ФИО
Крицкая Надежда Фёдоровна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель истории, обществознания, права
СТАЖ РАБОТЫ
25 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 37» города Кирова, 610017, г. Киров, Октябрьский пр. 129, т. 8(8332) 54-86-54, sch37@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
социализация, обучение, правовая грамотность, Дидактические материалы, условно-графическая наглядность
Дидактические материалы «Трудовое право», «Уголовная ответственность» разработаны в системе использования интерактивных образовательных технологий. Предложенные материалы универсальны в использовании как дополнение к УМК профильного и базового обучения праву для 10-11 классов, так и в качестве самостоятельных ресурсов для проведения внеурочных занятий.
Ф.И.О. | Крицкая Надежда Фёдоровна |
Организация | Учреждение Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 37» города Кирова, 610017, г. Киров, Октябрьский пр. 129, т. 8(8332) 54-86-54, sch37@kirovedu.ru |
Должность | Должность учитель истории, обществознания, права |
Стаж работы | Стаж работы 25 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Использование дидактических материалов по курсу «Право» как средства формирования предметных знаний и метапредметных умений. |
Ключевые слова | Дидактические материалы, правовая грамотность, условно-графическая наглядность, обучение, социализация |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Дидактические материалы «Трудовое право», «Уголовная ответственность» разработаны в системе использования интерактивных образовательных технологий. Предложенные материалы универсальны в использовании как дополнение к УМК профильного и базового обучения праву для 10-11 классов, так и в качестве самостоятельных ресурсов для проведения внеурочных занятий.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Содержание предмета «Право» как самостоятельного или интегрированного курса обладает своей спецификой, которую необходимо учитывать при отборе содержания и определении методов обучения: термины интегрировано применяются в ряде предметов обществоведческого курса, для них может быть характерно юридический, политический, экономический, нравственный смысл; предметные представления первоначально создаются в обыденной жизни, формируя ошибочные сложившийся стереотипы.
Одно из противоречий организации учебно-познавательной деятельности школьника состоит в необходимости сочетания доминирующей идеи социализации личности и создания условий для успешной подготовки к итоговой аттестации |
Актуальность | Изучение права является составным элементом процесса социализации личности, приобщения школьника к современным общественным явлениям. Роль права в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с мировоззренческими вопросами, которые являются основой для изучения содержания. В этом контексте возрастает роль правовой грамотности граждан страны, готовности их к социальной активности и взаимодействию в обществе в рамках правового поля.
Предложенный опыт имеет практическую значимость как для базового обучения (решение вопросов социализации и исправление бытовых стереотипов), так и для формирования предметных знаний |
Новизна | Предложенные дидактические материалы разработаны для методического сопровождения изучения темы «Трудовое право» и «Уголовное право» в 10-11 классе на базовом уровне, а также могут быть использованы в организации внеурочных мероприятий, бесед, классных часов по теме
Применение информационных технологий в данной практике позволяет развивать метапредметные умения и повышает мотивацию участия обучающихся в образовательном процессе. |
Описание инновационного опыта | Использование дидактических материалов по курсу «Право» как средства формирования предметных знаний и метапредметных умений.
Прогнозируемые результаты: — сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. — готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; — правовое сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; Структура занятия (описана в материалах): 1. Мотивация. Цель – сфокусировать внимание обучающихся (или участников мероприятия) на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. 2. Формулирование прогнозируемых результатов: Цель – обеспечить понимание обучающимися (участниками) смысла их деятельности, т.е. того, чего они должны достичь в результате занятия. 3. Предоставление необходимой информации: Цель – дать обучающимся достаточно информации, для того, чтобы на ее основе выполнять практические задачи. 4. Интерактивное упражнение: Цель – практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия. 5. Подведение итогов. Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, Таким образом, преобладающими методами работы являются методы взаимодействия (беседа, работа в группах с источниками информации, др). Выбор содержания материалов (трудовое право, уголовное право) позволяет опираться на социальный опыт школьников и информацию из доступных ресурсов, что предполагает возможность использования материалов как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности классного руководителя в качестве самостоятельных занятий, направленных на формирование правовой грамотности обучающихся. |
Продукт опыта / проекта | Дидактические материалы по теме «Трудовое право» (10-11 класс)
Дидактические материалы по теме «Уголовная ответственность» (10-11 кл) |
Затруднения в реализации, риски | Основой для формирования правовых знаний является межпредметная и внутрикурсовая интеграция, обращение теоретических знаний и терминов в сферу практического применения и оперирования, организация пространства для самостоятельной творческой деятельности ученика, что требует широкой компетентности педагога, работающего по курсу;
— Разнообразие источников информации даёт возможность углубить, закрепить, полнее осмыслить изучаемое содержание, способствует достижению более благоприятных результатов, но требует тщательного анализа доступных материалов на предмет правовой актуальности и грамотности используемых ресурсов; |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Повышение мотивации учащихся, интерес к предмету, активное участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Формирование познавательных универсальных учебных действия приводит к следующим результатам:
· учащиеся результативно мыслят и работают с информацией; · ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания; · делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; · добывают новые знания из различных источников и разными способами; · перерабатывают информацию для получения необходимого результата — в том числе и для создания нового продукта; · преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму; · работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д. |
Публикации
по теме опыта |
Крицкая Н.Ф, Обществознание: подготовка к ОГЭ 2018: диагностические работы. ФГОС. Серия «Библиотечка Статград». [Текст] / Н.Ф. Крицкая.- М: МЦНМО – 2018, — 80с. — ISBN: 978-5-4439-1183-0. Тираж 3000.
Крицкая Н.Ф, Обществознание: подготовка к ОГЭ 2019: диагностические работы. ФГОС. Серия «Библиотечка Статград». [Текст] / Н.Ф. Крицкая. М: МЦНМО – 2019, — 112с. ISBN: 978-5-4439-1287-5. Тираж 3000 Крицкая Н.Ф., Лосев С.А. Уроки права в 10–11 классах. Методическое пособие для учителя [Текст] / Н.Ф. Крицкая, С.А. Лосев. — М: Интеллект-Центр, 2019. – 272 с. — ISBN 978-5-00026-272-6 Н.Ф. Крицкая, С.А. Лосев. Урок по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних» [Текст] / Н.Ф. Крицкая, С.А. Лосев. // Преподавание истории и обществознания в школе — 2020 — № 1 – с.76 -80. ISSN 2074-4935 |
Экспертное заключение | Дидактические материалы по праву могут быть использованы учителями истории, обществознания для достижения метапредметных и предметных результатов по предметной области «Общественные науки», что соответствует требованиям ФГОС. |
Ф.И.О. эксперта | Ерёмина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», socium@kirovipk.ru |
Рубрика | Обучение, основное и среднее образование. Общественно-научные предметы
|