ФИО
Ершова Светлана Витальевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
35 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Учреждение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района» КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района 612484 Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10 Телефоны:88333365247-школа 89195242738-личный Адрес электронной почты: oshlanschool@mail.ru Адрес личной электронной почты: horoshyshkola@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
личность, подрастающее поколение, школьники, Духовность, нравственность, Обучение, воспитание
Ф.И.О. | Ершова Светлана Витальевна |
Организация | Учреждение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Ошлань Богородского района»
КОГОБУ СШ с.Ошлань Богородского района 612484 Кировская область, Богородский район, с.Ошлань, ул.Новая д.10 Телефоны:88333365247-школа 89195242738-личный Адрес электронной почты: oshlanschool@mail.ru Адрес личной электронной почты: horoshyshkola@mail.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 35 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в XXI веке: теоретические основы и практическая реализация.»
|
Ключевые слова | Духовность, нравственность, воспитание, школьники, подрастающее поколение, личность, обучение. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В статье рассмотрены такие актуальные вопросы, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.к. в современных условиях развития общества это имеет огромное значение. На уроках в начальной школе необходимо формировать нравственные ценности, моральные принципы, толерантность, уважение к окружающим, доброту, сочувствие и пр. Младшие школьники – наиболее уязвимая часть общества, которая требует наивысшего внимания со стороны родителей, педагогов, общества. Только воспитывая подрастающее поколение на положительных примерах, прививая духовно-нравственные ценности, можно воспитать полноценного гражданина, личность и Человека. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Младший школьный возраст является важнейшим периодом, когда формируется нравственная модель личности. В то же время, особенности современной жизни могут отрицательно влиять на развитие ребенка, способствовать антигуманному отношению к окружающему миру. Культ общества потребления, пропаганда бездуховности, проводимая в средствах массовой информации, развитие концепции технократизма – подобные явления современной действительности вызывают нарушения в духовно-нравственной сфере.
|
Актуальность | Духовно-нравственное воспитание было и остаётся одним из актуальных направлений современной педагогики. Традиционное воспитание испытывает нехватку примеров нравственного поведения. Нужно научить младшего школьника различать, что для него есть добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть, преданность и предательство. Учить видеть детей, кто нуждается в их внимании, отзывчивости и доброте. Мой опыт помогает решать воспитательные задачи, направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности. |
Новизна | Создание и реализация развивающей модели на уроках и во внеурочной деятельности социально-духовного направления. Методика преподавания составлена таким образом, чтобы в начальной школе дети учились уважительно относиться ко всем народам России, имели правильное представление о своей малой Родине, народе, языке, понимали особенности различных национальных культур и традиций. |
Описание инновационного опыта |
Введение Младший школьный возраст является важнейшим периодом, когда формируется нравственная модель личности. В то же время, особенности современной жизни могут отрицательно влиять на развитие ребенка, способствовать антигуманному отношению к окружающему миру. Культ общества потребления, пропаганда бездуховности, проводимая в средствах массовой информации, развитие концепции технократизма – подобные явления современной действительности вызывают нарушения в духовно-нравственной сфере. Цель выступления – проиллюстрировать процесс реализации программы духовно-нравственного воспитания младших школьников на примере деятельности структурного подразделения с. Хороши Кировского областного государственного общеобразовательного учреждения «Средняя й школа с. Ошлань Богородского района». Практическая реализация комплексной программы духовно-нравственного воспитания в начальной школе XXI века Ниже будет представлен один из вариантов комплексной программы духовно-нравственного воспитания младших школьников, реализуемой в структурного подразделения с. Хороши Кировского областного государственного общеобразовательного учреждения «Средняя