ФИО

Шеромова Татьяна Сергеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель физики, информатики и астрономии

СТАЖ РАБОТЫ

10 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56» города Кирова, г. Киров, Октябрьский проспект, 21, (8332) 23-07-55 (8332) 23-08-1, e-mail: sch56@kirovedu.ru

Представлена методика использования текстов с историческими сюжетами в виде ситуационных задач для развития универсальных учебных действий на уроках физики

Ф.И.О. Шеромова Татьяна Сергеевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56» города Кирова,

г. Киров, Октябрьский проспект, 21, (8332) 23-07-55
(8332) 23-08-1, e-mail: sch56@kirovedu.ru

Должность Учитель физики, информатики и астрономии
Стаж работы 10 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Ситуационные задачи с историческим содержанием как средство развития универсальных учебных действий обучающихся на уроках физики

 

Ключевые слова Ситуационные задачи, case study, физика, работа с текстом, универсальные учебные действия
Аннотация (не больше 500 знаков) Представлена методика использования текстов с историческими сюжетами в виде ситуационных задач для развития универсальных учебных действий на уроках физики
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект На уроках физики необходимо формировать и развивать не только предметные знания, умения и компетенции, но личностные и метапредметные. Обучающимся необходимо уметь не только решать физические задания и задачи, но и работать с объемной текстовой информацией: искать, выделять главную и второстепенную, лишнюю, понимать, интегрировать, интерпретировать, рефлексировать и использовать по назначению. Большими развивающими возможностями обладают сюжеты текстов об ученых-физиках. Интересными для обучающихся будут задачи, связанные с культурой, бытом людей и забавными историческими ситуациями, в которых есть физические явления. Совместить работу с текстом, физической задачей можно посредством ситуационных задач.
Актуальность Ситуационные задачи с историческим содержанием позволяют на уроках физики успешно развивать весь спектр универсальных учебных действий, так как имеют в своей основе текст и совокупность заданий. Задания связаны с сюжетом текста, с физическими явлениями, описанными в нём и методологией ситуации.
Новизна Поэтапно раскрыта технология использования текстов с историческим содержанием и конструирования на их основе физических задач разного типа (количественных, качественных, задач-оценок, экспериментальных), что позволяет развивать универсальные учебные действия обучающихся на уроках физики.
Описание инновационного опыта Ситуационные задачи – средство обучения:

– в своей содержательной основе имеющие практически значимый материал для обучающегося, который может быть принят обучающимися при создании соответствующих педагогических условий по конструированию личностных смыслов;

– позволяющие осваивать интеллектуальные операции и научные принципы познания как составляющие методологического и метапредметного содержания обучения.

 

На практике наиболее результативная ситуационная задача включает три блока:

1-й блок – «Текст»: содержание нестандартной ситуации, провоцирующее эмоции и интерес обучающегося, задания по тексту;

2-й блок – «Предмет»: задания, ориентированные на предмет (обнаружение противоречия и перевод его в предметную «плоскость» в историческом контексте, ощущаемые более значимо в личностном плане, решение задач, эксперимент);

3-й блок – «Метапредмет»: методологические задания по циклу научного познания (факт – гипотеза-модель – следствия, эксперимент), способствующие разрешению противоречия(-ий).

Педагог может обнаружить текст с историческим содержанием, который можно применить на конкретном уроке, в самых разных источниках: энциклопедиях, научно-популярных изданиях, сайтах в сети Интернет и т. д. Для организации взаимодействия обучающихся с текстом мы предлагаем применить конструктор приемов (Приложение 1, с. 12). Из каждого блока (текст – предмет – метапредмет) педагог может выбрать по 1–2 приемам.

В тексте с историческим содержанием может совсем не оказаться чисел. Пусть данный факт не тревожит обучающихся. Но если обучающийся смог обнаружить физическое явление в тексте, то сможет его объяснить или сформулировать задачу самостоятельно. Задачи качественного характера чаще всего можно выявить в тексте. Для количественных задач предлагаем использовать табличные или стандартные данные.

Для мониторинга успешности формирования и развития универсальных учебных действий через решение ситуационных задач был разработан уровневый аппарат. (Приложение 1, с. 19)

В Приложении 1 приведена теория, методика применения и картотека ситуационных задач с историческим содержанием для уроков физики в 7 классе, которая позволяет подробно познакомиться с авторским видением использования данного средства обучения.

Продукт опыта / проекта Методическое пособие «Ситуационные задачи с историческим содержанием по физике, 7 класс»
Затруднения в реализации, риски Затруднения связаны с поиском в различных источниках литературы (статьях журналов, газет, интернет-изданий) сюжетов в основе, которых есть физические явления. Собранные в пособии ситуации обогатят и разнообразят ход урока физики или внеурочного занятия.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Опыт применения ситуационных задач реализован в МБОУ СОШ № 56 города Кирова и тиражирован в МБОУ СОШ № 75 г. Рязани в рамках проекта ФГБОУ ВО

«Вятский государственный университет» «Педагогический потенциал ситуационных задач с историческим содержанием» в 2020 — 2021 годах. Результаты применения задач по авторской методике получили ряд положительных отзывов педагогов-предметников.

Мотивация обучающихся к изучению физики повышается в результате применения ситуационных задач с историческим содержанием. Ученики лучше справляются с заданиями ВПР по физике, в которых часто присутствует сюжетность и большой объем текста.

Публикации

по теме опыта

Авторское методическое пособие

 

Шеромова, Т. С. Ситуационные задачи с историческим содержанием по физике [Текст] : учебно- методическое пособие для учителя физики / Т. С. Шеромова. – Киров : ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2021 – 97 с.

 

Шеромова Т.С. Ситуационные задачи с историческим содержанием как средство реализации ФГОС [электронный ресурс] / Т. С. Шеромова // Международный вестник фундаментальных исследований. – 2019. – № 6. URL: https://fundamental-messenger.ru/journal/issue-6/article-38/

 

Шеромова Т.С.  Процесс решения ситуационных задач с историческим содержанием в контексте нейропедагогики/ Т. С. Шеромова // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. Вятский государственный университет. Киров, 2020. С. 424-432.

 

Шеромова Т.С.  Web-квест на основе ситуационных задач с историческим содержанием/ Т. С. Шеромова // Современные образовательные Web-технологии в реализации личностного потенциала обучающихся. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Арзамас, 2020. С. 292-295.

 

Шеромова, Т. С. Педагогический потенциал ситуационных задач с историческим содержанием для уроков изобразительного искусства / Т. С. Шеромова, С. И. Иванова // Перспективы развития современных социально-экономических процессов : Сборник научных трудов по материалам XIV Международной научно-практической конференции, Анапа, 22 марта 2021 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. – С. 70–74.

Экспертное заключение Методическое пособие рекомендовано к печати, так как работа является актуальной и методически ценной с точки зрения требований современных ФГОС
Ф.И.О. эксперта Коршунова Ольга Витальевна, д.п.н, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВО

«Вятский государственный университет»

Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Естественно-научные предметы: Физика

Приложения 1)      Фрагмент пособия, Шеромова, Т. С. Ситуационные задачи с историческим содержанием по физике [Текст] : учебно- методическое пособие для учителя физики / Т. С. Шеромова. – Киров : ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2021

2)      Статья, Шеромова Т.С.  Процесс решения ситуационных задач с историческим содержанием в контексте нейропедагогики/ Т. С. Шеромова // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. Вятский государственный университет. Киров, 2020. С. 424-432

Приложение_1
Скачать файл
Приложение_2
Скачать файл