ФИО
Петялина Галина Михайловна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лузы Кировской области г.Луза, ул. Победы, 10 тел.5-16-97ouluza2@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
человек, окружающий мир, духовно-нравственная культура, системность, Программа
Источник изменений В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается: «… важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
ФГОС начального общего образования задает следующий портрет выпускника начальной школы (набор обязательных личностных характеристик):
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и понимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации своей деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Поэтому возникла необходимость работы по формированию духовно-нравственных ценностей у современных школьников, знакомство с историей, традициями русского народа.
Ф.И.О. Петялина Галина Михайловна | |
Учреждение
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лузы Кировской области г.Луза, ул. Победы, 10 тел.5-16-97ouluza2@yandex.ru |
|
Должность Учитель начальных классов | |
Стаж работы 31 год | |
1. Тема инновационного педагогического опыта
Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. |
|
2. Источник изменений В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается: «… важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
ФГОС начального общего образования задает следующий портрет выпускника начальной школы (набор обязательных личностных характеристик): -любящий свой народ, свой край и свою Родину; -уважающий и понимающий ценности семьи и общества; -любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; -владеющий основами умения учиться, способный к организации своей деятельности; -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом; -доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Поэтому возникла необходимость работы по формированию духовно-нравственных ценностей у современных школьников, знакомство с историей, традициями русского народа. |
|
3. Идея изменений Духовно-нравственная культура включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения.
В духовно-нравственном воспитании две стороны: первая – духовное развитие; вторая – нравственное поведение. Духовное развитие формируется в семье. Нравственное поведение формируется с годами и не столько на уроках, сколько во внеклассной и внешкольной деятельностив сотрудничестве с семьей. Таким образом, выделяю сущность духовно- нравственного воспитания: Ступенчатый характер: а) формирование нравственных представлений; б) развитие духовного сознания и чувств; в) выработка навыков и привычек поведения; Воспитание личности через приобщение к духовно-нравственным ценностям. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. |
|
4. Концепция изменений: В условиях реализации стандартов второго поколения учителю необходимо по-новому взглянуть на процесс воспитания, научиться разрабатывать занятия развития компетентностей, создавать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Поэтому в основе программы лежит системно – деятельностный подход, способствующий формированию духовно-нравственных качеств личности, развитию творческого потенциала, нестандартного мышления и приобретению новых знаний. | |
Актуальность | В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Духовно-нравственное воспитание было и остаётся одним из направлений современной педагогики. Традиционное воспитание испытывает нехватку примеров нравственного поведения. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе Нужно научить младшего школьника различать, что для него есть добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть, преданность и предательство. Учить видеть, кто нуждается в их внимании, отзывчивости и доброте. Моя программа помогает решать воспитательные задачи, направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности. |
Новизна | Создание и реализация развивающей модели внеурочной деятельности социально-духовного направления. Новизна состоит в реализации программы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников, применение которой позволяет развить:
− любовь к своему народу, своему краю (г.Луза Кировская область,которая богата историческими фактами) и к своей Родине; — уважение и понимание ценности семьи и общества; − потребность к осуществлению нравственных поступков; − знание и соблюдение правил поведения; В процессе изучения и выполнения различных заданий, у обучающихся складывается определённая система нравственных ценностей, присущих людям во всём мире. |
Ожидания | Обучающиеся научатся распознавать нравственные поступки, ценить добро, честность, преданность, дружбу — качества, которые будут определять их собственную жизненную позицию.
|
Затруднения в реализации, риски | Трудоёмкость: в поиске новых методов и приёмов.
