ФИО
Булатова Е.Б, Модестова С.А., Редких М.В., Хорошавина С.В., Шулятьева Е.Р.
ДОЛЖНОСТЬ
Учителя русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
Булатова Е.Б. – 10 лет, Модестова С.А. - 26, Редких М.В. - 27, Хорошавина С.В. - 33, Шулятьева Е.Р. - 34
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №66» города Кирова МБОУ «СОШ с УИОП №66» г.Кирова Г.Киров, ул. Опарина, 14 31-21-09 sch66@kirov.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Читательская грамотность, текст, Функциональная грамотность, работа с текстом
Проблемы, возникающие в учебной деятельности, во многом связаны с неумением ученика понимать прочитанное. Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому в течение нескольких лет мы в своей работе используем приемы смыслового чтения, которые позволяют усовершенствовать работу учеников над любым текстом. Осмысленное чтение дает возможность формирования у учеников навыков, полезных для дальнейшей деятельности: умения работать с текстом, находить нужную информацию, выстраивать свои суждения и развивать речь.
Ф.И.О. | Булатова Е.Б, Модестова С.А., Редких М.В., Хорошавина С.В., Шулятьева Е.Р. |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №66» города Кирова
МБОУ «СОШ с УИОП №66» г.Кирова Г.Киров, ул. Опарина, 14 31-21-09 sch66@kirov.ru |
Должность | Учителя русского языка и литературы |
Стаж работы | Булатова Е.Б. – 10 лет,
Модестова С.А. — 26, Редких М.В. — 27, Хорошавина С.В. — 33, Шулятьева Е.Р. — 34 |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе.
|
Ключевые слова | Читательская грамотность, функциональная грамотность, работа с текстом, текст. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Проблемы, возникающие в учебной деятельности, во многом связаны с неумением ученика понимать прочитанное. Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому в течение нескольких лет мы в своей работе используем приемы смыслового чтения, которые позволяют усовершенствовать работу учеников над любым текстом. Осмысленное чтение дает возможность формирования у учеников навыков, полезных для дальнейшей деятельности: умения работать с текстом, находить нужную информацию, выстраивать свои суждения и развивать речь. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В своей профессиональной деятельности приходится сталкиваться с тем, что школьники не желают читать тексты художественных произведений, обладают бедным словарным запасом, не умеют правильно строить устное и письменное высказывание, у них нет мотивации к учебному процессу. Для решения данной проблемы были выбраны приемы смыслового чтения, которые позволяют активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учат самостоятельности в работе с текстом, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения. |
Актуальность | Работая в школе в качестве учителей русского языка и литературы, мы сталкиваемся со следующими проблемами:
Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми подросток может столкнуться в своей повседневной жизни. Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию. В таких задачах есть вопросы, направленные на формирование всех групп читательских умений, которые необходимы при решении широкого круга задач. К сожалению, наши подростки редко используют полученные в школе знания в измененной ситуации. И основная причина затруднений заключается в том, что в школе дети чаще всего работают с текстами, которые созданы для использования в другой ситуации.
|
Новизна | Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
Новизна опыта заключается в заключается в том, что задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение многих подобных задач связано с анализом конкретных ситуаций и способствует самореализации каждого ученика. |
Описание инновационного опыта | Задача современной школы заключается в формировании функционально грамотной личности, способной свободно ориентироваться в окружающем мире и действовать в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами. Одним из эффективных способов формирования функциональной грамотности на уроках является смысловое чтение.
Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям. Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Чтение – это способность понимать прочитанное и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнать что-то новое, и развиваться, а также участвовать в жизни общества. Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как: работа с текстами разных типов (в задаче представлены тексты научного, публицистического стилей); овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное); работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов); интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов); выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументация, сопоставление, сравнение; удерживание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину; • формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование. Текст рассказа «Чудесный доктор» печатается в сокращении или даётся в качестве домашнего задания заранее. Работу в 9м предлагается выполнять в рамках традиционной подготовки и написания изложения, что составляет 2 урока. Учитель может использовать задачу на любом этапе работы с изложением (по собственному усмотрению). Оптимальным представляется включение заданий на первом этапе работы: самостоятельное чтение учениками текста задачи, затем – выполнение заданий. После этого можно дополнить работу с текстом с традиционными видами заданий (определение своеобразия авторского стиля, работа над преодолением возможных орфографических и пунктуационных ошибок, составление плана текста и т.д.). В заключение учитель читает текст собственно изложения, и ученики на втором уроке пишут изложение. После написания изложения можно предложить ученикам домашнюю творческую работу. Главное преимущество смыслового чтения– активная позиция ученика по отношению к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций, и понимание авторской позиции. Развиваются коммуникативные способности ученика. |
Продукт опыта / проекта | Разработка заданий в формате PISA на формирование функциональной грамотности у учащихся 9 класса на основе рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» |
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Методическая разработка прошла апробацию в МБОУ «СОШ с УИОП №66» г.Кирова. Опубликована в сборнике по итогам 49-й областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы Кировской области. (Сборник материалов. Киров 2022)
Ученики успешно осваивают систему концептов, включающих предметные знания, учатся решать задачи в реальных жизненных ситуациях.
|
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Е.Р. Шулятьева, М.В. Редких, С.В. Хорошавина, С.А. Модестова, Е.Б. Булатова. Разработка заданий в формате PISA на формирование функциональной грамотности у учащихся 9 класса на основе рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»//Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе: 49-я областная научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы Кировской области. Сборник материалов/ Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2022. – 108 с. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО авторы описывают условия формирования функциональной грамотности обучающихся в урочной деятельности. Применяемые педагогами приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся на основе практико-ориентированных задач. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся 9 класса на основе рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Приложение содержит необходимый учебно-дидактический материал практического характера. Инновационный опыт, представленный в публикации в сборнике материалов 49-й областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Функциональная грамотность как средство достижения образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе» соответствует требованиям, предъявляемым
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | Основное и среднее образование
Русский язык и литература |