й школа с. Ошлань Богородского района». При этом стоит отметить, что в целом образовательная методика школы во многом опирается на педагогическую концепцию В. А. Сухомлинского, который говорил, что «учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка» [1]. Методика преподавания составлена таким образом, чтобы в начальной школе дети учились уважительно относиться ко всем народам России, имели правильное представление о своей малой Родине, народе, языке, понимали особенности различных национальных культур и традиций. Уроки русского языка в начальной школе должны быть построены с учетом современных реалий, окружающих ребенка. Современные условия жизни, переизбыток электронных средств, занимающих большую часть досуга, отбивают у детей интерес к художественным произведениям, к процессу пересказа и заучивания наизусть стихотворений. Поэтому важнейшей составляющей воспитательной работы с младшими школьниками должны быть усилия, направленные на приобщение детей к родному языку, взращивание любви к родной речи. Бережное отношение к родному слову взращивается на уроках русского языка и литературного чтения, на которых дети пишут сочинения-рассуждения о различных нравственных понятиях и познают богатство русской литературы. Рассуждая в письменной и устной форме о таких понятиях как сострадание, милосердие, совесть, дружба, верность, честность, патриотизм, дети учатся находить эти качества в литературных героях и тем самым понимают суть этих понятий, их значимость для собственной жизни. Кроме того, структура каждого урока предусматривает решение не только познавательных, но и коммуникативных задач. Решение этих задач учит детей уважать друг друга, не перебивать, внимательно слушать одноклассников, принимать участие в коллективной работе. Каждый школьник учится воспринимать свое дело как часть общего, коллективного труда, получает навыки согласования действий в рамках коллектива, понимает, как оказывать поддержку другим и как эту поддержку принимать самому. При этом в сознании ребенка развивается критическое отношение к собственным поступкам и способность взглянуть на собственный успех с позиций общей цели. Для развития навыков разрешения конфликтов во время обучения младших школьников необходимо создавать особые ситуации, на примерах которых показывать детям особенности взаимоотношений между людьми, их обязанностей по отношению друг к другу и к коллективу в целом. Наиболее актуальные для младшего школьного возраста ситуации связаны с их отношением к обучению и к отметкам, а также к поступкам других детей, к труду, к дружбе. Грамотно организованная коллективная деятельность на уроках с младшими школьниками также способствует пониманию представления о том, что хорошо, а что плохо. Отдельное внимание при реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников необходимо уделить внеурочной деятельности, которая ведется одновременно по нескольким направлениям: воспитание патриотизма; воспитание нравственных чувств; воспитание трудолюбия; воспитание ценностного отношения к природе. В частности, в рамках внеурочной деятельности необходимо проводить уроки краеведения для того, чтобы расширить знания младших школьников о малой родине и родном крае, об истории тех мест, где они проживают. Грамотно организованные уроки краеведения раскроют перед ребенком окружающий мир, а также будут взращивать чувство гордости и любви к родному краю. Программа ФГОС предусматривает знакомство младших школьников с историей родного края и с русскими традициями. При этом для успешного закрепления полученных знаний необходимо привлекать к образовательному процессу все имеющиеся дополнительные ресурсы: районные краеведческие музеи, библиотеки, выставочные центры, памятные зоны, памятники природы. Так, в с. Хороши есть собственный памятник природы – охраняемый кедр, к которому дети приходят каждый год на экскурсию для того, чтобы посмотреть, что изменилось с ним за год, и чтобы провести уборку около его территории. В течение каждой учебной четверти в школе проводятся беседы на тему «Моя маленькая родина», «Родные имена и названия», «Подвиг народа», «Путешествие в народную мудрость» и другие. Кроме того, за много лет существования в школе сложились собственные традиции, нацеленные на духовно-нравственное воспитание младших школьников. Ежегодно проводятся праздники, акции, музейные уроки, такие как «Бабушкин сундучок», а также дни здоровья, соревнования, экскурсии. Подготовка к таким мероприятиям и участие в них позволяют младшим школьникам осознать свою причастность к жизни школы. Дети учатся уважать традиции школы и своего народа, раскрывают свои творческие