ФИО

Петялина Галина Михайловна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

31 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лузы Кировской области г.Луза, ул. Победы, 10 тел.5-16-97ouluza2@yandex.ru

Источник изменений В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается: «… важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».        

 ФГОС начального общего образования задает следующий портрет выпускника начальной школы (набор обязательных личностных характеристик):

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и понимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации своей деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.     Поэтому возникла необходимость работы по формированию духовно-нравственных ценностей у современных школьников, знакомство с историей, традициями русского народа.

Ф.И.О.         Петялина Галина Михайловна
Учреждение

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лузы Кировской области

г.Луза, ул. Победы, 10   тел.5-16-97ouluza2@yandex.ru

Должность     Учитель начальных классов
Стаж работы    31 год
1. Тема инновационного педагогического опыта

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

2. Источник изменений В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается: «… важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».        

 ФГОС начального общего образования задает следующий портрет выпускника начальной школы (набор обязательных личностных характеристик):

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и понимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации своей деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.     Поэтому возникла необходимость работы по формированию духовно-нравственных ценностей у современных школьников, знакомство с историей, традициями русского народа.

3. Идея изменений Духовно-нравственная культура включает  соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения.

В духовно-нравственном  воспитании две стороны:

первая – духовное развитие;

вторая – нравственное поведение.

Духовное развитие формируется в семье.

Нравственное поведение формируется с годами и не столько на уроках, сколько во внеклассной и внешкольной деятельностив сотрудничестве с семьей.

Таким образом, выделяю сущность духовно- нравственного воспитания:

Ступенчатый характер:

а) формирование нравственных представлений;

б) развитие духовного сознания и чувств;

в) выработка навыков и привычек поведения;

Воспитание личности через приобщение к духовно-нравственным ценностям.

Но ещё важнее знание  о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать

новую.

4. Концепция изменений: В условиях реализации стандартов второго поколения учителю необходимо по-новому взглянуть на процесс воспитания, научиться разрабатывать занятия развития компетентностей, создавать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Поэтому в основе программы лежит системно – деятельностный подход,  способствующий формированию духовно-нравственных качеств личности, развитию творческого потенциала, нестандартного мышления и приобретению новых знаний.
Актуальность В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Духовно-нравственное воспитание было и остаётся  одним из направлений современной педагогики. Традиционное воспитание испытывает нехватку примеров нравственного поведения.   У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе Нужно  научить  младшего школьника различать, что для него есть добро и зло,  правда и ложь, любовь и ненависть, преданность и предательство. Учить видеть, кто нуждается в их внимании, отзывчивости и доброте. Моя программа помогает решать  воспитательные задачи, направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности.
Новизна Создание и реализация развивающей модели внеурочной деятельности социально-духовного направления. Новизна состоит в реализации программы по формированию духовно-нравственной  культуры младших школьников, применение которой позволяет развить:

− любовь к своему народу, своему краю (г.Луза Кировская область,которая богата историческими фактами) и к своей Родине;

— уважение и понимание ценности семьи и общества;

− потребность к осуществлению нравственных  поступков;

− знание и соблюдение правил поведения;

В процессе изучения и выполнения различных заданий, у обучающихся складывается определённая система нравственных ценностей, присущих людям во всём мире.

Ожидания Обучающиеся научатся  распознавать нравственные поступки, ценить добро, честность, преданность, дружбу — качества, которые будут определять их  собственную жизненную позицию.

 

Затруднения в реализации, риски Трудоёмкость: в поиске новых методов и приёмов.

Риск опыта: несистемность работы по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся.

Условия реализации изменений

Программа занятий внеурочной деятельности может быть применена   в условиях учебного процесса любого образовательного учреждения, как в   рамках учебных занятий,  так и внеурочной и деятельности.

6. Результат изменений

При использовании системы работы в духовно-нравственном воспитании учащиеся развивают свой социальный и духовно-нравственный потенциал. На  занятиях учащиеся  понимают, что такое любовь, доброта, зло, ненависть, терпение, что подтверждается высокими результатами,  проводимых в школе диагностик по нравственному воспитанию. Мои наблюдения показали, что ученики  моего класса  стали более доброжелательными, что подтверждают и родители  учеников. Дети хотят помочь ближним и помогают. В классе отсутствуют правонарушения.

