ФИО
Смирнова Людмила Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель математики
СТАЖ РАБОТЫ
33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска», 612260, Кировская область, г.Яранск, ул. Гоголя, дом 25 Контактный телефон: 8(83367)2-13-81 Е-mail: shkola1yaransk@mail.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
индивидуальная и групповая работа, Дистанционное обучение, организация работы через Интернет, Skype
В данной работе представлен опыт организации работы в Skype в процессе дистанционного обучения. Работа содержит описание поэтапных шагов, которые необходимо выполнить педагогу для того, чтобы успешно организовать взаимодействие с обучающимися через скайп. Приложенные статья, презентация и видео наглядно демонстрирует этот опыт.
Ф.И.О. | Смирнова Людмила Леонидовна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска»,
612260, Кировская область, г.Яранск, ул. Гоголя, дом 25 Контактный телефон: 8(83367)2-13-81 Е-mail: shkola1yaransk@mail.ru. |
Должность | учитель математики |
Стаж работы | 33 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Организация индивидуальной и групповой работы с обучающимися через Skype в процессе дистанционного обучения |
Ключевые слова | Дистанционное обучение, Skype, организация работы через Интернет, индивидуальная и групповая работа |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В данной работе представлен опыт организации работы в Skype в процессе дистанционного обучения. Работа содержит описание поэтапных шагов, которые необходимо выполнить педагогу для того, чтобы успешно организовать взаимодействие с обучающимися через скайп. Приложенные статья, презентация и видео наглядно демонстрирует этот опыт. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Данная работа направлена на выполнение одного из требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС: «Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать: …дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования». На данный момент дистанционное взаимодействие осуществляется через электронный журнал и различные мессенджеры (контакт, вайбер, вацап и т.д.), но, как показывает практика, они не дают возможности проведения полноценного взаимодействия. В режиме реального времени иногда хочется не только общаться, но и что-то демонстрировать обучающимся, на чём-то писать, как на школьной доске. Как это сделать? |
Актуальность | Данная тема актуальна, так как, работая даже в режиме офлайн, мы продолжаем порой удалённо взаимодействовать: проводим индивидуальные консультации, готовим детей к олимпиадам, курируем выполнение проектов. К тому же, учитывая реалии сегодняшней сложной геополитической обстановки, педагог должен быть готов в любой момент к переходу на дистанционный формат обучения. |
Новизна | Для того чтобы педагогу по-новому организовать работу дистанционно, приблизить его к режиму реального времени, во время занятия необходима аудио-визуализация взаимодействия и возможность демонстрации экрана. На данный момент существуют различные мессенджеры, выполняющие данную функцию. Самые популярные из них: Zoom, Discord, Skype. В программе Zoom время одной сессии ограничено (40 мин) и из-за высокой популярности сервис часто испытывает перегрузы и сбои в работе. На Discord не видно лица преподавателя. В Skype эти минусы отсутствуют, плюсы – почти не лагает, есть собственное облачное хранилище, в котором файлы хранятся до 30 дней, возможность видеосвязи группы людей до 100 человек (по последним сведениям) и, что не мало важно, для взаимодействия в режиме «Собрание» у обучающихся скайп может быть даже не установлен. |
Описание инновационного опыта | Весной 2020 года, во время пандемии, при переходе на дистанционный формат обучения, в поисках решения проблем обучения на удалённом расстоянии, я впервые открыла для себя новые возможности использования Skype. В последние годы в ней появились полезные обновления, которые могут быть использованы в образовательных целях: возможность планирования собрания, приглашения людей, общение в чате, использование кнопок рефлексии и поднятой руки, запись беседы и самая важная для обучения функция «Демонстрация экрана». Все это делает Skype важным инструментом не только общения, но и образования.
