ФИО
Касаткина Татьяна Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель французского языка
СТАЖ РАБОТЫ
25 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка», 610000, г. Киров, ул. Свободы, 76, т. (8332) 64-82-31, vhg@vhg.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
общеучебные умения и навыки, учебно-познавательная мотивация
В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение иностранному языку приобретает особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности учащегося. Современная действительность, касающаяся изменений в общественных отношениях, средствах коммуникации, требует повышения коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся.
Ф.И.О.: Касаткина Татьяна Юрьевна | |
Учреждение: КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка», 610000, г. Киров, ул. Свободы, 76, т. (8332) 64-82-31, vhg@vhg.ru. | |
Должность: учитель французского языка | |
Стаж работы: 25 лет | |
1. Тема инновационного педагогического опыта: Развитие коммуникативной и социокультурной компетенций обучающихся на уроках французского языка как второго иностранного | |
2. Источник изменений: Требование нового подхода к процессу и результатам обучения | |
3. Идея изменений: Увеличение информативного объёма знаний учащихся, практико-ориентированная направленность, мотивация к обучению, помощь в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся | |
4. Концепция изменений: Способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного, активного поиска информации и продуктивного усвоения знаний. Развитие социокультурной компетенции. | |
Актуальность | В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение иностранному языку приобретает особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности учащегося.
Современная действительность, касающаяся изменений в общественных отношениях, средствах коммуникации, требует повышения коммуникатив- ной и социокультурной компетенции учащихся. |
Новизна | Организация групповой работы учащихся в соответствии с требованиями ФГОС |
Ожидания | Успешное формирование универсальных умений (формирование и развитие познавательного интереса, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности). Готовность к участию в межличностном и межкультурном взаимодействии. |
Затруднения в реализации, риски | Затраты времени на подготовку урока, недостаточная мотивация учащихся, недостаточная материально-техническая оснащённость кабинета иностранного языка. |
5. Условия реализации изменений:
— выявление пробелов в знаниях и умениях обучающихся, — использование учителями иностранного языка, преподающими французский язык как второй иностранный на уроках или во внеурочной деятельности, — доступность для любого учителя, четко осознающего преимущества нового подхода к обучению и стремящегося совершенствовать свою профессиональную компетентность. |
|
6. Результат изменений: расширение социокультурного кругозора учащихся, способствующего качественному усвоению учебного материала. | |
7. Публикации: данная статья получила положительную экспертную оценку и опубликована на Всероссийском образовательном портале «Продленка» (www.prodlenka.org.) — https://www.prodlenka.org/profile/643376/publications | |
8. Описание инновационного опыта учителя
В условиях перехода на ФГОС роль иностранного языка в формировании базовых компетенций возрастает. В настоящее время возрастает потребность в специалистах со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность. Школа призвана обеспечить формирование целостного миропонимания и развитие культуры межэтнических отношений. Отсюда наряду с совершенствованием коммуникативной компетенции возникает потребность в развитии социокультурной компетенции учащихся. Формирование коммуникативной компетенции позволяет учащимся использовать французский язык в наиболее типичных ситуациях речевого общения в соответствии с их реальными и актуальными потребностями и интересами: — сообщать и запрашивать информацию различного характера, — последовательно и логично высказываться, — адекватно реагировать на высказывания партнера по общению. Опыт показывает, что социокультурная тематика, отвечающая возрастным особенностям учащихся и насыщенная аутентичными текстами (энциклопедическими справками, историческим материалом и т.д.) даёт возможность учащимся принимать активное участие в общении на социально значимые темы. Формирование коммуникативной и социокультурной компетенции на уроках французского языка осуществляю через применение ИКТ. Ребята знакомятся с культурой стран изучаемого языка и учатся находить полезную информацию на иноязычных сайтах и использовать её при подготовке к устному аргументированному высказыванию, проектов, исследований. На этих сайтах можно также повторить грамматический материал и пройти тестирование в режиме онлайн. Мой опыт показывает, что работа, организованная в таком режиме на уроках французского языка: — повышает мотивацию учащихся к изучению языка, интерес к странам изучаемого языка, нравам и обычаям французов, — активность по самостоятельному поиску информации, — позволяет индивидуализировать процесс обучения, — способствует раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, — способствует формированию социокультурной компетенции. Грамотный подбор учебного материала способствует успешной реализации требований ФГОС. Универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные, личностные и регулятивные) обеспечивают качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения. |
|
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Составляющие образования Обучение, воспитание | |
Ключевые слова учебно-познавательная мотивация, общеучебные умения и навыки, иноязычная коммуникативная и межкультурная компетенции, личностно-деятельностно-коммуникативная технология | |
Приложение: методическая разработка с приложениями (Тексты социокультурной направленности по теме «Образование», интернет ресурсы), презентация PowerPoint. |