ФИО
Грехова Людмила Леонидовна, Ашихмина Анастасия Юрьевна, Пушкарева Елена Геннадьевна, Стец Наталья Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель химии, учитель биологии, учитель биологии, учитель географии
СТАЖ РАБОТЫ
27 лет, 18 лет, 33 года, 6 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского Кировской области. 613150, РФ, Кировская область, город Слободской, улица Гоголя, 97, телефон 8(83362)4-17-89. E-mail Slob-skola5@yandex.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
медиаресурсы, Метапредместность, летний профильный лагерь, естественнонаучные предметы
ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, общественно полезные практики, и т. д. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Летний профильный лагерь, будучи одной из форм каникулярного отдыха детей, создается как образовательная среда, где дети имеют возможность получить новые и закрепить уже имеющиеся знания, как в области общего естественнонаучного образования, так и частного: в отдельно взятых научных областях о природе — биологии, экологии, химии, географии, краеведении. Цель профильного лагеря: создание условий для развития интеллектуально — творческого потенциала и навыков проектно — исследовательской деятельности у обучающихся.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Естественнонаучный цикл предметов включает систему наук о природе: физику, химию, биологию, географию, астрономию, экологию. Изучая одну из этих наук, нельзя забывать, что мир целостен и един. В общеобразовательной школе предметы естественнонаучного цикла изучаются только в пределах обязательного минимума. Однако эти предметы призваны раскрыть перед учащимся современную научную картину мира.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования при реализации образовательных программ обязательным требованием является формирование у обучающихся целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Кроме того, Стандарт устанавливает требования к предметным результатам освоения программы, которые предусматривают формирование научной картины мира. Но в учебном процессе возможности урока ограничены: — временными рамками; — программой; — содержанием учебника. Отсюда возникает противоречие: возможности урока не позволяют в полной мере реализовывать предъявленные стандартом требования. Более успешной реализации межпредметного взаимодействия способствует внеурочная деятельность. |
Актуальность | Обусловлена необходимостью повышения познавательного интереса к обучению; создания атмосферы позитивной совместной деятельности ученик-учитель; раскрытия и развития интеллектуально-креативных способностей и творческая самореализация всех участников образовательного процесса. |
Новизна | Использование различных форм и средств организации внеурочной деятельности таких, как: экскурсии, наблюдения за объектами и явлениями природы, изготовление коллекций, проведение опытов, посещение виртуальных экскурсий, направлены на развитие познавательного интереса к изучению предметов естественно научного цикла, что способствует эффективности процесса обучения, достижения планируемых результатов. |
Описание инновационного опыта | Рабочая программа профильного лагеря по интеллектуальному направлению позволяет показать обучающимся то, что скрыто за скучным текстом школьных учебников, позволяет проводить исследования, организовывать встречи с учеными, со специалистами в конкретных областях.
Мероприятия в профильном лагере были разделены на 4 части, каждая из которых была связанна с одной из земных оболочек и отражала ее суть: · Литосфера. · Гидросфера. · Атмосфера. · Биосфера. В блоке «Литосфера» — ребята совершили экскурсию на карьер и почувствовали себя геологами, составили небольшую коллекцию горных пород из собранных ими материалов. На одном из занятий представили себя палеонтологами, а также каждый сделал свою небольшую модель вулкана. При изучении гидросферы дети собирали модель молекулы воды и в химической лаборатории изучали воду из пруда, которую они сами набрали на одной из экскурсий. Чтоб лучше познакомиться с воздушной оболочкой Земли – атмосферой, дети составляли прогноз погоды, используя специальные приборы (барометр, термометр, флюгер). А так же сами создавали модель флюгера из подручных средств. При знакомстве с биосферой ребята посмотрели один из метаморфозов природы — развитие бабочки – крапивницы. Изучили обитателей местного пруда. А также создали сой гербарий растений нашего края. Изучение наук естественнонаучного цикла в такой форме позволяет активизировать познавательный интерес у ребят, для более глубокого изучения этих предметов. |
Продукт опыта / проекта | Программа летнего естественнонаучного профильного лагеря |
Затруднения в реализации, риски | 1.Как заинтересовать и правильно направить обучающихся, чтобы
деятельность соответствовала их способностям и возможностям? 2. Отсутствие благоприятных материально – технических условий для осуществления внеурочной деятельности. 3. Большая подготовительная работа при разработке приёмов и материалов
|
Публикации
по теме опыта |
Грехова Л.Л., Ашихмина А.Ю., Стец Н.В., Пушкарева Е.Г. Программа летнего профильного лагеря «Открытие» (общеинтеллектуальное направление) // Технологии медиаобразования как средство реализации принципа метапредметности в образовательной деятельности. : Учебно-методическое пособие., г. Киров., 2021. — С. 20-26.
Грехова Л.Л. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в условиях летнего профильного лагеря // Практическая составляющая естественнонаучного и географического образования в современной школе.: Сборник материалов 48-ой областной научно — практической конференции учителей биологии, географии, химии, экологии., г. Киров., 2021. – С. 61-63. Ашихмина А.Ю. Использование медиаресурсов при интеграции предметов естественнонаучного цикла в условиях профильного лагеря // Использование медиаресурсов в практике работы современного педагога. : Сборник материалов межрегионального практического семинара., г. Киров., 2020. – С. 41-43. |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, к.п.н., доцент кафедры предметных областей |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ .Основное и среднее образование.
Естественно-научные предметы |