ФИО

Пономарева Татьяна Валерьевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

29 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск" 613260, Кировская обл, Нагорский район, пгт Нагорск, ул. Советская ,169 8(83349)2-17-89 mounag@inbox.ru

Современный урок, прежде всего – это постоянно развивающиеся классические формы урочного преподавания, сочетающие в себе нетрадиционные технологии и обеспечивающие эффективную социализацию личности учащихся. Это предлагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации по поставленной задаче, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. В работе представлено практическое обоснование урока – исследования.

Ф.И.О. Пономарева Татьяна Валерьевна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск»

613260, Кировская обл, Нагорский район, пгт Нагорск,

ул. Советская ,169

8(83349)2-17-89

mounag@inbox.ru

Должность учитель начальных классов
Стаж работы 29 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Урок – исследование как одна из форм реализации деятельностного подхода в начальной школе. Урок окружающего мира в 3 классе  по теме «Кожа – надёжная защита организма».
Ключевые слова Универсальные учебные действия, исследование, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Аннотация (не более 500 знаков) Современный урок, прежде всего – это постоянно развивающиеся классические формы урочного преподавания, сочетающие в себе нетрадиционные технологии и обеспечивающие эффективную социализацию личности учащихся. Это предлагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации по поставленной задаче, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем.

В работе представлено практическое обоснование урока – исследования.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Изучая опыт российских ученых-педагогов Василия Васильевича Давыдова и Даниила Борисовича Эльконина, Натальи Ивановны Дереклеевой, наблюдая за детьми на уроках, я пришла к выводу, что транслируемое знание не выполняет роли средства, развивающего личность. Наиболее продуктивным способом освоения человеком мира является включение ученика в процесс добывания знаний, их «порождение заново». Не секрет, что ребенок, который исследует новый материал подобно ученому, запомнит его надолго.
Поиск современных способов обучения привел к освоению и внедрению мною в педагогическую практику технологии урока-исследования.
Актуальность Актуальность данной технологии просматривается с нескольких позиций:
— четкий алгоритм ведения урока и целостность всех его этапов (встреча с проблемой, построение нового знания, рефлексия);

— обращение к субъектному опыту учащихся через контекстную задачу;

— реализация задач междисциплинарной программы «Формирование проектно-исследовательских задач» в ходе решения обозначенной учебной проблемы;

— формирование рефлексивной деятельности учащихся;

— изменение форм взаимодействия между учителем и учащимися;

— приоритет самостоятельной деятельности учащихся.

Так, например, урок-исследование обеспечит самостоятельное получение и усвоение знаний обучающимися.

Главная цель урока-исследования – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Урок — исследование — это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине.

Новизна Новизна данной технологии в новых подходах к конструированию уроков, возможности выбора форм и методов самостоятельной работы учащимися, формуле взаимодействия учителя и учащихся — «коллега» — «коллега».

Урок — исследование отвечает критериям современного урока: урок открытия нового; самореализация ученика; урок коммуникаций; урок-создание образовательного продукта.

Описание инновационного опыта Современный урок, это постоянно развивающиеся классические технологии и обеспечивающие эффективную социализацию личности учащихся. Это – предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации по поставленной задаче, уметь анализировать информацию. Применять полученные знания для решения проблем.

Современные уроки в начальной школе будут более продуктивными, если погрузить ребенка в исследовательский режим. Одной из форм урока является урок — исследование.

Следует сразу отметить: нельзя отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование.

Исследовательская деятельность – более широкое понятие, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом.

Под уроком – исследованием понимается деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся).

Главная цель урока – исследования — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Урок исследование можно построить в разной логике: индуктивного открытия (переход от изучения составных частей к целостному объекту), дедуктивного доказательства (от общего к частному).

Для начальной школы больше подходит тип урока с индуктивной логикой. Это связано с такой отличительной особенностью детской индукции как недостаточная критичность, а также недостаточное умение выделить главное.

