ФИО

Коробейникова Анна Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель биологии и географии

СТАЖ РАБОТЫ

9 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №74» города Кирова МБОУ средняя школа №74 города Кирова ул. Владимира Меланьина, д.1, Киров, Кировская область, 610010 8(833)225-47-74 sch74@kirovedu.ru

В данной работе описаны этапы мастерской и приемы, способствующие развитию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, которые возможно использовать на разных этапах урока. Представлена разработка урока по переливанию крови «Мастерская. Подарок без повода». Описание опыта будет полезно учителям биологии, проявляющим интерес к различным педагогическим технологиям, в частности мастерским.

Ф.И.О. Коробейникова Анна Викторовна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №74» города Кирова

МБОУ средняя школа №74 города Кирова

ул. Владимира Меланьина, д.1, Киров, Кировская область, 610010

8(833)225-47-74

sch74@kirovedu.ru

Должность Учитель биологии и географии
Стаж работы 9 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Технология педагогических мастерских как способ развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся
Ключевые слова Мастерская, коммуникативная деятельность
Аннотация (не более 500 знаков)     В данной работе описаны этапы мастерской и приемы, способствующие развитию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, которые возможно использовать на разных этапах урока. Представлена разработка урока по переливанию крови «Мастерская. Подарок без повода».

Описание опыта будет полезно учителям биологии, проявляющим интерес к различным педагогическим технологиям, в частности мастерским.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект    ФГОС второго поколения ориентирует учителя на становление личностных характеристик обучающихся. В частности стандарт нас ориентирует на то, что выпускник школы должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою точку зрения, высказывать своё мнение. У большинства современных учеников возникают проблемы, связанные с умением слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Проводя работу в группах или в парах на уроках, ученики не вступают в диалог, не распределяют роли, работая в группах, не хотят слышать друг друга.

 

Актуальность     Существенным признаком современного урока является формирование и развитие универсальных учебных действий в процессе самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Одним из путей развития УУД является применение современных педагогических технологии.

Особенно востребованы в настоящее время в образовании, на наш взгляд, являются технологии педагогических мастерских, чтения и письма для развития критического мышления, проектной деятельности, проблемного обучения, дебаты, технологии списков, это связанно с формированием универсальных учебных действии у обучающихся, определяющих качество современного образования.

Новизна     Технология педагогических мастерских были популярны в 90-е и 2000 годы. Сейчас интерес к данной технологии угас. По результатам анкетирования среди учителей в МБОУ СОШ с УИОП №74, данную педагогическую технологию применяет 19%, это мало. Мастерские дают возможность использовать различные формы и методы обучения, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, позволяют включить каждого обучающегося в учебный процесс.
Описание инновационного опыта     В современном уроке меняются основные акценты в отношениях и связях учения и обучения, во взаимодействии обучающихся и учителя. При этом основополагающую роль в смене акцентов играет построение и использование особых средств обучения, которые позволяют процесс учения преобразовывать в «учебную деятельность». Урок становится площадкой, на которой учитель с помощью активных приемов работы обеспечивает процесс самообучения и самообразования ученика [3, с. 7-8]. Одним из путей достижения формирования и развития УУД является применение современных педагогических технологии. Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Иными словами, точное проектирование и соблюдение алгоритма технологии гарантирует успех педагогических действий [5, с. 191].

Идея технологии педагогического процесса зародилась в связи с внедрением достижений НТП во все сферы жизни и общества. В нашей стране интерес к технологии появился в 90-е гг. XX в. Одной из причин обращения педагогов к идеям технологий стала неудовлетворенность учителей традиционной дидактической системой, которая порождала отчужденность, формализм, вербализм, была оторвана от потребностей и интересов ребенка и жизни. Всего в отечественной педагогике (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, Е. О. Галицких, Т. В. Машарова и др.) описано около 50 технологии [2]. Особенно востребованы в настоящее время в образовании, на наш взгляд, являются технологии педагогических мастерских, чтения и письма для развития критического мышления, проектной деятельности, проблемного обучения, дебаты, технологии списков.

Так при использовании мастерских большую роль играет коммуникативная деятельность. Я применяю данную технологию с целью обеспечить учебное сотрудничество учеников, которое предполагает и обмен информацией, и достижение некой общности: установление контактов, организацию, и осуществление общей деятельности, а также процессы межличностного включения понимания партнёра.

Только в ходе общения и благодаря общению ребенок может стать полноценным человеком для поддержания достигнутого уровня своего психологического развития. Диалог имеет социальную природу, он реализует фундаментальную потребность в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. [6, с. 128].

Технология «Педагогическая мастерская» базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори). Благодаря этой технологии реализуется системно — деятельностный подход в обучении (Л. С. Выготской, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и соблюдаются принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская). Теоретические основы технологии педагогических мастерских созданы педагогами французской группы «Новое воспитание» (А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен) [6, с. 124].

Можно сформулировать следующие образовательные цели технологии «Педагогическая мастерская», которые реализуются в ходе занятий:

-не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

-не дать знания по конкретной теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

-не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

-не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального труда и творчества, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество [1].

В статье «Что такое педагогическая мастерская?» И. А. Мухина приводит следующие принципы и правила ведения мастерской:

-ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера- руководителя мастерской;

-право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине;

-безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменятся самооценкой и самокоррекцией;

-представление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора деятельности на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя;

-значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс;

-диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура;

— организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы;

-решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками [4, с. 303-304].

