ФИО
Зубарева Ольга Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
педагог-психолог
СТАЖ РАБОТЫ
6 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова Адрес г. Киров, ул. Ломоносова, д. 29-б, телефон 53-07-46 (канцелярия). E-mail. sch46@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
квест-игра, профориентация школьников, профессиональное самоопределение
Представляемый проект является актуальным, так как проблема выбора профессии во все времена являлась важной и требующей к себе внимания. В последние годы трудность в самоопределении подростков стоит всё более остро, ведь экономические условия в стране всё более динамичные. Это означает, что и современный выпускник должен быть готов к профессиональной мобильности в этих изменяющихся условиях. В связи с этим в нашей стране вот уже который год активно ведётся диагностическая, просветительская и воспитательная работа в образовательных организациях в этом направлении. Целью нашего проекта является развитие навыков профессионального самоопределения у обучающихся 7-9 классов посредством квест — игры. Проект представляет собой создание методических материалов в электронном и печатном виде с заданиями в формате квест — игры, а также информационного буклета, полезного для детей и родителей. проект будет полезен для педагогов – психологов, социальных педагогов, заместителей по воспитательной работе.
Ф.И.О. | Зубарева Ольга Александровна |
Организация | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова Адрес г. Киров, ул. Ломоносова, д. 29-б, телефон 53-07-46 (канцелярия).
E-mail. sch46@kirovedu.ru |
Должность | педагог-психолог |
Стаж работы | 6 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/проекта | Тема педагогического опыта – это развитие навыков самопознания с целью выбора будущей профессии подростками. Данная тема выбрана в связи с тем, что в настоящее время представлено мало вариантов занятий по профориентации в игровой форме, которая, на наш взгляд, является наиболее эффективной в работе с подростками. |
Ключевые слова | профориентация школьников, квест-игра, профессиональное самоопределение, жизненный путь |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Несформированность навыков профессионального самоопределения личности, недостаточность самопознания и самоопределения в выборе профессии. |
Актуальность | Представляемый проект является актуальным, так как проблема выбора профессии во все времена являлась важной и требующей к себе внимания. В последние годы трудность в самоопределении подростков стоит всё более остро, ведь экономические условия в стране всё более динамичные. Это означает, что и современный выпускник должен быть готов к профессиональной мобильности в этих изменяющихся условиях. В связи с этим в нашей стране вот уже который год активно ведётся диагностическая, просветительская и воспитательная работа в образовательных организациях в этом направлении. Проект позволяет в форме интерактива дать подрастающему поколению информацию о профессиях, о своих особенностях, которые стоит учитывать при выборе будущей профессии, а также даёт полезную информацию о том, где ещё ученики могут найти интересующие и недостающие знания. |
Новизна | Новизна нашего продукта заключается в том, что воедино собраны как теоретические данные по профориентационной тематике, так и практические и диагностические способы познания материала. И всё это представлено в виде игры, что позволяет всесторонне освятить тему выбора профессии и вызвать ещё больший интерес к ней у подростков. |
Описание инновационного опыта учителя
|
Целевая аудитория: обучающиеся 7-9 классов.
Процесс проведения квест — игры включает следующие этапы: 1. Вводный этап. Цель этапа: знакомство обучающихся с целями игры и правилами прохождения квеста. Результаты: деление обучающихся на команды, получение маршрута следования по станциям. 2. Прохождение командами станций. Цель этапа: получение теоретической информации и выполнение практической деятельности по теме профориентации в ходе выполнения заданий квест — игры. Результаты: каждый ученик, участвуя в предлагаемых упражнениях, получает знания о себе, своих особенностях, а также материалы для дальнейшего приобретения знаний в сфере самопознания и выбора будущей профессии. 3. Подведение итогов. Цель этапа: рефлексия по результатам участия в игре. Результаты: получение личных результатов, наработанных в ходе участия в квесте (результаты психодиагностических методик) и обретение полезной методички для построения дальнейших действий по поиску недостающих материалов профориентационного характера. В процессе прохождения квест — игры учащиеся имеют возможность делиться своими знаниями, переживаниями, личным опытом по теме. В связи с тем, что формат квеста предполагает активное неформальное общение, это даёт возможность высказать своё мнение и поддержать участников |
Продукт опыта / проекта | Методическое пособие «Профориентационный компас: разработка сценария квест-игры по профессиональной ориентации для 7-9 классов». |
Затруднения в реализации, риски | Отсутствие свободного времени (урока, внеурочной деятельности, классных часов или внеклассных мероприятий) для проведения игры. Отсутствие удобного пространства для проведения квеста. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Базовая кафедра педагогических технологий и предметных методик Педагогического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» совместно с КОГОАУ ДПО «Институт образования Кировской области» в 2021/2022 учебном году продолжил реализацию инновационного образовательного проекта «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”». Проект в рамках данной программы был апробирован и успешно реализован, в нем участвовали обучающиеся 8 класса МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова, в количестве 23 человек.
В ходе участия в квесте «Профориентационный компас» у школьников и студентов формируются умения: — работать в команде, развивать коммуникативные навыки; — организовывать и планировать собственную деятельность, распределять временной ресурс; — осуществлять самоанализ и рефлексию проделанной работы; — применять на практике знания, умения и полученный опыт; — осуществлять толерантное отношение к конкуренту. Результаты: • увеличение доли учащихся 7-9 классов, определившихся с выбором профессии учителя, воспитателя (по результатам диагностики и анкетирования); •увеличение доли студентов университета, заинтересованных в будущей профессиональной педагогической деятельности; •приобретение студентами колледжа опыта педагогического взаимодействия со школьниками. Участие в квесте даёт возможность школьникам узнать о профессиях не только настоящего времени, но и будущего. В игре школьники получат новые знания о профессиях, познакомятся со специалистами данных профессий, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), научатся продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели. |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта |
Зубарева О. А., Ивашова С. В., Меньков А. В., Хозяинова А. С., Чиркова Е. А. «Профориентационный компас»: разработка сценария квест-игры по профессиональной ориентации для 7-9 классов // Педагогическое проектирование: идеи и решения [Электронный ресурс]: сборник статей. Вып.5. — Электрон. текст. дан. (12,3 Мб). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. — 1 электрон. опт. (CD-R). |
Экспертное заключение | Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».
Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Составляющие образования | Обучение. Воспитание. |