Результатом применения разработанной методической системы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников стало обогащение детей в предметном, метапредметном и личностном планах, что позволило мне отследить результаты своего класса:

2016г. Диплом 1 степени в районной краеведческой конференции учащихся начальных классов в номинации «Моя родословная». – Шабалина Ксения

2016г. Диплом 3 место в региональном Всероссийском конкурсе «Творчество с А.С. Пушкиным» — Шабалина Ксения

2018г Диплом 1 степени  Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» Попова Юлия

2018г.Диплом XXVII Международного конкурса «Красота Божьего Мира» (епархиальный тур) –Шахматова Анастасия

2019г. Призер районного конкурса творческих работ «Профессии моей семьи» в номинации «По стопам предков»

2019г. Диплом 1 место XIII областного конкурса по краеведению «Вятская шкатулка» -Угрюмов Сергей

2020г. Диплом победителя XIV областного конкурса по краеведению «Вятская шкатулка» -Вотчал Матвей

2020г.Грамота за участие в фестивале, посвященном св.блгв. Александру невскому, а рамках XII Свято-Матфеевских чтений.

2021г. Диплом призера XV областного конкурса по краеведению «Вятская шкатулка» Докшина Надежда.

2021 призер районной научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науке» секция истории «Великая отечественная война  в истории моей семьи» Сонин Кирилл

2021г победитель в региональном этапе XV Всероссийского конкурса
в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

7. Публикации  электронное периодическое издание «НУМИ»(NUMI.RU) свидетельство о публикации № В-97717 от 17 марта 2020 г. http://numi.ru / docs / 87531

Образовательный портал «Медианар» свидетельство о публикации в сборнике «Избранная коллекция педагогики»№ 00010052010977 от 12.02.2021г. univerio.ru

8. Описание инновационного опыта.

Основные блоки программы:

·         педагогический (работа классного руководителя);

·         социальный (взаимодействие с родителями, социальным педагогом, учреждениями дополнительного образования);

·         блок двигательной активности (экскурсии, походы).

Считаю, что задача классного руководителя в педагогическом блоке – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, которое помогало бы каждому его подопечному осознать нравственную культуру, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения духовности для каждого участника этого процесса.

В процессе реализации  программы «Формирование духовно-нравственной культуры  младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»  учащиеся знакомятся с положительными нравственными ценностями человека на примере литературных героев,  на примере знаменитых людей своего края, учатся распознавать добро и зло, честность и ложь, ценность семьи.

Цель:

Формирование духовно-нравственного потенциала личности.

     Задачи:

1.Разработать программу духовно-нравственной направленности.

2.Совершенствовать вариативные модели организации работы по нравственному образованию детей в урочное и внеурочное время.

3.Создавать информационные материалы.

4.Воспитать уважение к нравственным нормам. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

При выполнении поставленных задач руководствуюсь следующими ПРИНЦИПАМИ:

·Принцип ЛЮБВИ. Любовь есть цель, средство  и метод педагогики. Принцип любви находит свое деятельное выражение в педагогической поддержке — ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, отверженным, даже если ему что-либо не удается. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от неудачи, поможет в разрешении возникающих проблем.

·Принцип ПЕДАГОГИЧНОСТИ. «Педагог» (греч.) — «детоводитель», то есть тот, кто ведёт детей тем путем, которым идёт сам. Непедагогичным является указание пути ребенку и не следование самому этим путем. В связи с этим важнейшую роль в образовательном процессе приобретает личный пример педагога: он должен не на словах, но и на деле следовать нормам  нравственности и морали.

·Принцип УВАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. Раскрытие индивидуальности способствует постижению  начала личности, выявлению и развитию её возможностей и способностей.

·Принцип РАЗУМНОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ. Можно всё, что не противоречит принципам  нравственности, закону, правилам школьного распорядка, не ущемляет права и не унижает достоинства других.

·Принцип ДИАЛОГА. Следование этому принципу позволяет достичь доверительных отношений между преподавателем и воспитанниками. Педагогу необходимо не только учить, но и самому учиться у ребенка, («…будьте как дети…», исходить из детской сущности в построении учебно-воспитательного процесса.

Экспертное заключение: Программа может быть использована учителями начальных классов в практической деятельности.
Рецензия Епархии, образовательный портал «Медианар»
Составляющие образования    Воспитание, обучение.

 

Ключевые слова Программа, духовно-нравственная  культура, системность, окружающий мир,  человек.
Приложение №1   Программа

 

Программа за нравст подвиг Петялина Г.М.
Скачать файл
рецензия образовательного портала медианар
Скачать файл
рецензия Епархии
Скачать файл