ФИО

Черемискина Надежда Алексеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель математики и физики

СТАЖ РАБОТЫ

45 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Учреждение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района» КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района 612484 Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10 Телефоны:88333365247-школа 89195242738-личный Адрес электронной почты: oshlanschool@mail.ru Адрес личной электронной почты: horoshyshkola@mail.ru

В педагогическом сообществе ведется много споров о том, что важнее – обучение или воспитание. Для педагогов-практиков очевидно, что одно направление деятельности без другого просто не существует, поэтому учителя во все времена уделяют большое значение вопросам воспитания. Цели и задачи воспитания, как известно, меняются в зависимости от условий социально-экономического развития общества, следовательно, закономерно происходит и изменение ценностных ориентиров.

Ф.И.О. Черемискина Надежда Алексеевна
Организация Учреждение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района»

КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района

612484 Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10

Телефоны:88333365247-школа

  89195242738-личный

Адрес электронной почты:  oshlanschool@mail.ru

Адрес личной электронной почты:  horoshyshkola@mail.ru

 

Должность Учитель математики и физики
Стаж работы 45 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Проблемы воспитания в процессе учебной и внеучебной деятельности классного руководителя».

 

 

Ключевые слова Обучение, воспитание, традиции, личностное развитие.
Аннотация (не больше 500 знаков) В педагогическом сообществе ведется много споров о том, что важнее – обучение или воспитание. Для педагогов-практиков очевидно, что одно направление деятельности без другого просто не существует, поэтому учителя во все времена уделяют большое значение вопросам воспитания. Цели и задачи воспитания, как известно, меняются в зависимости от условий социально-экономического развития общества, следовательно, закономерно происходит и изменение ценностных ориентиров.

 

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект  Серьезные проблемы воспитания решают классные руководители школы. Особенностями сельской школы являются: малочисленность обучающихся в школе; необходимость одному учителю преподавать несколько предметов; отсутствие в селе учреждений культуры; низкий общий культурный фон, в котором протекает жизнь обучающихся. Поэтому особое значение приобретает работа классных руководителей по воспитанию.

В нашей школе обратили внимание на три основные проблемы: забота о пожилых ветеранах труда; организация досуга дошкольников; незнание обучающимися и их родителями культурных традиций своего народа и народов других стран.

 

Актуальность 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках реализации данного закона Институтом стратегии развития образования была разработана примерная программа воспитания в школах.

На основе примерной программы разработана своя собственная рабочая программу с учетом специфики учебного заведения, создан ежегодный план воспитательной работы, не потеряв лучшие традиции.

 

Новизна В современном мире недостаточно уделяется внимание пожилым людям, культурным традициям своего народа, недостаточна связь семьи со школой. В связи с этим мы ставим следующие задачи:

1. Поддержать одиноких пенсионеров.

2. Организовать праздничные встречи школьников, дошкольников и их семьи

3. Познакомить обучающихся и их родителей к культурным традициям своего народа и народов других стран.

 

Описание инновационного опыта  «В педагогическом сообществе ведется много споров о том, что важнее – обучение или воспитание. Для педагогов-практиков очевидно, что одно направление деятельности без другого просто не существует, поэтому учителя во все времена уделяют большое значение вопросам воспитания. Цели и задачи воспитания, как известно, меняются в зависимости от условий социально-экономического развития общества, следовательно, закономерно происходит и изменение ценностных ориентиров.

Серьезные проблемы воспитания решают и классные руководители нашей школы. Особенностями сельской школы являются: малочисленность обучающихся в школе; необходимость одному учителю преподавать несколько предметов; отсутствие в селе учреждений культуры; низкий общий культурный фон, в котором протекает жизнь обучающихся. Поэтому особое значение приобретает работа классных руководителей по воспитанию.

В нашей школе мы обратили внимание на три основные проблемы: забота о пожилых ветеранах труда; организация досуга дошкольников; незнание обучающимися и их родителями культурных традиций своего народа и народов других стран.

В связи с этим мы ставим следующие задачи:

1. Поддержать одиноких пенсионеров.