В начальной школе приемлемы следующие уровни реализации исследовательского обучения: учитель ставит проблему, а решение ее предстоит найти учащемуся самостоятельно. Можно брать не весь урок – исследование, а отрабатывать отдельные приемы (проведение эксперимента, работа с источниками информации, подготовка сообщений по теме).

Тема урока должна быть оригинальной и доступной, такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. На каждом уровне работы учитель заранее определяет используемые методы исследования.

Педагогу необходимо на протяжении всего урока способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе, поощрять творческие проявления учащихся и стремление к творческому поиску.

 

Структура урока

I. Организационный момент и мотивации.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

II. Постановка проблемы.

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

Построение проекта выхода из затруднения.

III. «Открытие» нового знания: наблюдения и исследования

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для подтверждения гипотезы, нахождения решения проблемы.

1). Работа со словарём.

2). Практическая работа

(использование нетбуков RAYbook, электронного микроскопа)

IV. Физкультминутка.

Цель: смена видов деятельности

V. Первичная проверка понимания.

Цель: формировать полученные знания

VI. Стадия рефлексии.

Цель: подведение итогов урока

VII. Домашнее задание (по выбору детей).

Цель: согласовать домашнее задание.

Отличительной чертой урока – исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчиненность одной функции – открытию или доказательству какого – то нового знания, идее урока.

Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине.

Продукт опыта / проекта Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема: «Кожа – надёжная защита организма»
Затруднения в реализации, риски Проведение урока-исследования требует тщательной подготовки.

Необходимо:
1.Сформулировать обобщение урока (содержательно-смысловой стержень урока).
2. Определить и подобрать материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение.
3. Определить тип учебного исследования (типы могут быть: рефераты, исследования, проекты).
4.Сконструировать проблемную ситуацию.
5. Продумать состав групп, распределить материал по группам, определить форму представления работы.

Исследовательская деятельность требует умение работать с информацией, наблюдать, делать выводы.

Не менее важно знать педагогам, которые моделируют уроки — исследования, что на этапе исследования, необходимо тщательно продумать пошаговую инструкцию для детей. Инструкция поможет самостоятельно провести исследовательскую работу, открыть новые знания и сделать выводы.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (применение предлагаемых способов обучения и воспитания) Использование технологии урока-исследования дает положительные результаты. Дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Таким образом, учителю данная технология помогает решить задачу мотивации и активизации всех участников образовательного процесса; формировать УУД (личностные, предметные и метапредметные), развивать творческие, исследовательские и коммуникативные способности учащихся.

Публикации

по теме опыта

Урок – исследование «Кожа – надёжная защита организма». Образовательный портал «Продлёнка». Свидетельство о публикации в Эл. СМИ серия 110165 – 572815, от 09.04.2024 г.

https://www.prodlenka.org/profile/110165

Экспертное заключение В методической разработке «Урок – исследование как одна из форм реализации деятельностного подхода в начальной школе. Урок окружающего мира в 3 классе  по теме «Кожа – надёжная защита организма»» автор показывает отличие исследовательской деятельности учащихся от урока – исследования, уделяет большое внимание особенностям урока-исследования, его этапам, целям каждого этапа, подготовке учителя к такому уроку.

В технологической карте урока подробно описаны действия учителя и действия обучающихся на каждом этапе урока – исследования.

В ходе урока, учитель решает обучающие задачи (сформировать первичное представление о коже, ее строении и функциях), а также способствует развитию у учащихся умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, создает условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности, способствует воспитанию бережного отношения к организму и здоровью, доброжелательному отношению учащихся друг к другу, формирует умение работать в парах, умение слушать и слышать собеседника.

Данная методическая разработка призвана помочь учителям в подготовке и в проведении уроков – исследований, уроков окружающего мира в начальной школе.

Ф.И.О. эксперта Кожинова Н.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) Начальное общее образование
Приложения
Скачать файл
экспертное заключение
Скачать файл
Технологическая карта урока. Кожа
Скачать файл