ФИО

Трухина Лариса Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель биологии

СТАЖ РАБОТЫ

28 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д. 17, факс/ телефон (83334)6-29-29 e-mail: vpschool3@mail.ru

Реализация программы позволяет формировать и развивать естественнонаучную грамотность учащихся за счет обогащения содержательных линий практико-ориентированными заданиями, увеличения количества лабораторных и практических работ. Инструктивные карточки к практическим работам содержат задания из компетентностных областей: научное объяснение явлений, понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Трухина Лариса Владимировна

Учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д. 17, факс/ телефон (83334)6-29-29 e-mail: vpschool3@mail.ru

Должность Учитель биологии
Стаж работы 28 лет
1.          Тема инновационного педагогического опыта

Развитие естественнонаучной грамотности учащихся через реализацию программы дополнительного образования «Практическая биология» (с использованием оборудования «Точка роста»)

2.        Источник изменений

Естественнонаучная грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности. Международные исследования, такие как PIRLS (исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (исследование качества математического и естественнонаучного образования), PISA (программа по оценке образовательных достижений обучающихся), в последние годы стали оказывать большое влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. По результатам этих исследований Россия занимает далеко не лидирующие позиции. Российские школьники показывают достаточно высокий уровень предметных знаний и умений, но в то же время, они испытывают определенные затруднения в области применения этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Учащиеся не могут объяснить с научной точки зрения явления и процессы в природе, затрудняются в интерпретациях данных и использовании научных доказательств для получения выводов.

Урочная деятельность направлена зачастую на формирование предметных знаний и умений; развитием метапредметных знаний, понимания особенностей естественнонаучного исследования призвано дополнительное образование.

3.        Идея изменений

Программа элективного курса «Практическая биология» позволяет расширить предметные знания учащихся, сохранить их практико-ориентированность, научить учащихся применять соответствующие знания для объяснения явлений и процессов в живой природе, распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах, строить исследовательскую деятельность.

4. Концепция изменений

Основу реализации Программы составляет системно-деятельностный подход, современные педагогические технологии: критического мышления, проблемного обучения, проектной деятельности, IT-технологии.

Актуальность

 

 

 

Реализация программы позволяет формировать и развивать естественнонаучную грамотность учащихся за счет обогащения содержательных линий практико-ориентированными заданиями, увеличения количества лабораторных и практических работ. Инструктивные карточки к практическим работам содержат задания из компетентностных областей: научное объяснение явлений, понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Новизна Программа представляет собой оригинальный педагогический продукт и включает традиционные разделы:

— пояснительную записку (отражает цели, задачи, принципы составления программы; включает требования к уровню подготовки учащихся, обязательный минимум содержания образования по предмету в рамках дополнительного образования);

— учебно-тематический план;

— приложение (включает практические работы с заданиями, позволяющими развивать естественнонаучную грамотность учащихся. При составлении этих заданий используется кодификатор, который применяется для разработки и оценки выполнения заданий по ЕНГ формата PISA).

Также Программа играет пропедевтическую роль при подготовке к курсу «Общей биологии» .

Ожидания Системная работа по реализации программы «Практическая биология» позволит:

— повысить учебно-познавательную мотивацию обучающихся и интерес к изучаемой естественнонаучной сфере знаний;

— расширить и углубить знания учащихся по биологии;

-развить навыки исследовательской деятельности, практических умений в области биологических исследований;

— изучить технику биологического эксперимента;

— развить умения работать с виртуальными экспериментами, для объяснения которых можно напрямую использовать программный материал;

— отработать умения работать с различными источниками информации, развить навыки интерпретации данных.

Затруднения в реализации, риски — Необходимость владения предметом на уровне творчества и инновационность мышления учителя;

-неоднородность сформированности уровня естественнонаучной грамотности обучающихся;

— сложность удержания мотивационной активности учащихся при возрастающей сложности материала;

— техническая недокомплектация оборудования «Точки роста»: цифровая лаборатория содержала датчики, но отсутствовало программное обеспечение Releon Lite (ПО Releon) ― обеспечивающее работу датчиков, сохранение и первичную обработку полученных данных.