2. Организовать праздничные встречи школьников и дошкольников.

3. Познакомить обучающихся и их родителей к культурным традициям своего народа и народов других стран.

Эти задачи решаются в процессе подготовки и проведения внеучебных общешкольных мероприятий.

1.      Поддержка одиноких пенсионеров.  Мы порой не замечаем то, как живут люди рядом с нами. Дети тем более.

В деревне нашего времени большинство жителей – пенсионеры

Одиночество – спутник старости. И в наших силах подарить пожилым людям радость. Вот уже два года к Новогодним праздникам с ребятами мы готовим открытки и маленькие сладкие подарочки. Дети приносят конфеты из дома. Для некоторых это целое испытание. Первый раз один мальчишка сказал искренне, что ему жалко конфеты отдавать.

Была целая дискуссия: как отдать то, что самому так хочется съесть и зачем дарить что-то человеку, который вызывает неприязнь.

Поздно вечером разнесли поздравления пожилым одиноким людям. Условием было: сделать доброе дело тайно. Люди были очень рады вниманию. Ведь некоторых очень давно никто ни с чем не поздравлял.

К рождественскому сочельнику с ансамблем «Веснянка» ( девочками 5-9 классов) были разучены рождественские песни и стихи, приготовлены открытки с православными молитвами. И в праздничный день наша нарядная группа прошла по селу. Мы посетили десять домов, где живут пожилые люди. Нас очень радушно встречали, угощали чаем. Для людей был праздник. Я очень радовалась, видя свет в глазах бабушек, когда мои девочки обнимали их на прощанье. Это не сравнится ни с какой беседой о воспитании, это работа души.

В Новый год к нашим ветеранам приходил с поздравлением Дед Мороз.

В костюме Деда Мороза с удовольствием сыграл эту роль ученик седьмого класса.

Такие поздравления мы сделали еще ко Дню защитника Отечества, на Масленицу. Участвовали ребята из всех классов. Участие детей в волонтерской деятельности, в концертах помогает им раскрыть свои способности, научиться дарить радость другим, пробудить в душе светлые чувства, стать увереннее, повысить самооценку. Дети получают урок вежливости, гостеприимства. Подтверждается известная истина: «Не оскудеет рука дающего», и в отношении материальных, и в отношении духовных ценностей.

 

2. Организация праздничных встреч школьников и дошкольников. Не остаются без внимания и малыши дошкольной группы. Для них было приготовлено кукольное представление – сказки «Репка», «Лиса и Заяц» — к Новому году. Было проведено чтение сказок К.Чуковского с рисованием персонажей на доске. Малышей мы приглашаем на все большие праздники, которые проводятся в школе…

 

3. Знакомство обучающихся и их родителей к культурным традициям своего народа и народов других стран.

А как представить русскую культуру без песни? В моей семье всегда пели русские народные и лирические песни советского времени. Любовь к песне со мною всю жизнь. Современная молодежь не поет, не знает песен, которые передаются из поколения в поколение. И это вина взрослых.

Несколько лет подряд я провожу конкурс стихов на Рождество и Пасху, разучиваем с ребятами рождественские и пасхальные песни, раскрывая смысл этих светлых праздников. Дети в этом участвуют с удовольствием.

Конкурсы стихов об осени, о зиме тоже стали традицией.

Дети порой спрашивают, зачем нам надо учить стихи о родной природе, разучивать народные песни, готовить выступления о христианских праздниках? И тогда учитель приходит на помощь и предлагает

рассуждение о ведре. Чем его наполнишь, такой аромат и будет оно источать. Так и душа человека. Чем наполнена, то и будет излучать. Так «Бабушкин сундук» излучает уважение к нашим корням, к труду и заботам наших предков, их уникальному народному творчеству, бережное отношение к традициям нашего народа.

Об этом сундуке дети узнают на празднике «Чудеса из бабушкиного сундучка».

На этом празднике дети сделали для себя множество открытий, познакомившись в песнях и стихах с процессом изготовления одежды изо льна на Руси и с особенностями быта русского крестьянства. Здесь мы погружаемся в историю земли, на которой живем. Было выступление перед родителями, перед ветеранами на День пожилого человека, на встрече выпускников прошлых лет. Мы смотрели сохранившиеся самотканые отрезы наших бабушек, старинные вышитые полотенца, рубахи, юбки.

Каждый год мы с детьми уделяем особое внимание литературной гостиной. В ходе работы гостиной мы знакомимся с биографией поэтов, слушаем стихи и песни, используя видеоряд. Дети отзывались добрым словом, познакомившись с творчеством С.Есенина, Н.Рубцова. В творчестве этих поэтов звучит бесконечная любовь к родине, к русской деревне, к нашим традициям.

 

Итак, участие детей в волонтерской деятельности, в концертах помогает им раскрыть свои способности, научиться дарить радость другим, пробудить в душе светлые чувства, стать увереннее, повысить самооценку. Дети получают урок вежливости, гостеприимства. Подтверждается известная истина: «Не оскудеет рука дающего», — и в отношении материальных, и в отношении духовных ценностей.

Работа с дошкольниками учит детей общению с малышами, умению создавать душевную атмосферу взаимодействия старших и младших.

Недаром великий Аристотель поучал: «Хочешь, чтоб тебя любили, ценили, уважали, то и ты люби, цени и уважай. Хочешь жить в радости, дари радость другим».

Так или иначе, каждый классный руководитель в воспитательной работе  использует то, в чем убежден, во что верит, что знает, что любит, чем наполнена его душа. Очевидно, что классное руководство – это не работа, это образ жизни.

Надеюсь, что в душе каждого ученика останется свет от времени, проведенного в стенах школы, от знакомства с базовыми ценностями, на которые можно всегда опереться в жизни — это христианские заповеди, касающиеся взаимоотношения между людьми, наши культурные ценности и традиции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина: [статья известного педагога из первого номера журнала «Воспитание школьников» за 1966 год]/ В.А.Сухомлинский// Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал.-2011.-№7.-С.3-9.-(Актуальные проблемы образования).

2. Толковая Библия или комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./ под. ред. А. П.Лопухина. [Т. 6]: Новый Завет. — Москва: ДАРЪ, 2008. — 1223 с.

3. Бородина А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. – 4 кл. – М.: Русское слово.

4. Шульмин, М. П. Социальная геронтология: Учебное пособие / М. П. Шульмин. — Томск: ТУСУР, 2018. — 143 с.

5. Абрамычев, Н. Сборник русских народных песен Вятской губернии / Записал с нар. напева и перелож. на один голос с аккомп. ф.-п. Н. Абрамычев. — СПб. : Муз. маг. Васильева, ценз. 1879. — 81 с.

6. Культура русского народа [Электронный ресурс] Выходные данные : М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.

 

 

Продукт опыта / проекта Презентация «Бабушкин сундучок»
Затруднения в реализации, риски Творчество, инициатива детей, родителей, тесная связь семьи и школы, трудоемкость.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Каждый классный руководитель в воспитательной работе  использует то, в чем убежден, во что верит, что знает, что любит, чем наполнена его душа. Очевидно, что классное руководство – это не работа, это образ жизни.

Надеюсь, что в душе каждого ученика останется свет от времени, проведенного в стенах школы, от знакомства с базовыми ценностями, на которые можно всегда опереться в жизни — это христианские заповеди, касающиеся взаимоотношения между людьми, наши культурные ценности и традиции.

 

 

Публикации

по теме опыта

Любить призвание своё: В.А.Сухомлинский: Сборник материалов конференции «Любить призвание своё: В.А.Сухомлинский» выпуск 3, 2022 год

 

Экспертное заключение Материалы соответствуют требованиям областного банка педагогических идей.

 

Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, ст. методист центра Науки и инноваций, к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ.

Основное и среднее общее образование

 

экс.зак. Черемискина Н.Г.
Скачать файл
Проблемы воспитания в процессе учебной и внеучебной деятельности классного руководителя
Скачать файл