ФИО

Дрягина Татьяна Леонидовна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель

СТАЖ РАБОТЫ

25 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска» 613340 Кировская область г. Советск, ул. Красноармейская, д. 47 Тел./факс (83375)2-19-52, тел. (83375)2-25-51 Е-mail: Sovetsk-school@yandex.ru

В программе курса коррекционно-развивающей области «Деловое письмо» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1), собран и систематизирован материал по работе с деловыми бумагами. Изучение курса способствует повышению компетентности обучающихся с умственной отсталостью при работе с деловыми бумагами, успешной социальной адаптации

Ф.И.О. Дрягина Татьяна Леонидовна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска»

613340 Кировская область г. Советск, ул. Красноармейская, д. 47

Тел./факс (83375)2-19-52, тел. (83375)2-25-51

Е-mail: Sovetsk-school@yandex.ru

Должность учитель
Стаж работы 25 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Формирование умения обучающихся с умственной отсталостью создавать письменное высказывание в виде текста делового документа
Ключевые слова Деловое письмо, деловые бумаги, обучающиеся с умственной отсталостью
Аннотация (не более 500 знаков) В программе курса коррекционно-развивающей области «Деловое письмо» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1), собран и систематизирован материал по работе с деловыми бумагами. Изучение курса способствует повышению компетентности обучающихся с умственной отсталостью при работе с деловыми бумагами, успешной социальной адаптации
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В программном материале учебного предмета «Русский язык» имеются темы делового письма, но этого крайне недостаточно, т.к. обучающимся с умственной отсталостью, в силу особенностей психической деятельности, требуется больше времени на изучение материала, а также максимальная опора на практическую деятельность и опыт. Выделение тем по деловому письму в отдельный курс позволяет систематизировать работу формированию умения обучающихся с умственной отсталостью создавать письменное высказывание в виде текста делового документа
Актуальность Деловые бумаги занимают значительное местов жизни современного человека. Одной из задач в обучении детей с умственной отсталостью является подготовка к практической жизни, в которой оформление и ведение различного рода деловой документации занимают важное место. Следовательно, необходимо особое внимание уделить формированию навыка работы с деловыми бумагами и документацией
Новизна Новизна заключается в выделении из программного материала учебного предмета «Русский язык», изучаемого на втором этапе обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тем, касающихся деловой документации; дополнении, расширении содержания изучаемого материала и оформление его в отдельную программу. В программу включены темы, в соответствие с современными тенденциями («Банковская карта», «Электронная почта и электронное письмо», «Паспорт» и т.п.). Составлен алгоритм работы над деловыми бумагами
Описание инновационного опыта В образовании обучающихся с умственной отсталостью существует опыт создания рабочих программ в области делового письма, но все они составлены для обучающихся третьего этапа (10-12 классы). Считаю, что целесообразно изучать курс «Деловое письмо» в 8-9 классах, т.к. этот период является оптимальным в повышении компетентности обучающихся при работе с деловыми бумагами.

Представленная программа носит концентрический характер.

Цель курса: совершенствование умений обучающихся создавать письменное высказывание в виде текста делового документа.

Задачи:

·         формирование умения определять, в каких случаях конкретная деловая бумага применяется;

·         формирование умения выявлять обязательные элементы, характерные только для данного документа;

·         формирование умения работать по образцу;

·         формирование умения грамотно заполнять деловые бумаги.

Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы, речевые штампы (расписка, заявление, и др.) к бумагам, требующим творческого подхода, самостоятельности высказывания мыслей в письменной форме (заметка, отзыв о книге).

Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью, уровня их знаний и умений.

Алгоритм работы над деловыми бумагами:

1.      Выявление случаев применения данной деловой бумаги.

2.      Анализ стандартного образца (выявление структуры, обязательных элементов, специфичных только для данного документа).

3.      Работа по образцу

— анализ документа с новым содержанием (по вопросам педагога)

— коллективное составление деловой бумаги после разбора образца)

— самостоятельное составление документа (на темы, данные учителем или предложенные учениками)

Формы организации обучения: беседы, экскурсии, практические работы, деловые игры.

Формы контроля: составление деловых бумаг, тест.

Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционного курса «Деловое письмо» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных (представлены в программе).

При изучении деловых бумаг предусмотрена опора на образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приеме на работу, заявление в организации СПО, образец трудового договора и т.п. в результате работы формируется «Справочник выпускника», которым он будет пользоваться в дальнейшем.

Продукт опыта / проекта Программа курса коррекционно-развивающей области «Деловое письмо» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Затруднения в реализации, риски Для педагога является затратным по времени подготовка к уроку, т.к. нет учебников по данному курсу. Необходимо грамотно отобрать материал по изучаемой теме
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Планируемые предметные результаты отражают овладение обучающимися знаниями и умениями по коррекционному курсу «Деловое письмо» и готовность их применения.

У обучающихся к концу 9 класса сформированы интерес к изучению родного языка, умение грамотно заполнять деловые бумаги; развиты коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

Наблюдается положительная динамика в развитии личностных результатов

Публикации

по теме опыта

Нет

 

Экспертное заключение  
Ф.И.О. эксперта  
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование

Программа курса Деловое письмо
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл