать у учащихся умение и привычку думать над книгой до чтения. Для этого можно использовать прием предтекстовой деятельности «Рассечение вопроса». Его целью является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Учащимся предлагается прочитать заглавие рассказа (Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро») и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в этом тексте?

Одним из интересных приемов работы с текстом на этапе предчтения является прием ассоциаций. Например, ученикам предлагается подобрать ассоциации к слову «рыжий». Данная работа помогает учащимся составить образное определение слова, глубже понять его смысл. Таким образом, наблюдение над словом через прием ассоциаций помогает читать текст внимательно, осмысленно, постигая авторское отношение к описываемым событиям.

На этапе чтения часто использую приём «Чтение с остановками». Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента высказываются предположения о дальнейшем развитии сюжета.

На этапе чтения и постчтения нельзя обойтись без использования приема «Черты характера». Ученикам предлагается определить черты характера, которыми обладает главная героиня рассказа Е.Габовой, и подтвердить своё мнение примерами из текста.

 Актуальным приемом осмысления художественного текста является «Отношение между вопросом и ответом». Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В первом случае, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста, то ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове ученика-читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора.

Прием послетекстовой деятельности «Диаманта» способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Уроки внеклассного чтения, основанные на стратегиях смыслового чтения, будут способствовать развитию читательской грамотности (компетентности), что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение школьников. Читательская компетенция участвует в формировании ценностно-смысловых ориентиров обучающихся. Изучение лучших произведений современной отечественной и зарубежной литературы будет способствовать формированию читательского вкуса; формированию понятия о значимости вечных нравственных ценностей.

Продукт опыта / проекта Модель урока внеклассного чтения для учащихся по рассказу Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и мультимедийные приложения.

 

Затруднения в реализации, риски Отсутствие глубокого и прочного интереса к чтению книг, отсутствие потребности чтения у родителей влияет на формирование читательской компетентности учащихся.

Трудности, связанные с пониманием художественного текста.

Публикации

по теме опыта

Сетевое издание «Фонд 21 века»

https://fond2veka.ru/publication/11/27/473322/ 31нваря 2023г.

Экспертное заключение Тема инновационного педагогического опыта «Использование приемов смыслового чтения для формирования читательской грамотности на уроках литературы» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки читательской грамотности обучающихся.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО автор описывает условия формирования читательской грамотности обучающихся в урочной деятельности.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя по формированию читательской грамотности обучающихся.

Достоинством инновационного педагогического опыта является внедрение приемов смыслового чтения в практику преподавания литературы: «рассечение вопроса», «ассоциации», «толстые и тонкие вопросы», «чтение с остановками», «кластер», «где ответ», «синквейн» и др.

Приложение содержит модель урока внеклассного чтения по рассказу Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и мультимедийные презентации.

Инновационный опыт, представленный на заседании районного методического объединения и опубликованный в сетевом издании «Фонд 21 века», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Использование приемов смыслового чтения для формирования читательской грамотности на уроках литературы» соответствует требованиям, предъявляемым
к подобного рода документам, ФГОС ООО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

ВОСПИТАНИЕ

Основное и среднее образование

Приложение Конспект урока

Презентация к уроку

Мультфильм «Рыжий, рыжий, конопатый…»

Песня «Не рыжий я, а золотой» в исполнении Л. Мондрус

Список перспективного чтения

Разработка урока
Скачать файл
Экспертное заключение_Казакова Г.А. (Зуевский район)
Скачать файл