В технологии педагогических мастерских различают мастерские построения знании, мастерская письма, мастерская педагогического взаимодействия, мастерская обсуждения проблем, мастерская пластики.

Остановимся на педагогической мастерской построения новых знаний, так как, по моему мнению, более остальных подходит для уроков биологии. Уже даже название говорит само за себя: знание конструируется здесь и сейчас тем составом участников, который включен в «проживание». Процесс проживания мастерской самоценен. Проживание обеспечивает принцип бытийности педагогической мастерской, и сам по себе процесс проживания мастерской является результатом [6, с. 127].

Основные этапы мастерской:

1. «Индукция» («толчок» к процессу) — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.

Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Используется набор индукторов – которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, заставят заинтересоваться его.

Индуктор должен проходить через все этапы мастерской, обязательно опираться на личный опыт ребенка и мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

Например, на мастерской «Двигатель нашего организма», индуктором служит звук мотора машины/холодильника.

2. Деконструкция (поставить в затруднительное положение).

Если не знаешь, опираешься на опыт соседа (реконструкция).

Работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) смешение слов, явлений – своеобразный хаос, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам.

3. Социализация работа в малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе соц. опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одновременно.

Вместе с этим работа в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний других обучающихся, сопоставить точку зрения с их мнением, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Работа в сотрудничестве, возможность действовать совместно с другими вызывает чувство защищённости, востребованности и принятости другими. Все, даже самые робкие и тревожные дети, преодолевают коммуникативный барьер, причём не индивидуально, а поначалу именно в составе группы.

4. Афиширование.

Представление «произведений» — работ обучающихся и учителя (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними. «Подарок» для других групп.

Каждый может подойти, прочитать, посмотреть. Текст может зачитываться вслух автором или учителем.

Например, на мастерской «Рождение цветка», обучающиеся делятся рисунками самого привлекательного цветка для насекомых.

5. «Разрыв» — кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.

У обучающихся может возникнуть информационный запрос, чтобы узнать больше по данной теме, и он обращается к различным источникам информации: книги, энциклопедии, словари, сеть интернет.

6. Рефлексия — отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся в ходе мастерской.

Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».

Участники группы вербально отражаются чувства, ощущения, возникшие у них в ходе работы в мастерской [4, с. 174-175]. Например, ряд вопросов: что вас больше всего заинтересовало? Что вы сегодня чувствовали, что переживали? Какое открытие вы сделали сегодня? Что нового обнаружили вы в себе?

Возможные приемы, применяемые в ходе мастерских, способствующие развитию коммуникативных УУД [6, с. 132-137]. (Приложение 1)

Плюсы данной технологии: технология мастерских позволяет формировать все универсальные учебные действия, особенно коммуникативные УУД. В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию.

Применение технологии пед. мастерских на уроке биологии по теме «Переливание крови». (Приложение 2)

Список источников информации

1. Белова Н. И. Технология. Педагогические (творческие, французские) мастерские // Кафедра открытых образовательных технологий. [Электронный ресурс] URL: http://oot-mioo.narod.ru/oot.htm (дата обращения 02.01.2022)

2. Машарова, Т. В. Способы достижения метапредметных результатов образования по истории, обществознанию в основной школе / Т. В. Машарова, Т. Ю. Ерёмин // Образование в Кировской области. 2016. №3 (39). С. 24-29

3. Моделирование урока географии с позиции системно-деятельностного подхода / авт.-сост. Г. А. Русских. – Киров: Изд-во ЦПКРО г. Кирва, 2017. – 64 с.

4. Педагогические мастерские: ТЕОРИЯ И РАКТИКА / авт.-сост. Н. И. Белова, И. А. Мухина. – СПб, 1998. – 318 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В.А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

6. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 176 с.

 

Продукт опыта / проекта Разработка мастерской «Подарок без повода». 8 класс. Урок по теме «Переливание крови»
Результат использования опыта/проекта в практике работы Используя метод наблюдения, анкетирования, рефлексивные беседы до начала систематического использования педагогических технологии отвечали на вопросы, вступали в диалог в ходе уроков 20% учащихся класса. После систематического использования мастерских – 60%. Из результатов рефлексии и бесед: ученики отмечают, что им нравится сотрудничать друг с другом, иногда им сложно слушать друг друга и соглашаться с чужим мнением, но они стараются, учатся этому, также ребятам нравится смотреть результаты работ, вывешенные при афишировании.

В результате применения мастерских возросли познавательный интерес к предмету, активность детей, положительная динамика в формировании коммуникативных умений.

Затруднения в реализации, риски От учителя требуется большая подготовка к таким урокам, так как необходимо подобрать индукторы, различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Заранее не может быть одного сценария занятия, ведь у обучающихся «рождение» мыслей должно происходить на глазах. Часто 45 минут урока бывает недостаточно для того, чтобы пройти все этапы мастерской.

 

Публикации

по теме опыта

Коробейникова А. В. «Мастерская как способ развития коммуникативных УУД» // ИНФОУРОК [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/obobshenie-opyta-masterskaya-kak-sposob-razvitiya-kommunikativnyh-uud-5853965.html

Экспертное заключение Представленный опыт является актуальным и может быть востребован педагогами разных типов образовательных организаций.

 

Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
Рубрика (выбрать одну) Основное общее и среднее общее образование

Естественно-научные предметы

Приложение 1
Скачать файл