ФИО
Зинатова Минсария Харматулловна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель физики
СТАЖ РАБОТЫ
35 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский многопрофильный лицей» (КОГОАУ) 612960 Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Азина 45, тел.:(83334)6-11-80,6-23-87, е-mail: http:// vplicei.org e-mail: zmh@vplicei.info
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
приемы ТРИЗ, Творческие способности, метапредметность, мотивация
В работе (опыте) описываются эффективные приёмы развития творческих способностей обучающихся на уроках физики, а именно, приёмы технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Опыт содержит систему творческих заданий, при выполнении которых обучающиеся учатся мыслить нестандартно, выдвигать собственные гипотезы, находить интересные пути решения проблемы, приобретают опыт научного эксперимента, учатся находить межпредметные связи, убеждаются во взаимозависимости законов и явлений природы, обнаруживают целостность картины мира.
В систему заданий входят: задачи открытого типа, качественные задачи, ситуационные задачи, сюжетные задачи, занимательные эксперименты, задания интегративного характера. В работе приводятся доказательства результативности применения приёмов ТРИЗ.
Ф.И.О. | Зинатова Минсария Харматулловна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский многопрофильный лицей» (КОГОАУ)
612960 Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Азина 45, е-mail: http:// vplicei.org |
Должность | Учитель физики |
Стаж работы | 35лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Использование приёмов ТРИЗ для развития творческих способностей обучающихся на уроках физики»
|
Ключевые слова | Творческие способности, мотивация, метапредметность, приемы ТРИЗ.
|
Аннотация (не больше 500 знаков) | В работе (опыте) описываются эффективные приёмы развития творческих способностей обучающихся на уроках физики, а именно, приёмы технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Опыт содержит систему творческих заданий, при выполнении которых обучающиеся учатся мыслить нестандартно, выдвигать собственные гипотезы, находить интересные пути решения проблемы, приобретают опыт научного эксперимента, учатся находить межпредметные связи, убеждаются во взаимозависимости законов и явлений природы, обнаруживают целостность картины мира. В систему заданий входят: задачи открытого типа, качественные задачи, ситуационные задачи, сюжетные задачи, занимательные эксперименты, задания интегративного характера. В работе приводятся доказательства результативности применения приёмов ТРИЗ. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Основой появления и развития опыта явились новые условия работы, введение ФГОС с его новыми требованиями к результатам обучения.
Согласно ФГОС, метапредметными результатами обучения в школе являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия. Выделим те, которые непосредственно связаны с темой опыта: Познавательные универсальные учебные действия: — выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты опытов, элементарных, исследований, фиксировать их результаты; — находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде) — сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; — классифицировать объекты; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения) — высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента; исследовать собственные нестандартные способы решения; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать). — задавать вопросы, вести диалог, слушать, высказывать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Необходимость формировать и развивать всё это послужила причиной поиска новых подходов в преподавании, использования новых средств обучения, позволяющих создать новые условия образовательной деятельности. |
Актуальность | В настоящее время с приходом в детскую жизнь современных технологий творческое мышление у детей развивается заметно хуже, чем у их предшественников. Современные дети все чаще играют только со смартфоном, лишены возможности мыслить творчески. Для полноценного же развития ребенка необходимо развитое творческое мышление и воображение.
Применение приемов ТРИЗ снимают эти проблемы. Приемы ТРИЗ направлены на повышение мотивации учащихся к обучению и способствуют развитию врожденной любознательности, их творческих способностей. Зачастую для решения ситуационных задач учащимся требуется знания нескольких учебных предметов, т.к. они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер. Развитое гибкое мышление и фантазия позволяют ученику расширить его видение мира, способствуют решению сложных задач. |
Новизна | Идея изменений в развитии субъектного опыта школьников – в практико-ориентированном образовании. Овладение методами научного познания и развитие познавательной самостоятельности школьников через организацию специальной учебной деятельности. Изменение организации учебного процесса и создание условий для поэтапного развития познавательной деятельности учеников через интегративно-дифференцированный подход при обучении физике.
Описана система приемов организации учебной деятельности по усвоению метода научного познания (экспериментальные исследования, контрольные вопросы, система расчетных и экспериментальных задач, система заданий для самостоятельной работы) |
Описание инновационного опыта | Для развития творческих способностей обучающихся* в каждом структурном элементе учебного занятия эффективно использую различные приемы, в том числе и приёмы технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ — один из наиболее эффективных инструментов развития творческих способностей, абстрактного мышления, который позволяет строить уроки по принципу: от уроков памяти к урокам мышления. Некоторые основные функции и области применения ТРИЗ: — решение изобретательских задач любой сложности и направленности; — прогнозирование развития технических систем; — развитие творческого воображения и мышления; — развитие творческой личности и творческих коллективов. Приемы ТРИЗ направлены на повышение мотивации учащихся к обучению и способствуют развитию их творческих способностей. Применение на уроках инструментария ТРИЗ позволяет заменить репродуктивный уровень деятельности учащихся на уроке частично-поисковым, творческим, пробуждает и закрепляет устойчивый интерес у учащихся к предмету. Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Я использую элементы ТРИЗ в своей педагогической деятельности. Такие приемы, как игра «да-нетка», «отсроченная отгадка», «хорошо-плохо», «ложная альтернатива». Опишу алгоритм применения одного из приёмов на примере «Отсроченной отгадки». — умение анализировать и сопоставлять факты; — умение определять противоречие; — умение находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приёма «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель дает загадку (приводит удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно. Итак, до объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который предвещает тему урока, но не называет её. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, о чем вообще пойдет речь, что нового они узнают на уроке. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…». 2 вариант приёма «Отсроченная отгадка». Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
Например, в 8-м классе в начале урока «Преломление света» привожу такой исторический факт: В июне 1815 года утром жители бельгийского города прямо на небе могли наблюдать сражение, происходившее на расстоянии 800 км от города. Задаю вопрос: Как такое могло случиться? К концу урока дети могут представить обоснованное объяснение этого явления, решают эту качественную задачу.
