ФИО
Гимранова Александра Игоревна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
4 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №48» города Кирова sch48@kirovedu.ru 8 (8332) 36–57–70.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
творческий потенциал школьника, интерпретация текста, фонохрестоматия, Выразительное чтение
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в следующем: процесс создания фонохрестоматии по литературе способствует пониманию искусства слова, формирует эстетически развитую личность, способную воспринимать красоту на личном уровне, значимом для каждого. Выразительное чтение и создание фонохрестоматии как итог этой работы являются формой интерпретации художественного произведения, помогают в полной мере постигнуть школьникам идейно-художественную суть изучаемого произведения, развивают эмоциональную сферу, учат творческому подходу к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, способствуют развитию устной речи. Восприятие текста (в том числе и художественного), умение его интерпретировать – это одна из главных составляющих освоения основной образовательной программы основного общего образования, без которого невозможно достижение высоких предметных результатов по любым предметам. Обучение выразительному чтению как форме интерпретации художественного произведения способно обеспечить занимательность и дать учащимся необходимый эмоциональный стимул к чтению, ведь оно связанно с личными впечатлениями и жизненным опытом учащихся. Такая работа направлена, прежде всего, на то, чтобы школьники «полюбили книгу, научились познавать по книге не только окружающий мир, но и самих себя».
Ф.И.О. | Гимранова Александра Игоревна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №48» города Кирова
sch48@kirovedu.ru 8 (8332) 36–57–70.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Должность | Учитель русского языка и литературы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стаж работы | 4 года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Тема инновационного педагогического опыта | Создание школьниками фонохрестоматии по литературе как средство достижения ими образовательных результатов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Источник изменений | Источником изменений можно считать:
1) требования обновленных ФГОС к образовательным результатам школьников; Для нашего инновационного опыта актуальными являются: — метапредметные результаты — «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью»; — предметные результаты — «формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления»; — личностный результат — «стремление к самовыражению в разных видах искусства». 2) необходимость развития такого направления функциональной грамотности как читательская грамотность. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Проанализировав материалы экзаменационных испытаний за курс средней школы (устная часть экзамена по русскому языку, материалы итогового сочинения по литературе), наблюдая за уровнем речевого развития школьников, мы можем сделать вывод, что многие ученики в недостаточной мере владеют навыками правильной и выразительной устной и письменной речи. Им сложно сформулировать свои мысли, выразив их четко и правильно. В связи с этим, мы можем говорить о проблеме постижения художественного произведения школьниками, о недостаточной глубине личной интерпретации текста. 3) важность учета виртуальной реальности, которая оттесняет живое слово, культуру чтения. С этим связано заметное падение культуры общения, грамотности и общего уровня образованности. Современные школьники предпочитают реальному общению виртуальное и лишают себя красоты выразительно звучащего слова. Но при этом они хотят проявить свои таланты. Такую возможность школьники получают благодаря работе по созданию фонохрестоматии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Идея изменений | Ведущая педагогическая идея опыта заключается в следующем: процесс создания фонохрестоматии по литературе способствует пониманию искусства слова, формирует эстетически развитую личность, способную воспринимать красоту на личном уровне, значимом для каждого. Выразительное чтение и создание фонохрестоматии как итог этой работы являются формой интерпретации художественного произведения, помогают в полной мере постигнуть школьникам идейно-художественную суть изучаемого произведения, развивают эмоциональную сферу, учат творческому подходу к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, способствуют развитию устной речи. Восприятие текста (в том числе и художественного), умение его интерпретировать – это одна из главных составляющих освоения основной образовательной программы основного общего образования, без которого невозможно достижение высоких предметных результатов по любым предметам. Обучение выразительному чтению как форме интерпретации художественного произведения способно обеспечить занимательность и дать учащимся необходимый эмоциональный стимул к чтению, ведь оно связанно с личными впечатлениями и жизненным опытом учащихся. Такая работа направлена, прежде всего, на то, чтобы школьники «полюбили книгу, научились познавать по книге не только окружающий мир, но и самих себя». