ФИО
Махнева Анастасия Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Заместитель директора по информационным технологиям, учитель математики и информатики
СТАЖ РАБОТЫ
19 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа «Петербургский лицей» (АНОО «Петербургский лицей»)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
информатика, математика, интегрированный урок, метапредметные результаты
В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные результаты, которые, согласно ФГОС, должны демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе.
Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты наиболее важные межпредметные проблемы.
Ф.И.О. | Махнева Анастасия Ивановна |
Организация | Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа «Петербургский лицей»
(АНОО «Петербургский лицей») |
Должность | Заместитель директора по информационным технологиям, учитель математики и информатики |
Стаж работы | 19 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций на уроках математики и информатики в 10-11 классах |
Ключевые слова | Метапредметные результаты, интегрированный урок, математика, информатика |
Аннотация (не более 500 знаков) | В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе.
Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты наиболее важные межпредметные проблемы. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира.
Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. |
Актуальность | На современном этапе развития общества, когда не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни, назрела необходимость использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления метапредметных связей, формирования у учащихся умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетенциями.
Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией метапредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений, учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе — задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи. |
Новизна | Интегрируя такие учебные дисциплины, как математика и информатика можно построить большое количество интересных уроков и занятий внеурочной деятельностью. Уроки в такой форме имеют прикладную направленность и вызывают познавательный интерес учащихся. Такие уроки привлекают в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.
Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для обучаемого. Ученики более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность. Такие уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики. |
Описание инновационного опыта | В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе.
Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией метапредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений, учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе — задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи. Задача учителя правильно организовать работу, тщательно продумать основные виды деятельности учащихся на уроке для получения наилучших результатов с минимальными затратами. Интегрированные уроки стереометрии и информатики позволяют учащимся одновременно изучать геометрические фигуры и их свойства не только по учебным математическим пособиям, но и с привлечением различных программных средств (графического редактора, программы создания презентаций и специализированных математических программ). Рассматривая задачи курса алгебры и начала математического анализа с привлечением инструментов редактора электронных таблиц, появляется возможность за достаточно короткий промежуток времени рассмотреть большее количество заданий на построение графиков, а затем изучение их свойств. Учитель, который хорошо владеет своим предметом и знает требования стандарта, достаточно свободно ориентируется в тематике интегрирования тем по математике и информатике. Таким образом, интеграция нескольких учебных дисциплин позволяет не только установить межпредметные связи, но и способствует применению знаний и умений, приобретенных на уроках информатики при изучении математики, что облегчает поисковую деятельность и расширяет кругозор. |
Продукт опыта / проекта | технологические карты интегрированных уроков по темам, указанным в статье, проекты учащихся по рассматриваемым вопросам. |
Затруднения в реализации, риски | Основные затруднения в реализации связаны с увеличением объема информации, рассматриваемой на уроке. В некоторых случаях урок может быть рассчитан на 80 минут, вместо традиционных 45. Использование технических средств также несет дополнительную нагрузку как на педагога, так и на учащегося. Также необходимо учитывать уровни подготовки учащихся, задания должны быть построены с учетом индивидуальных способностей. |
Публикации
по теме опыта |
1. «Интеграция учебных дисциплин «Информатика» и «Математика» в 10-11 классах» //Электронная публикация на образовательном портале «ФГОС онлайн»:https://fgosonlain.ru/stati_po_rybrikam/ (25.03.2023)
2. Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы её вычисления» // Электронная публикация в проекте «Педагогический альманах»: https://www.pedalmanac.ru/364997 (8.05.2023) |
Экспертное заключение | Представленный опыт является актуальным, так как в стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе. Задача учителя правильно организовать работу, тщательно продумать основные виды деятельности учащихся на уроке для получения наилучших результатов с минимальными затратами.
Новизна предлагаемого опыта состоит в поиске и внедрении новых подходов к организации учебного процесса. Одним из таких подходов является внедрение интеграции в учебный процесс. Такая форма работы позволяет сэкономить время изучения некоторых тем, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы на уроке, усилить интерес к изучаемому предмету. Сущность опыта заключается в развитии метапредметных навыков, осваивании новых технологий, применении полученных знаний. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Опыт работы в данном направлении показывает практическую значимость предлагаемых разработок не только в рамках математики и информатики, но и при решении задач других школьных дисциплин. Результатом представленного опыта является повышение интереса к предмету, увеличение качества обученности по информатике и математике, желание учащихся заниматься внеурочной деятельностью по математике и информатике. Вывод: данный педагогический опыт рекомендуется для занесения в областной банк педагогического опыта. |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, ст. методист центра управления и инноваций, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Математика и информатика |