ФИО
Левина Екатерина Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель математики
СТАЖ РАБОТЫ
15 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10 им. К.Э.Циолковского» города Кирова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Тремя китами системно – деятельностного подхода является триада САМО: САМОконтроль, САМОоценка, САМОстоятельность ученика при полном понимании того, что и зачем он делает.
Апробация и внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие каждого ученика.
Хороший учитель не просто мечтает об успехах своих учеников, а делает всё возможное, чтобы каждый ученик сумел найти свой собственный путь к успеху.
Ф.И.О. | Левина Екатерина Николаевна |
Организация | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10 им. К.Э.Циолковского» города Кирова |
Должность | Учитель математики |
Стаж работы | 15 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Реализация системно – деятельностного подхода на уроках математики
|
Ключевые слова | Системно – деятельностный подход к обучению |
Аннотация (не более 500 знаков) | Тремя китами системно – деятельностного подхода является триада САМО: САМОконтроль, САМОоценка, САМОстоятельность ученика при полном понимании того, что и зачем он делает.
Апробация и внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие каждого ученика. Хороший учитель не просто мечтает об успехах своих учеников, а делает всё возможное, чтобы каждый ученик сумел найти свой собственный путь к успеху. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В современном мире идет снижение интереса учащихся к процессу обучения, и в частности, к процессу обучения математике. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. |
Актуальность | Системно – деятельностный подход направлен на полноценное становление творческой, самостоятельной, ответственной, коммуникабельной личности, способной действовать в различных проблемных ситуациях. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению. |
Новизна | Отличительная особенность ФГОС — это его деятельностный характер, который нацеливает на развитие личности ребёнка, на овладение им системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе интенсивной учебной деятельности. Системно – деятельностный подход призван обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся. Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью, как развитые универсальные учебные действия. |
Описание инновационного опыта | Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в овладении новыми знаниями и умениями.
Мне хочется рассказать о деятельностном подходе в обучении математике. Современный урок — это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста. Процесс построения системы уроков происходит в следующей последовательности: 1) подготовка места для нового элемента системы (воспроизведение и фиксация знаний, умений и навыков для построения нового элемента: правило, алгоритм, понятие и др.); 2) построение нового элемента системы и установления первичных связей с исходными элементами (вывод правила, алгоритма, формулы); 3) коррекция нового элемента (применение правила, формулы, алгоритма при решении задач); 4) установление связей между новыми и исходными элементами системы; 5) контроль деятельности системы. Следовательно, для реализации учебного процесса в рамках технологии необходимо разработать уроки, которые соответствуют каждому из выделенных этапов. В соответствии с этим уроки системно – деятельностного подхода по целеполаганию делятся на четыре группы: • уроки «открытия» нового знания; • уроки рефлексии; • уроки общеметодологической направленности; • уроки развивающего контроля. На мой взгляд, уроки развивающего контроля являются сами сложными и наиболее время затратными в подготовке, в связи с этим прикладываю разработку занятия по геометрии в 9 классе «Площади фигур». Данное занятие было апробировано на кружке «Абитуриент» для 9 классов, направленное на подготовку к ОГЭ по математике. В условиях применения деятельностного подхода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю — не знаю», «умею — не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу «обучения через всю жизнь». Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях придется заниматься всю сознательную жизнь. |
Продукт опыта / проекта | Разработка занятия на основе системно – деятельностного подхода «Площади фигур» |
Затруднения в реализации, риски | Учебные занятия контроля и коррекции знаний направлены на выявление проблем обещающихся самостоятельно, основой лежит самопроверка. Построение собственного маршрута движения. Одним из затруднений может быть не честность учащихся к самому себе, своим возможностям. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | В целом после проведенных занятий по технологии системно –деятельностного подхода, повышается уровень знаний учащихся, а также интерес к обучению. Побуждается интерес учащихся к созданию проектной деятельности, увеличивается количество учащихся принимающих участие в конкурсах разного уровня. |
Публикации
по теме опыта |
Проведение занятия на основе системно – деятельностного подхода «Площади фигур» для слушателей курсов КОГОАУ ДПО ИРО Кировской области с представлением опыта работы в рамках курсов «Современные аспекты преподавания математики в условиях реализации ФГОС (модуль «Формирование единых подходов к оцениванию ВПР по математике)» Справка №939 от 03.04.2019г. |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, доцент кафедры предметных областей |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ\Основное и среднее образование\Математика и информатика |