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Концепция изменений: Не вызывает сомнений тот факт, что чтение, анализ и интерпретация художественных произведений являются основными средствами развития читателя-школьника при изучении литературы в школе. Традиционно выразительное чтение в теории и методике обучения литературе было и остается одним из важнейших средств литературного развития школьников, неотъемлемой частью процесса обучения. По мнению исследователей-теоретиков и практикующих учителей, упражнения и приемы, направленные на формирование у школьников выразительного чтения, помогают повысить уровень внимания школьников к литературному произведению, пониманию его единства содержания и формы, развитию эмоциональной сферы обучающихся, воображения и мышления (В.П. Острогорский, М.А. Рыбникова, В.Г. Маранцман). Важную работу по развитию теоретических и методических аспектов выразительного чтения проводили педагоги и методисты, которые писали о нем, называя методом изучения литературного произведения (Ю.К. Беседа, Г.И. Беленький, М.М. Бродовский, Б.А. Буяльский, М.Г. Качурин, P.P. Майман). Основная методическая установка, пронизывающая все уроки литературы, должна быть такова: выразительное прочтение художественного произведения – это способ понимания содержания произведения, усвоение прозы или лирики, понимание основного замысла автора, выделение образов и особенностей языка, анализ и интерпретация текста, развитие речевых навыков. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуальность | Работа над формированием навыков осмысленного чтения и постановки грамотной, выразительной речи должна проводиться на уроках русского языка и литературы целенаправленно и системно. Перед современным учителем стоит важнейшая проблема поиска эффективных методов обучения, которые могли бы активизировать нравственно-эстетическую роль чтения, воспитать у школьников полноценное эмоциональное восприятие художественной литературы. Этому способствуют разные виды активной творческой деятельности школьников на уроке литературы, и более всего, на наш взгляд, выразительное чтение и, как итог интерпретационной деятельности, создание фонохрестоматии по литературе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новизна | Обращение к фонохрестоматии — это традиционная форма работы на уроках литературы. Аудиозаписи литературных произведений русских и зарубежных писателей в исполнении известных мастеров актерского искусства и связанные с ними вопросы и задания предлагают возможности для восприятия, понимания и интерпретационного обсуждения художественных произведений на уроке.
Новизна нашего подхода заключается в определении эффективных способов формирования навыков выразительного чтения как формы интерпретации художественного произведения на уроке литературы в 6 классе и создании собственной фонохрестоматии как результат интерпретационной работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидания | Одним из признаков правильного понимания текста является его выразительное прочтение. Школьник сможет проявить свое творчество в полной мере через выразительное прочтение художественного произведения. Такое чтение ярко продемонстрирует понимание школьником идеи, целей и задач автора, поможет осознать, сформулировать и высказать свое отношение к прочитанному, оформить свое высказывание в выразительную, эстетически приятную форму — выразительного чтения. Несомненную роль в овладении этим навыком будет играть использование на уроке самостоятельно созданной школьниками «звучащей литературы» — фонохрестоматии. Такая работа будет способствовать росту интереса к чтению произведений, формирующим правильные жизненные ориентиры, приобщающих к вечным ценностям жизни, эффективному формированию личностных результатов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Затруднения в реализации, риски | Обстоятельствами, усложняющими составление фонохрестоматии школьниками, выступают следующие:
1) технические: компьютеризация ОО и наличие компьютера у обучающихся, владение современными информационными технологиями; 2) личностные: недостаточное владение участников проекта проектными и исследовательскими умениями; 3) коммуникативные: трудности взаимодействия между учениками внутри класса или группы; 4) дидактические: трудности осмысления и практического перенесения полученных теоретических знаний на практику; трудности, связанные с организацией учебного процесса. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Условия реализации изменений | Для эффективной организации работы по составлению школьниками фонохрестоматии необходимо соблюдение следующих условий:
