ФИО

Махнева Анастасия Ивановна

ДОЛЖНОСТЬ

Заместитель директора по информационным технологиям, учитель математики и информатики

СТАЖ РАБОТЫ

19 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа «Петербургский лицей» (АНОО «Петербургский лицей»)

В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные результаты, которые, согласно ФГОС, должны демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе.

Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты наиболее важные межпредметные проблемы.

Ф.И.О. Махнева Анастасия Ивановна
Организация Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа «Петербургский лицей»

(АНОО «Петербургский лицей»)

Должность Заместитель директора по информационным технологиям, учитель математики и информатики
Стаж работы 19 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций на уроках математики и информатики в 10-11 классах
Ключевые слова Метапредметные результаты, интегрированный урок, математика, информатика
Аннотация (не более 500 знаков) В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе.

Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты наиболее важные межпредметные проблемы.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира.

Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Актуальность На современном этапе развития общества, когда не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни, назрела необходимость использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления метапредметных связей, формирования у учащихся умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетенциями.

Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией метапредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений, учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе — задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.

Новизна Интегрируя такие учебные дисциплины, как математика и информатика можно построить большое количество интересных уроков и занятий внеурочной деятельностью. Уроки в такой форме имеют прикладную направленность и вызывают познавательный интерес учащихся. Такие уроки привлекают в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для обучаемого. Ученики более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность. Такие уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.

Описание инновационного опыта В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе.

Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией метапредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений, учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе — задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.

Задача учителя правильно организовать работу, тщательно продумать основные виды деятельности учащихся на уроке для получения наилучших результатов с минимальными затратами.

Интегрированные уроки стереометрии и информатики позволяют учащимся одновременно изучать геометрические фигуры и их свойства не только по учебным математическим пособиям, но и с привлечением различных программных средств (графического редактора, программы создания презентаций и специализированных математических программ).

Рассматривая задачи курса алгебры и начала математического анализа с привлечением инструментов редактора электронных таблиц, появляется возможность за достаточно короткий промежуток времени рассмотреть большее количество заданий на построение графиков, а затем изучение их свойств.

Учитель, который хорошо владеет своим предметом и знает требования стандарта, достаточно свободно ориентируется в тематике интегрирования тем по математике и информатике.

Таким образом, интеграция нескольких учебных дисциплин позволяет не только установить межпредметные связи, но и способствует применению знаний и умений, приобретенных на уроках информатики при изучении математики, что облегчает поисковую деятельность и расширяет кругозор.

Продукт опыта / проекта технологические карты интегрированных уроков по темам, указанным в статье, проекты учащихся по рассматриваемым вопросам.
Затруднения в реализации, риски Основные затруднения в реализации связаны с увеличением объема информации, рассматриваемой на уроке. В некоторых случаях урок может быть рассчитан на 80 минут, вместо традиционных 45. Использование технических средств также несет дополнительную нагрузку как на педагога, так и на учащегося. Также необходимо учитывать уровни подготовки учащихся, задания должны быть построены с учетом индивидуальных способностей.
Публикации

по теме опыта

1.       «Интеграция учебных дисциплин «Информатика» и «Математика» в 10-11 классах» //Электронная публикация на образовательном портале «ФГОС онлайн»:https://fgosonlain.ru/stati_po_rybrikam/ (25.03.2023)

2.       Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы её вычисления» // Электронная публикация в проекте «Педагогический альманах»: https://www.pedalmanac.ru/364997 (8.05.2023)

Экспертное заключение Представленный опыт является актуальным, так как в стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе. Задача учителя правильно организовать работу, тщательно продумать основные виды деятельности учащихся на уроке для получения наилучших результатов с минимальными затратами.

Новизна предлагаемого опыта состоит в поиске и внедрении новых подходов к организации учебного процесса. Одним из таких подходов является внедрение интеграции в учебный процесс. Такая форма работы позволяет сэкономить время изучения некоторых тем, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы на уроке, усилить интерес к изучаемому предмету.

Сущность опыта заключается в развитии метапредметных навыков, осваивании новых технологий, применении полученных знаний. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Опыт работы в данном направлении показывает практическую значимость предлагаемых разработок не только в рамках математики и информатики, но и при решении задач других школьных дисциплин.

Результатом представленного опыта является повышение интереса к предмету, увеличение качества обученности по информатике и математике, желание учащихся заниматься внеурочной деятельностью по математике и информатике.

Вывод: данный педагогический опыт рекомендуется для занесения в областной банк педагогического опыта.

Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, ст. методист центра управления и инноваций, к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Математика и информатика

интегрированный урок
Скачать файл
экспертное заключение
Скачать файл