Риск опыта: несистемность работы по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся. |
Условия реализации изменений
Программа занятий внеурочной деятельности может быть применена в условиях учебного процесса любого образовательного учреждения, как в рамках учебных занятий, так и внеурочной и деятельности. |
|
6. Результат изменений
При использовании системы работы в духовно-нравственном воспитании учащиеся развивают свой социальный и духовно-нравственный потенциал. На занятиях учащиеся понимают, что такое любовь, доброта, зло, ненависть, терпение, что подтверждается высокими результатами, проводимых в школе диагностик по нравственному воспитанию. Мои наблюдения показали, что ученики моего класса стали более доброжелательными, что подтверждают и родители учеников. Дети хотят помочь ближним и помогают. В классе отсутствуют правонарушения. Результатом применения разработанной методической системы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников стало обогащение детей в предметном, метапредметном и личностном планах, что позволило мне отследить результаты своего класса: 2016г. Диплом 1 степени в районной краеведческой конференции учащихся начальных классов в номинации «Моя родословная». – Шабалина Ксения 2016г. Диплом 3 место в региональном Всероссийском конкурсе «Творчество с А.С. Пушкиным» — Шабалина Ксения 2018г Диплом 1 степени Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» Попова Юлия 2018г.Диплом XXVII Международного конкурса «Красота Божьего Мира» (епархиальный тур) –Шахматова Анастасия 2019г. Призер районного конкурса творческих работ «Профессии моей семьи» в номинации «По стопам предков» 2019г. Диплом 1 место XIII областного конкурса по краеведению «Вятская шкатулка» -Угрюмов Сергей 2020г. Диплом победителя XIV областного конкурса по краеведению «Вятская шкатулка» -Вотчал Матвей 2020г.Грамота за участие в фестивале, посвященном св.блгв. Александру невскому, а рамках XII Свято-Матфеевских чтений. 2021г. Диплом призера XV областного конкурса по краеведению «Вятская шкатулка» Докшина Надежда. 2021 призер районной научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науке» секция истории «Великая отечественная война в истории моей семьи» Сонин Кирилл 2021г победитель в региональном этапе XV Всероссийского конкурса |
|
7. Публикации электронное периодическое издание «НУМИ»(NUMI.RU) свидетельство о публикации № В-97717 от 17 марта 2020 г. http://numi.ru / docs / 87531
Образовательный портал «Медианар» свидетельство о публикации в сборнике «Избранная коллекция педагогики»№ 00010052010977 от 12.02.2021г. univerio.ru |
|
8. Описание инновационного опыта.
Основные блоки программы: · педагогический (работа классного руководителя); · социальный (взаимодействие с родителями, социальным педагогом, учреждениями дополнительного образования); · блок двигательной активности (экскурсии, походы). Считаю, что задача классного руководителя в педагогическом блоке – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, которое помогало бы каждому его подопечному осознать нравственную культуру, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения духовности для каждого участника этого процесса. В процессе реализации программы «Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников через урочную и внеурочную деятельность» учащиеся знакомятся с положительными нравственными ценностями человека на примере литературных героев, на примере знаменитых людей своего края, учатся распознавать добро и зло, честность и ложь, ценность семьи. Цель: Формирование духовно-нравственного потенциала личности. Задачи: 1.Разработать программу духовно-нравственной направленности. 2.Совершенствовать вариативные модели организации работы по нравственному образованию детей в урочное и внеурочное время. 3.Создавать информационные материалы. 4.Воспитать уважение к нравственным нормам. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка. При выполнении поставленных задач руководствуюсь следующими ПРИНЦИПАМИ: ·Принцип ЛЮБВИ. Любовь есть цель, средство и метод педагогики. Принцип любви находит свое деятельное выражение в педагогической поддержке — ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, отверженным, даже если ему что-либо не удается. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от неудачи, поможет в разрешении возникающих проблем. ·Принцип ПЕДАГОГИЧНОСТИ. «Педагог» (греч.) — «детоводитель», то есть тот, кто ведёт детей тем путем, которым идёт сам. Непедагогичным является указание пути ребенку и не следование самому этим путем. В связи с этим важнейшую роль в образовательном процессе приобретает личный пример педагога: он должен не на словах, но и на деле следовать нормам нравственности и морали. ·Принцип УВАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. Раскрытие индивидуальности способствует постижению начала личности, выявлению и развитию её возможностей и способностей. ·Принцип РАЗУМНОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ. Можно всё, что не противоречит принципам нравственности, закону, правилам школьного распорядка, не ущемляет права и не унижает достоинства других. ·Принцип ДИАЛОГА. Следование этому принципу позволяет достичь доверительных отношений между преподавателем и воспитанниками. Педагогу необходимо не только учить, но и самому учиться у ребенка, («…будьте как дети…», исходить из детской сущности в построении учебно-воспитательного процесса. |
|
Экспертное заключение: Программа может быть использована учителями начальных классов в практической деятельности. | |
Рецензия Епархии, образовательный портал «Медианар» | |
Составляющие образования Воспитание, обучение.
|
|
Ключевые слова Программа, духовно-нравственная культура, системность, окружающий мир, человек. | |
Приложение №1 Программа
|