ФИО
Орехова Ольга Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель математики
СТАЖ РАБОТЫ
21 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей с кадетскими классами имени Г. С. Шпагина» города Вятские Поляны Адрес: 612960. г. Вятские Поляны, ул. Школьная, 55 А, Телефон: 8 (83334) 61200, E-mail: sch2_vp@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Системно-деятельностный подход — это подход, при котором главное место в процессе обучения отводится максимально самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Категория «деятельности» рассматривается как система, направленная на результат. Данный подход ориентирован на результаты обучения как главный компонент федерального государственного образовательного стандарта
Ф.И.О. | Орехова Ольга Юрьевна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей с кадетскими классами имени Г. С. Шпагина» города Вятские Поляны
Адрес: 612960. г. Вятские Поляны, ул. Школьная, 55 А, Телефон: 8 (83334) 61200, E-mail: sch2_vp@mail.ru |
Должность | учитель математики |
Стаж работы | 21 год |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Реализация системно-деятельностного подхода при обучении математике. |
Ключевые слова | Системно-деятельностный подход, урок |
Аннотация (не более 500 знаков) | Системно-деятельностный подход — это подход, при котором главное место в процессе обучения отводится максимально самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Категория «деятельности» рассматривается как система, направленная на результат. Данный подход ориентирован на результаты обучения как главный компонент федерального государственного образовательного стандарта. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблемой современной реальности является постоянно растущий поток новой информации. Знания устаревают и теряют свою актуальность. Поэтому возникает необходимость развития личности, способной обучаться и добывать новые знания на протяжении всей жизни. Для этого на первый план выступает формирование у обучающихся универсальных учебных действий, достичь которого можно с помощью системно-деятельностного подхода. |
Актуальность | Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, необходимых для жизни в современном обществе. Этот подход наиболее полно описывает основные психологические механизмы процесса обучения, соответствуя современным приоритетам образования. |
Новизна | Научно-методологической основой стандартов второго поколения и обновленных ФГОС является системно-деятельностный подход. В контексте этого подхода человек выступает как субъект жизнедеятельности в процессе взаимодействия его с миром. Применение системно-деятельностного подхода ориентировано на достижение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных. Данный опыт помогает организовать деятельность обучающегося на всех этапах урока и может быть использован не только при проведении уроков, но и занятиях внеурочной деятельности и воспитательных мероприятий. |
Описание инновационного опыта | На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся.
Одним из инструментов реализации системно-деятельностного подхода является дидактическая система деятельностного метода Л. Г. Петерсон, разработанная в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».
Особенностью дидактической системы деятельностного метода является то, что новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» их сами.
Основная задача учителя – организация учебной деятельности обучающихся с целью овладения ими новыми знаниями в результате их собственного поиска.
Ключевой технологический элемент— ситуация затруднения, мотивирующая обучающегося на получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности.
В данной системе выделяется четыре типа уроков: · урок открытия нового знания; · урок рефлексии; · урок построения системы знаний; · урок развивающего контроля. Модели уроков всех четырех типов в технологии деятельностного метода представлены в приложениях.
При прохождении учащимися шагов этой технологии обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей. Включение учащихся в учебно–познавательную деятельность способствует освоению ими структуры деятельности вообще. Более того в процессе учебной деятельности каждый ребенок имеет возможность работать в оптимальном для него темпе и разрешать свои собственные затруднения, что обеспечивает также индивидуализацию процесса обучения. |
Продукт опыта / проекта | Конструктор целей урока, памятка по типологии уроков, алгоритм создания ситуации затруднения на уроке, шаблон проектирования деятельности на уроке, модель урока по теме «Десятичные дроби» с презентацией к нему, модель урока по теме «Теорема Пифагора» с презентацией к нему, модель урока по теме «Обыкновенные дроби» с презентацией к нему, модель урока по теме «Подобие», методическая разработка «Модели уроков по теме «Площадь»», презентация по теме «Конструирование урока». |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Применение данного подхода помогает раскрепостить учащихся на уроке, дает возможность высказать свою точку зрения и не бояться совершить ошибку. Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, ставят перед собой задачи, видят проблему и выстраивают план действий по разрешению этой проблемы. Все это способствует осознанному освоению знаний.
Вырос уровень самостоятельности учащихся, наблюдается их готовность к решению задач нестандартного характера. Дети с удовольствием участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по предмету и занимают призовые места. Повышается интерес учащихся к проектной деятельности. Результаты ЕГЭ по математике в 2022 году в экспериментальном классе: средний балл профильного уровня ЕГЭ – 70,6, базового уровня ЕГЭ – 5,0, что выше областного, окружного и городского показателей. |
Затруднения в реализации, риски | Технология деятельностного метода является трудоемкой и затратной по времени в плане подготовки к урокам. Также необходимо большое количество раздаточного материала для учащихся. |
Публикации
по теме опыта |
Конспект урока представлен на сайте ProШколу.ru
Ссылка: http://www.proshkolu.ru/user/orexova16/folder/146252/ Орехова О. Ю. Модель урока по математике. 8 класс. Тема «Площадь параллелограмма» // Подготовка учителя к реализации стандарта второго поколения в практике работы: Методический сборник/ Авт.-сост. Г. А. -Киров :Изд-во МЦИТО, 2014. – 139 с. — ISBN 978-5-906642-13-4. Орехова О. Ю. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся через применение технологии деятельностного метода// Развитие исследовательской деятельности участников образовательного процесса как условие реализации ФГОС общего образования: Материалы 42-й областной научно-практической конференции учителей химии, биологии, географии, экологии общеобразовательных учреждений г. Кирова и Кировской области/ Сост. Носова Н. В., ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая вятка», 2015. – 119 с.ISBN 978-5-91061-417-2 Орехова О. Ю. Урок математики по теме «Обыкновенные дроби». //Моделирование процессов управления качеством образования на основе ВСОКО: Методический сборник, 2019 год |
Экспертное заключение | Педагогический опыт Ореховой Ольги Юрьевны представляет собой пкализуемую на протяжении нескольких лет систему работы. Представленный опыт соответствует критериям оценки инновационного педагогического опыта, ему присущи актуальность, результативность, практическая значимость. Данный опыт имеет большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса образовательной организации. |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, ст. методист центра управления и инноваций, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Математика и информатика |