1) определенный уровень методологической культуры, позволяющий рассматривать составление школьниками фонохрестоматии как средство развития их личности, способ достижения ими образовательных результатов 2) умение проектировать совместную со школьниками деятельность по составлению фонохрестоматии и методические продукты проекта на уроках литературы, классных часах и внеурочной деятельности; 3) моделировать уроки, подготовленные с учетом приемов и форм работы с выразительно звучащим словом; 4) разрабатывать и внедрять рабочие программы внеурочной деятельности, направленные на воспитание нравственной и духовной основы обучающихся средствами художественной литературы; формирование культурной и читательской грамотности подрастающего поколения, формированию высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Обучение выразительному чтению на уроках литературы и во внеурочной работе учащихся способствовало повышению их интереса к чтению и анализу литературных произведений, уровня восприятия и понимания литературных произведений, совершенствованию техники речи, развитию их читательских и коммуникативных умений. Учащиеся 6 «Б» и 6 «В» класса в течение года увеличили скорость и качество чтения: учащихся, читающих выше нормы и норму слов, стало больше. Учащиеся 6 «Б» класса показали значительный количественный рост итоговых показателей процента, справившихся с заданием, направленным на проверку техники чтения учащихся шестых классов. Отметим также, что увеличилось количество школьников, принимающих активное участие в международных конкурсах чтецов «Живая классика», «Страница 19», «2018(2019) секунд чтения» и добивающихся успехов. Так ученик 6 «Б» класса представлял школу на муниципальном этапе конкурса «Живая классика-2018». Ребята, работающие над созданием фонохрестоматии в 2018, 2019, 2020 году, успешно справились с устным собеседованием по русскому языку.
Таким образом, проекты по созданию фонохрестоматий по литературе не только помогли юным чтецам развить творческий талант, но и предоставили возможность каждому оформить свой итог интерпретационной работы над лирическим произведением в виде выразительного прочтения стихотворения, которое было включено в общий сборник. Эта работа, вне всяких сомнений, направлена на раскрытие и развитие индивидуальных творческих потребностей, возможностей и способностей современного школьника. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Публикации
(Только по теме опыта) Можно указать материалы, представленные в интернете (указать адрес) |
Гимранова А.И. Выразительное чтение как форма интерпретации художественного произведения. Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» № 4 (56)/2020 стр. 24–26.
Гимранова А.И. Затруднения школьников при освоении мыслительных операций. Устойчивое развитие науки и образования. 2019. №1. С. 231–235.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Описание инновационного опыта учителя
|
Цель инновационного педагогического опыта: определить теоретические основания и логику составления школьниками фонохрестоматии для достижения ими образовательных результатов
Сущность опыта: Реализованы проекты по созданию фонохрестоматий на темы: «Родная природа в лирике поэтов XIX-XX вв». (2018–2019), «Строки, опаленные войной» (2019-2020) Реализуются методические продукты проекта на уроках литературы, классных часах и внеурочной деятельности. Разработаны конспекты уроков, подготовленных с учетом приемов и форм работы с выразительно звучащим словом. Разработана и внедрена рабочая программа внеурочной деятельности: «Мастерская речевого творчества, постановки голоса и выразительного чтения» для шестиклассников, направленная на создание условий по воспитанию нравственной и духовной основы обучающихся средствами художественной литературы; формированию культурной и читательской грамотности подрастающего поколения, формированию высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров. Алгоритм создания школьниками фонохрестоматий состоит в следующем:
Итак, выразительное чтение на уроке литературы — осознанное, глубокое чтение, в котором находит выражение личное отношение читателя к теме произведения, к поднятым автором проблемам, к авторской позиции и средствам ее раскрытия, к героям произведения. Иначе говоря, это чтение, являющееся способом передачи жизненной позиции читателя, его личностно значимых установок и ориентиров, индивидуального понимания художественного текста. Именно в таком чтении и раскрывается читательская оценка, результат внутренней аналитической работы над текстом находит выход в выразительном слове, объединенном в авторском сборнике фонохрестоматии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспертное заключение |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составляющие образования | Обучение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова | Выразительное чтение, фонохрестоматия, интерпретация текста, творческий потенциал школьника
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение | Приложение 1 Конспект урока литературы «Выразительность звучащего слова».
Приложение 2 Презентация «Фонохрестоматия по литературе» |