5. Условия реализации изменений

 

1.      Готовность учителя работать по предмету с учетом его аксиологической направленности: формировать у детей опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и включать в личностно и социально значимую деятельность.

2.      Интеграция содержания естественнонаучных дисциплин, технологических подходов построения учебных занятий; моделирование проблемных личностно значимых ситуаций.

3.      Единство урочной и внеклассной деятельности.

4.      Оснащённость материально-технической базы по предмету, позволяющей проводить практические и лабораторные занятия, осуществлять исследовательскую деятельность.

6. Результат изменений

Основная концепция курса – это комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярно — клеточного до организменного).

Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент.

В ходе реализации программы дополнительного образования «Практическая биология» происходит повышение ценности образовательного процесса или его отдельного аспекта для личности. Учащиеся стремятся к самостоятельной исследовательской деятельности через перечень практических и лабораторных работ. Результатом реализации программы стала разработка и реализация исследовательских работ — призеров муниципального, регионального и межрегионального уровней, учащиеся становятся победителями и призерами предметной всероссийской олимпиады по биологии и экологии на муниципальном региональном уровнях; приглашаются на очные олимпиады в г. Москва, продолжают обучение в центре дополнительного образования школьников г. Кирова (профильная смена по агроэкологии).

7. Публикации: свидетельство о публикации на страницах СМИ «Завуч. Инфо» серия Б №308206/2022
8. Описание инновационного опыта учителя

В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ современным оборудованием центра «Точка роста». Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения биологии. Появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о биологических процессах и объектах. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности,

что способствует повышению мотивации обучения школьников.

В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения. В то же время отрабатывается методика постановки эксперимента. Предлагаемые в данной программе лабораторные и практические работы снабжены вопросами, которые позволят сформировать и развить естественнонаучную грамотность учащихся. Тематика рассматриваемых экспериментов, количественных опытов, соответствует возрасту учащихся.

Основные задачи и цели курса «Практическая биология» прописаны в программе (Приложение 1).

Структура программы выстраивалась с учетом следующих принципов:

— системности, в соответствии с которым все элементы программы (цели, задачи, содержание, ожидаемые результаты) четко взаимосвязаны, имеют внутреннюю логическую структуру;

— доступности, на основе которого осуществляется отбор регионального содержания общего образования для учащихся;

— преемственности и перспективности, положенные в основу структурирования содержания курса, регулирующего получение учащимися образования, как целостный, непрерывный процесс.

В программе «Практическая биология» отражены требования к уровню подготовки учащихся, которые включают в себя не только знания учащихся по теме, но и умения         использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, что способствует развитию естественнонаучной грамотности учащихся. Разработано календарно — тематическое планирование (Приложение 2).

В программе представлены не только темы учебных занятий и элементы содержания, но и предлагается примерный перечень практических работ. (Приложение 3)

Экспертное заключение: Представленный опыт работы учителя  по реализации программы внеурочной деятельности «Практическая биология» является актуальным и направлен на формирование естественно-научной грамотности обучающихся. Разработанные в рамках программы практические работы по биологии будут интересны педагогам  образовательных организаций, имеющих оборудование центра «Точка роста», что способствует повышению качества биологического образования.
Ф.И.О. эксперта — Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
Составляющие образования — Обучение. Дополнительное образование.
Ключевые слова. Естественнонаучная грамотность. Практико-ориентированные задания
Приложения

Приложение 1. Пояснительная записка к программе «Практическая биология».

Приложение 2. Календарно — тематическое планирование программы «Практическая биология».

Приложение 3. Перечень практических работ.

Приложение1
Скачать файл
Приложение2
Скачать файл
Приложение3
Скачать файл