способности, проявляют бережное отношение к вещам, заботятся о старшем поколении. Среди коллективных творческих событий школы, которые способствуют формированию единого школьного коллектива, а также сплачивают младших школьников и членов их семей с педагогическим составом, можно отметить несколько видов мероприятий. Во-первых, проведение важнейших русских праздников, таких как Рождество и Новый год, а также организация праздничных гуляний, приуроченных к Святкам и Масленице. Во-вторых, проведение акций добрых дел «Подари другому радость», «Подари книге вторую жизнь», «Забота». Накануне Нового года младшие школьники участвуют в изготовлении открыток «С новым годом», поздравляют одиноких пенсионеров села, участвуют в операции «Кормушка» и др. В-третьих, на регулярной основе проводятся такие трудовые акции как «Самый чистый школьный двор», «Чистая улица», «Чистое село», операция «Обелиск». А также – экологическая акция «Школа – наш родной дом, сделаем ее чище и красивее», акции доброго дела «Подкормим птиц», «Очистим планету от мусора», «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек) и др. Кроме того, несколько раз на протяжении учебного года проводятся дни здоровья. Отдельное внимание в рамках комплексной программы духовно-нравственного развития младших школьников необходимо уделять патриотическому воспитанию. Образовательная программа «Школа России», которая используется в СП с. Хороши, располагает большими возможностями для развития чувства патриотизма в начальных классах. Так, на уроках Окружающего мира и чтения предусмотрено большое количество заданий, расширяющих кругозор младших школьников на различные темы, связанные с историей, природой и традициями родного края и страны в целом. Младшие школьники постепенно знакомятся с историей возникновения названия того или иного города, реки, фамилии человека. Кроме того, в программу включена тема, посвященная полезным ископаемым Кировской области и России в целом, а также отдельно изучаются достопримечательности родного края и других городов – Москвы, Санкт-Петербурга и др. Произведения, включенные в учебники по литературному чтению, в которых упоминаются имена тех или иных знаменитых русских людей, описывается красота русской природы, также способствуют развитию патриотических чувств у младших школьников. В прошедшем учебном году в СП с. Хороши прошла «Книжкина неделя», где учащиеся встречались с местными поэтами-самородками. Стихи о природе, о родном крае, о маме тронули души детей. Кроме того, ежегодно проводятся уроки мужества под соответствующими названиями «День защитника Отечества», «Герои нашего времени», проводится акция «Письмо солдату», «День Победы», организуется конкурс чтецов стихотворений на патриотическую тематику, а также митинги и уборка у памятника «Воину освободителю» к 9 мая. В зимнее время года младшие школьники имеют возможность принять участие в очистке памятника от снега. К Дню Великой Победы в школе ежегодно проводится выставка рисунков учащихся. В преддверии празднования Дня Великой Победы учащиеся начальных классов посещают тружеников тыла, «детей войны» и тех, кто видел и слышал об ужасах войны. Для ветеранов заранее подготавливаются подарки и поздравительные стихотворения. Стоит подчеркнуть, что в с. Хороши ещё остались представители этой категорий населения. Отдельно стоит отметить и такой аспект духовно-нравственного воспитания младших школьников как взращивание толерантного отношения к другим людям. Главной целью при этом является воспитание открытости и дружелюбия, готовности помочь друг другу, формирование навыков решения конфликтов и споров мирными методами. Младшие школьники учатся понимать, что в обществе необходимо поддерживать мирную атмосферу, наполненную взаимопониманием и терпимостью, с учетом того, что все люди разные. Уроки толерантности в СП с. Хороши КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района проводятся в рамках урочной и внеурочной деятельности. Так, во время учебного процесса несколько раз в год проводятся тематические уроки под соответствующими названиями «Дружба начинается с улыбки», «Твори добро», «Учимся общаться» и др. Младшие школьники самостоятельно, под руководством преподавателя, разрабатывают проект «Законы дружбы», оформляют проект в виде отдельных буклетов и в дальнейшем следуют разработанным ими правилам в процессе общения. Каждый класс участвует в коллективном обсуждении таких вопросов как что такое дружба, добро и зло, счастье, милосердие. При этом необходимо регулярно оценивать результативность воспитательной деятельности, например, при помощи анкетирования. Большое значение для эффективности программы духовно-нравственного воспитания младших школьников имеет взаимодействие образовательного учреждения с семьей. Поэтому работа над нравственным укладом жизни младшего школьника должна осуществляться с участием родителей, с которыми необходимо поддерживать контакт. Для этого в школе с. Хороши проводятся регулярные родительские собрания, во время которых классный руководитель, помимо решения организационных вопросов, делится рекомендациями о духовно-нравственном воспитании детей. Кроме того, родители участвуют в духовно-нравственном воспитании младших школьников тогда, когда они привлекаются к проведению совместных сезонных праздников: «День урожая», «Новый год», «Святки», «8 марта», «Никто не забыт, ничто не забыто» и др. При организации подобных мероприятий именно родители часто оказывают ощутимую поддержку, подготавливая необходимые костюмы и инвентарь, помогая детям выучить необходимые стихи, сделать тематические поделки. Для того чтобы процесс духовно-нравственного воспитания не прерывался на протяжении года, при школе в летнее время предусмотрена программа летнего лагеря дневного пребывания. Участвуя в мероприятиях в рамках лагеря, младшие школьники продолжают получать новые знания, пребывая в атмосфере доброты и дружбы, взаимопомощи и поддержки. На основе проведенного обзора, можно сформулировать следующие выводы. 1. Основа духовности – это образование, поскольку именно через образование личность развивается, обогащается духовно, становится нравственно-зрелой. В процессе образования человек учится делать правильный нравственный выбор, нести ответственность за свои поступки. 2. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современной школе необходимо осуществлять посредством комплексной программы, затрагивающей все направления школьной жизни в рамках урочной и внеурочной деятельности, во время организации тематических досуговых и праздничных мероприятий, при обязательном условии сотрудничества школы и семьи.
Список литературы 1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с. 2. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения. М.: ПСТГУ, 2019. 52 с. 3. Ильин И. А. О национальном воспитании. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. 237 с. 4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. 5. Козлова С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. М.: Академия, 2002. 187 с. 6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2004. 425 с. 7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2015. 1375 с. 8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с. 9. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1997. 460 с. 10. Рябчикова С. Б. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций русской культуры // Ярославский педагогический вестник. № 3, 2008. С. 38–45. 11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с. 12. Ушинский К. Д. Воспитать ребенка: как? М.: АСТ, 2014. 381 с. |
Продукт опыта / проекта | Презентация |
Затруднения в реализации, риски | Творчество, инициатива детей, родителей, педагога, тесная связь семьи и школы. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
1. Основа духовности – это образование, поскольку именно через образование личность развивается, обогащается духовно, становится нравственно-зрелой. В процессе образования человек учится делать правильный нравственный выбор, нести ответственность за свои поступки.
2. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современной школе необходимо осуществлять посредством комплексной программы, затрагивающей все направления школьной жизни в рамках урочной и внеурочной деятельности, во время организации тематических досуговых и праздничных мероприятий, при обязательном условии сотрудничества школы и семьи |
Публикации
по теме опыта |
1.Любить призвание своё: В.А.Сухомлинский: Сборник материалов конференции «Любить призвание своё: В.А.Сухомлинский» выпуск 4, 2022 год
2.Педагогическое искусство. Научно-практический журнал №1 2023 год. 3.Педагогический альманах «Образовательная среда» Выпуск 9. Нижний Новгород: Центр научных инвестиций,2023.- |
Экспертное заключение | Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью. Внедрение данного опыта позволит повысить воспитательный потенциал школы, поможет в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника.
Данный опыт может быть использован учителями начальной школы, классными руководителями для достижения личностных результатов образования (воспитание гражданско-патриотических качеств обучающихся), что соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО |
Ф.И.О. эксперта | Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ |