ФИО
Попыванова Ольга Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель информатики и ИКТ
СТАЖ РАБОТЫ
27 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов пгт Восточный Омутнинского района Кировской области
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Одной из базовых технологий, способствующих формированию функциональной грамотности является технология, основанная на создании учебной ситуаций
Ф.И.О. | Попыванова Ольга Александровна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов пгт Восточный Омутнинского района Кировской области |
Должность | Учитель информатики и ИКТ |
Стаж работы | 27 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики через создание учебных ситуаций
|
Ключевые слова | функциональная грамотность, учебные ситуации |
Аннотация (не более 500 знаков) | Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Одной из базовых технологий, способствующих формированию функциональной грамотности, является технология, основанная на создании учебной ситуаций |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Обучающийся должен приобрести практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. |
Актуальность | Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках информатики необходимо использовать методы активного обучения на основе реальных ситуаций. |
Новизна | Одной из базовых технологий, способствующих формированию функциональной грамотности является технология, основанная на создании учебной ситуации. Технология ориентирует педагога создавать такие условия, чтоб ученики понимали, что каждая выполняемая работа может пригодиться в жизни. Учебная ситуация – моделирование реальной жизненной ситуации, важным условие которой является умение планировать свою деятельность.
Новизной опыта является моделирование урока информатики на основе учебных ситуаций. |
Описание инновационного опыта | Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Обучающийся должен приобрести практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Данные качества функционально грамотной личности могут и должны Основные направления формирования функциональной грамотности: Формирование функциональной грамотности школьников на уроках На протяжении месяца на своих уроках я вела наблюдение, которое фиксировала в таблице по формированию функциональной грамотности. После чего стало понятно, что функциональная грамотность «западает» практически во всех направлениях. Для определения уровня сформированности функциональной грамотности мною была проведена входная диагностика на основе банка заданий PISA. В исследовании принимали участие обучающиеся двух седьмых классов. Результаты входной диагностики показали, что в седьмых классах количество детей с низким уровнем функциональной грамотности – 17 чел. (из 24 чел.), со средним – 5 чел., и высоким– 2 чел, то есть большинство детей находились на низком уровне функциональной грамотности. Результаты данной диагностики помогли мне сформировать группы для работы при создании учебной ситуации, для создания разноуровневых заданий, для дифференцированного подхода к обучающимся. Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках В учебном процессе необходимо создавать учебные ситуации, Одной из базовых технологий, способствующих формированию функциональной грамотности является технология, основанная на создании учебной ситуации. Технология ориентирует педагога создавать такие условия, чтоб ученики понимали, что каждая выполняемая работа может пригодиться в жизни. Учебная ситуация – моделирование реальной жизненной ситуации, важным условие которой является умение планировать свою деятельность. Проблема заключается в том, как смоделировать урок информатики на основе учебных ситуаций, которые формируют функциональную грамотность. Как известно, термин «учебная ситуация» использовался в ряде отечественных дидактических работ задолго до появления названных подходов. Э.Ф. Зеер рассматривает учебную ситуацию «как возможность установления связи между знаниеми ситуацией». И.А. Зимняя отмечает, что формирование компетентностей обучающихся «неизбежно предполагает создание учебных ситуаций различных уровней проблемности», которая является признаком реальных жизненных ситуаций . Анализ зарубежных и отечественных источников последних лет позволил выявить ряд подходов к определению «учебной ситуации». На мой взгляд, целесообразным является следующее определение: «Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют и преобразуют его и частично запоминают». По мнению Пассова Е. И. именно такое понимание ситуации дает возможность моделировать ее в учебном процессе и создавать условия, адекватные реальным. Данная технология учит планировать свою деятельность и имеет тесную связь с жизнью. Учебная ситуация должна провоцировать детей на активное действие, причем не вынуждения, а побуждения. Технология создания учебной ситуации включает в себя следующие этапы: 1. Этап – выделение проблемы, мотивация, приближенная к жизни, и формулирование творческого задания для учеников. 2. Этап — организация выполнения учениками творческого задания. 3. Этап — демонстрация продукта обучающихся 4. Этап – организация рефлексивной деятельности учеников и учителя. Учебные ситуации я использую как на этапе урока, так и целым уроком. Проектируя учебные ситуации, учитываю возраст ребенка и уровень сформированности действий обучающихся. В ходе работы по подбору и составлению учебных ситуаций по формированию функциональной грамотности я решила придерживаться их типологии.
1 этап – мотивация и проблема: «вы поздно вечером вспомнили, что завтра у вашего друга день рождения; у вас нет цветной бумаги, фломастеров и, к сожалению, кончились краски, но у вас есть компьютер, какой подарок вы можете подарить своему другу»; 4 этап — анализ и оценка работ других групп по критериям: оформление, содержание. Выбор лучшей работы урока.
1 этап – мотивация и проблема: Проводится просмотр фрагмента фильма «Пираты Силиконовой долины». Задание: докажите, что название соответствует содержанию. Почему Билл Гейтс и Стив Джобс названы пиратами?
1 этап – проблема и мотивация: Двое соседей-дачников собрались построить мост через ручей, разделяющий их дачные участки. Расстояние от ручья до домика каждого дачника разное, причем домик одного дачника располагается чуть ниже по течению относительно домика другого. Как построить мост через ручей, чтобы он стоял на одинаковом расстоянии от обоих домиков? Давайте поможем двум соседям 2 этап – Обучающиеся делятся на группы, составляют планы решения данной проблемы (создают чертежи и рисунки, делают расчеты) 3 этап – представление алгоритма готового решения, поиск ошибок 4 этап – анализ собственного решения на основе представленного учителем эталона (замер расстояний между домиками и деление его пополам, построение перпендикуляра в сторону ручья, нахождение точки пересечения, т.е. поиск правильного решения) В процессе деятельности обучающиеся не только учатся работать по готовому алгоритму, но и самостоятельно составляют план своей деятельности, выявляют ошибки в плане и исправляют их, то есть переходят с одного уровня деятельности на другой (более высокий).
1 этап – проблема и мотивация: «На уроке литературы вам дали задание выучить биографию А.С.Пушкина. Вам разрешат пользоваться подсказкой, если она будет в виде кластера. Будем делать подсказку? Что для этого нам необходимо сделать?»; 2 этап — знакомство с понятием «КЛАСТЕР» (поиск определения в различных источниках, предложенных обучающимися), разработка обучающимися алгоритма создания кластера в MSWord, работа с биографией Пушкина по выявлению важных для отражения в кластере фактов его жизни, создание кластера-подсказки по Пушкину 3 этап – просмотр готовых работ, дискуссия по каждой представленной работе. 4 этап – взаимообмен кластерами В зависимости от подходов к организации процесса обучения в своей практике я использую учебные ситуации, где источником знаний является учитель, где в подаче и контроле содержания участвуют как учитель, так и учащиеся, а также учебные ситуации, где сами обучающиеся непосредственно контролируют содержание изучаемого материала, и нет внешнего взаимодействия на основе изучаемого материала между ними и учителем. Технология создания учебных ситуаций находит своё отражение на уроках информатики и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам. Результаты выходной диагностики показали, что в седьмых классах количество детей с низким уровнем функциональной грамотности уменьшилось на 10 человек и стало — 7 чел. (из 24 чел.), со средним увеличилось на 8 человек и стало – 13 чел., и высоким– 4 чел, то есть большинство детей повысили свой уровень функциональной грамотности. Я использую учебные ситуации, формирующие функциональную грамотность, на уроках в системе. |
Продукт опыта / проекта | Банк учебных ситуация для уроков информатики |
Затруднения в реализации, риски | Самая большая проблема заключается в том, как смоделировать урок информатики на основе учебных ситуаций, которые формируют функциональную грамотность, а также создать учебную ситуацию, формирующую функциональную грамотность. Обучающиеся должны видеть реальную связь с жизнью, чтоб перенести данную ситуацию с урока в жизнь. Готовых учебных ситуаций не существует, поэтому необходимо их создавать учителю самостоятельно, что требует кропотливой и вдумчивой работы.
Риски велики в том, что обучающихся может не увлечь ситуация и ее решение не принесет нужного результата. |
Публикации
по теме опыта |
Попыванова О.А. Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики через создание учебных ситуаций/О.А.Попыванова// Актуальные вопросы внедрения и реализации обновленных ФГОС общего образования [Текст] : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Киров, 18 ноября 2022 года) / под науч. ред. Н.В. Соколовой; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2022. – 282 с. |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, старший методист центра науки и инноваций |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Математика и информатика |