ФИО

Ардышева Елена Алексеевна, Ворожцова Наталья Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель иностранных языков / заместитель директора УВР

СТАЖ РАБОТЫ

20 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Денисовы Слободского района Кировской области МКОУ СОШ д. Денисовы 613137, Кировская область, Слободской район, д.Денисовы, ул. Советская ,д. 9а, т-н: 883362 6-05-97, ddenisovy@yandex.ru.

Программа включает опыт творческого коллектива учителей основной школы обучению трудных подростков решению функциональных задач средствами кейс-технологии в условиях внеурочной деятельности в период работы летнего школьного лагеря

Ф.И.О. Авторский коллектив:

Ардышева Елена Алексеевна

Ворожцова Наталья Николаевна

Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Денисовы Слободского района Кировской области МКОУ СОШ д. Денисовы

613137, Кировская область, Слободской район, д. Денисовы, ул. Советская, д. 9а, т-н: 883362 6-05-97, ddenisovy@yandex.ru.

Должность Ардышева Елена Алексеевна – учитель иностранных языков

Ворожцова Наталья Николаевна – заместитель директора УВР

Стаж работы в указанной должности.

Ворожцова Наталья Николаевна – заместитель директора УВР -20,

Ардышева Елена Алексеевна – учитель иностранных языков-20

Тема инновационного педагогического опыта/ проекта

«Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях» (обучающихся 5-9 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации)

Ключевые слова

Функциональная грамотность, функциональная задача, кейс-технология, трудные подростки, педагогическое воздействие

 

Аннотация (не больше 500 знаков) Программа включает опыт творческого коллектива учителей основной школы обучению трудных подростков решению функциональных задач средствами кейс-технологии в условиях внеурочной деятельности в период работы летнего школьного лагеря
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема мотивации деятельности «трудных подростков» к решению функциональных задач как жизненно-необходимого опыта деятельности.
Актуальность Актуальность рабочей программы «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях» заключается в том, что в условиях современного развития школьного образования большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности обучающихся. Следовательно, все категории обучающихся должны быть вовлечены в процесс системной подготовки к формированию опыта по решению жизненно важных ситуаций (функциональных задач), выходящих за рамки учебных предметов.
Новизна Новизна заключается в том, что впервые, в условиях сельской школы, предлагаются для педагогов конкретные методические приёмы в форме конспектов внеурочных занятий по формированию мотивации деятельности «трудных подростков» к решению функциональных задач как жизненно-необходимого опыта деятельности.
Описание инновационного опыта

Тема: «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях».

(обучающихся 5-9 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации)

 

ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Творческий коллектив разработал методические рекомендации для достижения цели по формированию положительного педагогического воздействия на «трудных подростков» в условиях внеурочной деятельности в процессе формирования опыта решения функциональных задач и апробировал эти рекомендации на занятиях в период работы летнего лагеря школы д. Денисовы.

 

ДЛЯ ЧЕГО Я ЭТО ДЕЛАЮ?

Особую сложность для педагогического воздействия в процессе формирования функциональной грамотности представляет категория школьников, которая находится в «сложной жизненной ситуации». Этот термин законодательно оформлен в 1994 году и относиться к детям, у которых по объективным причинам нарушен привычный образ жизни (дети с ОВЗ, опекаемые, состоящие на учете в ПДН и КДН, малообеспеченные, дети, оставшиеся на попечении одного родителя). В школьной практике часто по отношению к этим детям применяется термин «трудные подростки». Эти дети нуждаются в особой педагогической поддержке, в том числе и в условиях формирования функциональной грамотности. В школе д. Денисовы для детей находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью их педагогической поддержки в период обучения решению функциональных задач подготовлена рабочая программа «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях», которая реализуется в процессе работы летнего школьного лагеря. Для решения этого педагогического затруднения творческий коллектив разработал методические рекомендации, апробировал их и получил положительный результат.

КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ?

Задача описания педагогического опытапоказать, чем именно он полезен, побудить к использованию и распространению инновации.

Последовательность применения конкретных педагогических приемов раскрывается в логике программы по «Формирование основ функциональной грамотности» для внеурочной деятельности обучающихся, а система приёмов и методы работы учителя раскрываются в форме конкретных планов-конспектов внеурочных занятий по реализации кейс-технологии, как основной технологии формирования функциональной грамотности обучающихся.

Последовательность действий представлена в программе, которая включает 6 разделов. Каждый раздел направлен на формирование определённых умений по решению функциональных задач, и завершается работой в режиме кейс-технологии.

Тема: «Формирование основ функциональной грамотности»

(для обучающихся 5-9 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации).

1 РАЗДЕЛ. Функциональная грамотность – условие успешной деятельности. Раскрывается понятие о функциональной грамотности и значение нового опыта для решения жизненных задач.

2 РАЗДЕЛ. Читательская грамотность. Раскрывается методика обучения приёмам понимания и использования текста, формирования и оценки читательской грамотности, работы в режиме кейс-технологии.

3 РАЗДЕЛ. Математическая грамотность. Раскрывается методика обучения приёмам использования математической грамотности, формирования и оценки математической грамотности.

4 РАЗДЕЛ. Естественнонаучная грамотность. Раскрывается методика обучения приёмам использования естественнонаучной грамотности, формирования и оценки естественнонаучной грамотности.

5 РАЗДЕЛ. Финансовая грамотность. Раскрывается методика обучения приёмам использования финансовой грамотности, формирование и оценка финансовой грамотности.

6 РАЗДЕЛ. Мониторинг владения умениями решать функциональные задачи. Предлагается решение функциональных задач по: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности.

 

Описание опыта предлагается в текстовом варианте в виде программы и приложения к программе – методических рекомендаций в приложении.

Продукт опыта / проекта

Рабочая программа «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях» (обучающихся 5-9 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации) и приложение к программе – методические рекомендации по теме «Формирование основ функциональной грамотности на внеурочных занятиях» (обучающихся 5-9 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Затруднения в реализации, риски 1.Ограничения – эффективно реализовать программу может учитель, прошедший курсовую подготовку по формированию функциональной грамотности.

2. Трудоемкость – значительные затраты времени требуют: 1) разработка кейса по теме занятия; 2) подготовка кейс-пакетов для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на занятии; 3) разработка ключей и критериев оценивания достижения планируемых результатов; 4) коррекция результатов деятельности обучающихся.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

О количественных и личностных изменениях в отношении детей к познавательной деятельности и друг к другу мы судим по результатам мониторинга владения умениями решать функциональные задачи, который проведён в конце работы летнего тематического лагеря: 1) 100% детей проявили    понимание необходимости уважительного отношения к себе и к окружающим;  2)​ к решению функциональных задач на заключительном занятии 40% детей проявили высокий уровень мотивации, 60 % уровень — выше среднего;  3) 20% детей решили  функциональные задачи высокого уровня сложности, 30 % повышенного, 48 % базового уровня сложности, не справились с заданием – 2%. Освоение обучающимися основ функциональной грамотности. 4. 98 % детей освоили приёмы решения задач читательской и естественнонаучной грамотности, полностью справились заданиями по математической грамотности – 78%, по финансовой грамотности – 66 %. 5) в ходе эксперимента 98%   детей продемонстрировали адекватную самооценку    результатов своей деятельности.

Таким образом, использование кейс-технологии при формировании основ функциональной грамотности имеет явное преимущество перед применением традиционных приёмов по формированию познавательной активности детей, так и уровня их воспитанности.

Публикации

по теме опыта

Публикации:

Авторская книга:

Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (педсовет): сборник материалов/ Авт.-сост. Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова; Авторский коллектив; МКОУ СОШ д.Денисовы./ [Текст] Г.А. Русских, Н.Н.Ворожцова и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. — 65с.

 

Статьи из сборника:

Ворожцова Н.Н. Сценарий подготовки и проведения педсовета по теме «Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» [Текст] /  Н.Н. Ворожцова// Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (педсовет): сборник материалов/ Авт.-сост. Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова; Авторский коллектив; МКОУ СОШ д. Денисовы./ [Текст]  Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. — 4-12 с.

 

Ардышева Е.А. Изучение темы «Праздник» (5 класс) [Текст] ] /  Е.А. Ардышева// Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (педсовет): сборник материалов/ Авт.-сост. Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова; Авторский коллектив; МКОУ СОШ д. Денисовы./ [Текст]  Г.А. Русских, Н.Н. Ворожцова и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. _ 12-20 с.

 

Ворожцова Н.Н. Педагогический совет – средство подготовки коллектива учителей к решению проблемы «Развитие текстовой компетентности обучающихся» [Текст]/ Н.Н. Ворожцова//Формирование и развитие текстовой компетенции обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: сборник материалов/Авт.-сост. Русских Г.А., и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. — 15-22 с. — ISBN 978-5-6043760-7-2.

 

Ардышева Е.А. Развитие читательской компетентности обучающихся на уроках английского языка средствами театральной педагогики (5 класс) [Текст]/ Е.А. Ардышева//Формирование и развитие текстовой компетенции обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: сборник материалов/Авт.-сост. Русских Г.А., и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. – 22-30 с. — ISBN 978-5-6043760-7-2.

 

Статья из журнала:

Ворожцова Н.Н. Методика подготовки педагогического совета по теме: «Развитие текстовой компетентности обучающихся» [Текст]/ Н.Н. Ворожцова// Педагогическое искусство. – 2019. — №2. – С.40-44. — ISSN 2542-1492.

 

Ворожцова Н.Н. Подготовка педагогического совета по теме «Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» [Текст]/ Н.Н. Ворожцова// Образование в Кировской области. – 2022. — №4. – С.42-47. — ISSN 2500-056Х.

 

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, ст. методист центра науки и инноваций, к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ
Описание опыта
Скачать файл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (познавательный вид деятельности)
Скачать файл