Часто использую, сюжетные задачи, которые могут быть построены на известных сюжетах, заимствованных из художественных произведений. Сюжетные задачи содержат в себе не только необходимые для их решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика.
В 7 классе в начале урока «Архимедова сила» большой интерес вызывает вопрос-задача: «Баба-яга купила у водяного слиток золота, причём взвешивание проходило под водой на пружинных весах и показало массу 15 кг. Какова масса слитка в действительности? Кто кого обманул?» Отгадку (решение расчётной задачи) ученики получают по мере изучения нового материала.
Практика показывает, что познавательной мотивации и «отсроченной отгадке» способствуют занимательные опыты.
В 8 классе по теме «Теплопроводность» ученики мотивируются на изучение нового материала после эффектного опыта «Несгораемая бумага». Они выдвигают гипотезы, спорят, доказывают. Интерес к теме повышается.
В Приложении помещена подборка заданий в технологии решения изобретательских задач. _________________________________________________________________ * В широком смысле под творческими способностями подразумевается способность к смелым, остроумным, нестандартным решениям проблем. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. И.Я. Лернер выделяет основные черты творческих способностей. Это перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, способность к альтернативным решениям, комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов учащихся, раскрытие их творческого потенциала. |
Продукт опыта / проекта | Система творческих заданий, задач интегративного характера по основным темам всего школьного курса физики. |
Затруднения в реализации, риски | Большая трудоёмкость процесса по подбору соответствующих учебному материалу задач, заданий и вопросов.
Особенности подбора вопросов для организации учебной деятельности с объектами природы и объектами науки (знаниями). |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Поначалу успешно применяла задачи разного типа, разного уровня с целью сформировать умение объяснять физическую суть явлений, связывать теорию с практикой, находить межпредметные связи, выдвигать и проверять гипотезу.
Теперь у некоторых учеников прослеживается также и подъём уровня творчества и мотивации к творческой деятельности при решении заданий разной степени сложности. Большинство ребят стремятся высказывать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников. Ежегодно ребята выполняют проекты по физике, успешно участвуют в городских олимпиадах. Результат использования приёмов ТРИЗ: · Активизация познавательной деятельности обучающихся: широко используют современные информационные технологии, активно участвуют в проектной и исследовательской деятельности по реализации проектов интегративного, прикладного характера, выступают на научно-практических конференциях. · Положительная динамика уровня обученности и качества знаний. · Умение работать с источниками информации; находить и анализировать причинно-следственные связи, законы и закономерности; приобретать функции самостоятельного поиска решения и исследования проблем реальной жизненной ситуации. · Повышение познавательной самостоятельности школьников умеют самостоятельно проводить эксперимент, анализировать факты, делать выводы и обобщения, выдвигать и проверять гипотезу, работать с физическими приборами. · Сформированность научного мировоззрения обучающихся: умение объяснять физическую суть явлений, связывать теорию с практикой, находить межпредметные связи, решать практико-ориентированные (ситуационные, сюжетные, интегративные) задачи. · Замена репродуктивного уровня деятельности учащихся на уроке частично-поисковым, творческим. |
Публикации
по теме опыта |
1. Зинатова М.Х. Эффективные приёмы развития творческих способностей обучающихся на уроках физики [Текст]: Развитие системы работы с одарёнными (мотивированными) детьми и талантливой молодёжью [Электронное издание]: Межрегиональная научно-практическая конференция (Киров, 24 апреля 2019 года): Материалы конференции / Сост. Е.М. Рендакова; авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». — Киров, 2019. — 323 с.- ББК 74.202.4 (2Рос-4Ки)
2. Компетентностно-ориентированные задания для сельской школы [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей физики и химии, студентов направления 050100.62 Педагогическое образование профилей «Физика. Информатика», «Физика», «Химия» / О.В. Коршунова, М.Х. Зинатова, А.Ф. Кандакова, А.А. Корепанова, С.Н. Храмцова, Т.С. Шеромова; идея проекта и научное ред. книги О.В. Коршуновой. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. – с.60-65.- ISBN 978-5-9905957-5-0. (Вып. 19. Серия «Сельская школа»). 3. Игра по физике «Крестики-нолики» (7-9классы) на странице http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98710384 |
Экспертное заключение | Представленные материалы соотвествуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, доцент кафедры предметных областей, к.п.н., отличник просвещения, доктор философии МОАН |
Рубрика (выбрать одну) | Основное и среднее образование. Естественнонаучные предметы |