ФИО

Черепанова Юлия Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель музыки

СТАЖ РАБОТЫ

22 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Советского района Кировской области Адрес: 613340, Кировская область, г. Советск, ул. Карла Либкнехта, д. 24, т. (83375)21058 E-mail: MOU1SOVETSK@YANDEX.RU

В представленном опыте рассмотрены особенности формирования функциональной грамотности у обучающихся, а также раскрыты наиболее эффективные приёмы по формированию функциональной грамотности на уроках музыки.

Ф.И.О. Черепанова Юлия Александровна
Организация Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Советского района Кировской области Адрес: 613340, Кировская область, г. Советск, ул. Карла Либкнехта, д. 24, т. (83375)21058 E-mail: MOU1SOVETSK@YANDEX.RU
Должность Учитель музыки
Стаж работы 22 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Развитие функциональной грамотности обучающихся

через применение разнообразных педагогических приёмов

 на уроках музыки

 

Ключевые слова Музыка, развитие, функциональная грамотность, образование, приём
Аннотация (не больше 500 знаков) В представленном опыте рассмотрены особенности формирования функциональной грамотности у обучающихся, а также раскрыты наиболее эффективные приёмы по формированию функциональной грамотности на уроках музыки.

 

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования требуют создания условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся как способности «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности», включающих «овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».
Актуальность Требования к современному образованию, его уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Развитие функциональной грамотности на уроках музыки становится необходимым. Это позволяет сделать урок нестандартным, живым, приблизить изучение музыки к сегодняшней жизни. Обучающиеся используют материалы учебника, статьи о музыке для поиска новой информации и ответов на поставленные вопросы (чтение для обучения). При объяснении некоторых тем используются научные знания в области физики, математики, биологии и физиологии человека. Знакомство с музыкой разных стран, религий позволяет осознать, как разнообразен наш мир, воспитывает уважение к национальным традициям, к людям, которые принадлежат к другой культурной среде. Эта работа проводится не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, при работе над проектами. Таким образом, уроки музыки далеко не ограничиваются развитием в каком-либо одном или нескольких видах функциональной грамотности. Они помогают обучающимся познавать мир во всём его многообразии, воспитывают художественный вкус, творческое воображение, любовь к природе и своей Родине.
Новизна Новизна опыта заключается в накоплении и применении практического материала, прошедшего апробацию на уроках музыки при работе над развитием и совершенствованием функциональной грамотности обучающихся.
Описание инновационного опыта Работая учителем музыки, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать.

Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения. Как же сделать урок современным? Прежде всего, необходимо «расстаться» со строгим уроком, с четкой регламентацией и порядком, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и взять за основу «новый» урок, выстроенный усилиями педагога, имеющий свободный стиль взаимодействия учителя и ученика, их общения и сотрудничества.

Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. На каждом этапе урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

На развитие функциональной грамотности на уроках музыки активно влияют следующие факторы: содержание образования, выбранные формы и методы обучения, система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся.

Коллективные, групповые и парные формы работы, безусловно присутствующие на каждом из уроков музыки, эффективны при формировании функциональной грамотности.

Продукт опыта / проекта Сборник заданий на тему «Развитие функциональной грамотности на уроках музыки»
Затруднения в реализации, риски Трудоемкость в осмыслении и анализе накопленного опыта, временные затраты при разработке заданий, проведении диагностики и анализе результатов
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки была составлена и апробирована система различных упражнений, развивающих функциональную грамотность. Анализ работы показал, что систематическое применение упражнений способствует повышению уровня развития и устной, и письменной речи, позволяет обучающимся познавать мир во всём его многообразии, воспитывают художественный вкус, творческое воображение, любовь к искусству, к своей Родине. Интерес к предмету «музыка» повысился, что привело к росту качества обученности по предмету:

2020-2021 учебный год: начало года — 96,7%, конец года — 99,5%;

2021-2022 учебный год: начало года — 97,2%, конец года — 99,2%;

2022-2023 учебный год: начало года — 98,3%, конец года — 99,5%

Также следует отметить, созданная атмосфера доверительного и творческого сотрудничества в образовательном процессе позволила снизить уровень тревожности обучающихся и повысить интерес к творчеству. Увеличилось и количество учащихся, принимающих участие в мероприятиях художественно-эстетической направленности, а также результативность участия в олимпиадах и конкурсах.

Публикации

по теме опыта

https://solncesvet.ru/печатное издание/

https://schoolstars.ru/item-work/2020-1741/

https://образовательные-материалы.рф/публикации/42592/3633333

https://образовательные-материалы.рф/публикации/42597/3886546

https://infourok.ru/tvorcheskij-podhod-k-formirovaniyu-funkcionalnoj-gramotnosti-uchashihsya-na-urokah-muzyki-cherez-primenenie-sovremennyh-pedagogi-6442361.html

https://infourok.ru/urok-muziki-vo-klasse-po-teme-balet-3191884.html

Экспертное заключение Представление опыта на окружном и областном уровнях. Целевая аудитория представленного опыта – учителя художественно-эстетического цикла и учителя-предметники.\ Опыт будет интересен учителям музыки, ИЗО, искусства, МХК основной и средней школы.
Ф.И.О. эксперта Туева Анна Михайловна, заведующая информационно-методическим сектором МКУ «Ресурсный центр образования Советского района Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

Основное и среднее образование

Искусство

Курсы внеурочной деятельности

Приложения Приёмы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки
ЧЕРЕПАНОВА Ю.А. опыт
Скачать файл
РЕЦЕНЗИЯ
Скачать файл