С чего же я начала работу в скайпе? Прежде всего подготовила рабочее место, позаботилась, чтобы оно было удобным и ничто бы меня не отвлекало от учебного процесса. Расположилась так, чтобы за спиной не было видно дверей, кроватей и диванов, сзади — стена спокойного цвета. Не рекомендую садиться спиной к окну, так как свет, падая на экран, сзади будет затмевать лицо. Камеру располагаю на уровне глаз, когда работаю с ноутбука, ставлю его на возвышение. Свет добиваюсь, чтобы падал слева, освещая лицо и клавиатуру. Затем приготовила оборудование для занятий: ПК или ноутбук, устройство, обеспечивающее стабильный интернет, веб-камеру, колонки, игровую мышь (графический планшет). На компьютере у меня установлен браузер Google Chrome. Как показывает практика, этот браузер наиболее удобен для удалённой работы. Скайп загрузила с официального сайта по ссылке: https://www.skype.com/. По истечению некоторого времени его обновляю. При первой загрузке выполнила процедуру регистрации, затем настроила звук и видео по схеме: в окне скайпа нажала на пиктограмму Дополнительно (…) → Настройки → Звук и видео → Настроить микрофон автоматический → если настройка микрофона не произошла, то настраиваю его в ручную — увожу бегунок вправо. Веб-камера при этом настраивается автоматически. Для организации индивидуального занятия связываюсь с обучающимся по моему личному адресу в скайпе, который легко нахожу, пройдя по схеме: Дополнительно (…) → Настройки → Учётная запись и профиль → Логин в Скайпе. Этот адрес выделяю, копирую и отправляю собеседнику через любой мессенджер. После этого он добавляет высланный адрес в контакт скайпа, осуществляет звонок, адрес собеседника сохраняется в программе автоматически. В назначенное время осуществляю звонок по указанному адресу и организую с ним взаимодействие. Как организуется взаимодействие описано ниже, оно аналогично тому как работаем в группе. Для организации группового занятия в окне скайпа нажимаю на кнопку «Собрание». Выходит окно «Ваше собрание готово!». Назначаю время собрания, для этого рядом со строкой «Введите сообщение» выбираю кнопку Дополнительно (…) → Планирование звонков → в выплывающем окне ввожу название, дату, время. Приглашаю на занятие, использую разные способы. Первый способ: в появившемся окне выбираю кнопку «Ожидает −>» → Добавить людей → в окне «Добавление в группу» выбираю участников из списка (если они есть в контакте скайпа) → Готово. Второй способ, если их нет в контакте скайпа, то копирую ссылку для присоединения к группе и отправляю любым способом: электронный журнал, мессенджер, почта. Когда наступит время занятия, захожу в запланированное собрание и нажимаю кнопку «Позвонить». Обучающиеся, получившие приглашение, принимают звонок. Участники могут легко присоединяться к собраниям с любого устройства (компьютер, ноутбук, планшет, телефон), установка программы скайпа для них не обязательна. Начинаю занятие с приветствия и налаживаю обратную связь. Обучающиеся могут писать в чате, поднимать руку, ставить смайлик настроения, отправлять ссылки и файлы, демонстрировать свой экран. Функцией демонстрация экрана чаще всего пользуюсь я, как учитель. Эта опция частично заменяет обычный проектор, который использую на обычных уроках, работая офлайн. Через кнопку «Демонстрация экрана» показываю обучающимся готовые презентации или выхожу в Интернет пространство, включаю интерактивные тесты, тренажёры. При этом использую различные обучающие платформы: РЭШ, ЯКласс, Фоксфорд, Lecta, Учи.ру, Skysmart, Инфоурок и др.. Все они дополняют занятие интересным контентом и интерактивностью. Обычную школьную доску заменяю онлайн-досками, их в Интернете огромное количество, все они чем-то схожи и одновременно отличаются друг от друга. Список досок, которые я апробировала: Idroo — https://idroo.com/ , Jamboard — https://jamboard.google.com/ , Miro — https://miro.com/app/dashboard/ , Аwwapp — https://awwapp.com/, sBoard — https://sboard.online/, Bitpaper — https://bitpaper.io/. На них могут совместно взаимодействовать все участники, имеющие доступ. Некоторые из них не требуют даже регистрации. По сравнению со школьными досками онлайн-доски имеют гораздо больший спектр возможностей: можно не только писать, но и вставлять картинки, скриншоты, ссылки, а на доске Miro можно разместить pdf-документы, презентации, аудио и видео. В конце занятия провожу рефлексию. В целом занятия в дистанционном формате принципиально не отличаются от занятия офлайн. В нём также отражаются все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Необходимо только уделять больше внимание положительному эмоциональному настрою в начале и конце занятия. Таким образом, в результате через Скайп можно вполне успешно организовать индивидуальную и групповую работы с обучающимися. |
Продукт опыта/ проекта | Статья, презентация и видео-выступление по теме «Организация индивидуальной и групповой работы обучающихся через Skype в процессе дистанционного обучения» |
Затруднения в реализации, риски | Хотелось бы отдельно отметить затруднение, которое возникло у меня при установке скайпа. После загрузки программа не устанавливалась на компьютер. Причина оказалась довольно банальной – это старая программа скайпа, устаревшая к тому времени. После удаления старой программы, легко установился новый Skype.
В Skype есть свой минус — участник может сам сбросить настройки связи, видео, звука. Поэтому надо быть готовыми к тому, чтобы помочь обучающемуся решить эту проблему. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Практика показывает, что, находясь в условиях социального дистанцирования, организовать индивидуальную и групповую работы с обучающимися через скайп можно вполне успешно. Информационно-образовательная среда, созданная с помощью данной платформы, может функционировать и обеспечивать качественное дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса.
Данный алгоритм взаимодействия может быть использован и для других образовательных платформ, в том числе и Сферум. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Смирнова, Л. Л. Организация индивидуальной и групповой работы обучающихся через Skype в процессе дистанционного обучения [Текст] / Л. Л. Смирнова //Управление процессом внедрения электронных средств обучения в практику работы современного педагога в условиях реализации ФГОС: творческая лаборатория (Киров, 29.10.2020 г.- 27.11.2020 г.): Сборник материалов/Авт.-сост. и науч.ред. Г.Ф.Полушкина; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. — С.65-70. — ISBN 978-5-6044195-7-17. |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, доцент кафедры предметных областей, отличник народного просвещения, к.п.н., доктор философии Международной объединенной академии наук |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Математика и информатика |