ФИО
Окунева Светлана Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель
СТАЖ РАБОТЫ
25 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», КОГОАУ ВГГ Адрес: 610000 г. Киров, ул. Свободы, д. 76, тел.: (8332)64-82-31, E-mail: vhg@vhg.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В методической разработке представлен опыт автора по развитию одаренности обучающихся во внеурочной деятельности; в приложении представлена дополнительная общеобразовательная программа «Летний проект «Школа юного филолога – журналиста», направленная на формирование и поддержание интереса обучающихся к филологии и журналистике.
Ф.И.О. | Окунева Светлана Александровна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», КОГОАУ ВГГ
Адрес: 610000 г. Киров, ул. Свободы, д. 76, тел.: (8332)64-82-31, E-mail: vhg@vhg.ru |
Должность | учитель |
Стаж работы | 25 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Внеурочная деятельность как средство развития одаренности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС |
Ключевые слова | Развитие, одаренность, внеурочная деятельность, ФГОС |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В методической разработке представлен опыт автора по развитию одаренности обучающихся во внеурочной деятельности; в приложении представлена дополнительная общеобразовательная программа «Летний проект «Школа юного филолога – журналиста», направленная на формирование и поддержание интереса обучающихся к филологии и журналистике. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В условиях внедрения обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов особую актуальность приобретает проблема поиска и поддержки высокомотивированных, одаренных и талантливых школьников. Однако для успешного интеллектуального развития таких обучающихся недостаточно наличия хорошо организованной систематической общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием развития детской одаренности является внеурочная деятельность, ориентированная на использование потенциала социально-культурной среды школьника. |
Актуальность | Проблема развития и воспитания одаренных детей имеет важное значение для будущего страны, связана с увеличением информационной и эмоциональной нагрузки, требованиями к профессиональной деятельности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной.
В связи с этим выявление одаренных детей, организация системной работы с ними являются одними из главных задач современного образования, направленных на создание условий для развития и реализации их способностей, максимального развития творческого потенциала. |
Новизна | Создание системы работы по развитию детской одаренности во внеурочной деятельности, в частности, в условиях летнего эвристического лагеря. |
Описание инновационного опыта | Решая проблему развития одаренности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС, как учитель русского языка и литературы и классный руководитель, в своей педагогической деятельности опираюсь на принципы системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; дифференцированного, развивающего и проблемного обучения.
Учитывая психологические особенности детей с признаками одаренности, ориентируюсь на следующие образовательные «стратегии» развития детей с повышенным уровнем способностей: 1) Стратегию «индивидуализации», утверждающую представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида. 2) Стратегию «исследовательского обучения», направленную на активизацию обучения посредством его исследовательского и творческого характера. 3) Стратегию «проблематизации», опирающуюся на изложение учебного материала через развитие «умения видеть проблемы». 4) Стратегию «интенсификации», предполагающую изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или интенсивности обучения. Целью работы считаю сохранение высокого уровня развития ребенка и предоставление ему возможности реализации своих способностей на всех ступенях обучения. Задачами системы работы с одаренными детьми, по моему мнению, являются: — выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников; — создание условий для оптимального развития одаренных детей; — развитие одаренности школьников на основе формирования социально ценностных компетенций и творческого развития личности. В работе с интеллектуально одаренными детьми ведущими считаю методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные), которые имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Эффективно применяю их для развития творческого мышления и важных качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др. Работу с одаренными детьми выстраиваю на основе индивидуальных образовательных маршрутов, реализующихся в урочной и во внеурочной деятельности. Внеурочную деятельность организую через участие обучающихся в научно-практических конференциях, всероссийской олимпиаде школьников по предмету, в конкурсах исследовательских работ, интегративных образовательных экспедициях, летних эвристических лагерях. В работе с одаренными детьми использую следующие формы работы: практикумы, занятия-исследования, творческие мастерские, экскурсии, заочные экскурсии, гостиные, путешествия в прошлое, экспедиции, продвинутые лекции, защиту идей, творческие встречи, лингвистическую лабораторию, презентации проектов, конференции. Одним из приоритетных направлений работы с одаренными школьниками считаю летний эвристический проект «Школа юного филолога-журналиста», целью которого является формирование и поддержание интереса обучающихся к профессиональной деятельности филолога и журналиста, развитие практических навыков целостного анализа художественного текста и создания собственных текстов, качественную подготовку обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Благодаря деятельности летнего эвристического лагеря решаю задачи: — совершенствования и углубления полученных в основном курсе русского языка и литературы знаний и умений; — знакомства с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела; обучения основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов; — формирования умений самостоятельно анализировать художественный текст, инструментально применять основные теоретические понятия, создавать собственные устные и письменные тексты, представлять и защищать их, оценивать результаты собственной деятельности; — формирования навыков культуры речи, способности эффективно общаться с окружающими; — развития познавательного интереса и стремления к самообразованию, развитие логического и творческого мышления, критичности мышления и самостоятельности учащихся; — воспитания ответственности, целеустремленности, настойчивости, внимательности, дисциплинированности и других качеств личности через погружение в мир филологии и журналистики. Одной из основных технологий реализации системно-деятельностного подхода считаю проектную технологию. Именно она способствует созданию условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений обучающихся. Использую разнообразные по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения проекты. Благодаря проектной деятельности развиваю активное самостоятельное мышление обучающихся, их творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности. Учащиеся учатся вести беседу, дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументацией, активно, самостоятельно, критически мыслить. При организации деятельности лагеря применяю следующие типы проектов: 1. Исследовательские проекты, подчиненные логике научного исследования и имеющие его структуру. 2. Творческие проекты, предполагающие творческое оформление результатов. 3. Информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. 4. Практико-ориентированные проекты, отличающиеся результатом, ориентированным на социальные интересы самих участников. Работу летнего образовательного лагеря организую через использование разнообразных форм литературоведческой деятельности: проведение практических занятий педагогами школ и опорного университета города; организацию творческих практикумов, литературных викторин; посещение литературных и художественных музеев, библиотек города; просмотр и обсуждение фильмов – экранизаций литературных произведений; организацию театральных постановок; проведение встреч с участниками всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Благодаря этому обучающиеся приобщаются к богатству русской и мировой литературы, формируется их художественный вкус, гражданская идейно-нравственная позиция. |
Продукт опыта / проекта | Дополнительная общеобразовательная программа «Летний проект «Школа юного филолога – журналиста» |
Затруднения в реализации, риски | Временные затраты, направленные на разработку эвристических заданий. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Развитие у обучающихся высокой мотивации к учебно-познавательной деятельности, познавательных способностей, умения самостоятельно конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить, коммуникативных умений, личностных качеств: настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе и др. |
Публикации
по теме опыта |
Окунева С.А. Задания, решения и методические указания по проверке и оценке решений задач муниципального этапа всероссийской и областной олимпиад школьников по литературе в Кировской области в 2021–2022 учебном году. – Киров: Изд-во ЦДООШ, 2021. – 27 с.
Окунева С.А. Задания, решения и методические указания по проверке и оценке решений задач муниципального этапа всероссийской и областной олимпиад школьников по литературе в Кировской области в 2022–2023 учебном году. – Киров: Изд-во ЦДООШ, 2022. – 27 с. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Внеурочная деятельность как средство развития одаренности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных форм, методов и приемов развития детской одаренности.
Применяемые педагогом технологии внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания русского языка и литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в создании педагогом системы работы по развитию детской одаренности во внеурочной деятельности. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка и внедрение дополнительной общеобразовательной программы «Летний проект «Школа юного филолога-журналиста», создание системы эвристических и творческих заданий. В соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО автор представляет цели и задачи программы, планируемые результаты ее освоения: личностные, метапредметные и предметные, содержание по профилям «Журналистика» и «Филология». Инновационный опыт, неоднократно представленный на курсах повышения квалификации КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» и семинарах МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Внеурочная деятельность как средство развития одаренности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по русскому языку и литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература |