ФИО

Творческое профессиональное объединение учителей: Кузнецова Ольга Леонидовна, Кунакова Ольга Григорьевна, Полева Алевтина Владимировна, Селезенева Татьяна Васильевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя математики

СТАЖ РАБОТЫ

22 года, 27 лет, 28 лет, 36 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского Кировской области 613150 Российская Федерация, Кировская обл., г. Слободской ул. Гоголя, дом № 97, тел. (83362) 4 – 17 - 89 e-mail slob-skola5@yandex.ru, личные: Кузнецова О.Л. – olgapu21@mail.ru, Кунакова О.Г. - olga170271@mail.ru, Полева А.В. - alechca70@mail.ru, Селезенева Т.В. - seltat63@mail.ru

Одним из основных направлений модернизации современного математического образования является усиление его прикладной направленности. Данный подход акцентирует внимание на умении использовать фундаментальные знания на практике. Прикладная составляющая ориентирована на решение средствами математики практических задач смежных дисциплин и задач из повседневной жизни.

Курс математики 5 — 6 класса – важнейшее звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к систематическому изучению курса алгебры и геометрии.

Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Цель этих задач – формирование умений действовать в социально значимой ситуации. Практико-ориентированные задачи помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и группах, отстаивать свою точку зрения; формировать и развивать стремление к поисковой и творческой деятельности.

Практико-ориентированные задачи, в отличие от стандартных математических задач, обладают своими особенностями:

  • осознанность деятельности и личностная значимость полученного результата;
  • формулировка условия задачи (как правило, это проблемная ситуация, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов математики, других предметов или из жизни, на которые нет явного указания в тексте);
  • различные формы представления информации (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), которые требуют интерпретации, распознавания объектов;
  • указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
  • -полученные в ходе решения результаты требуют оценки с позиций здравого смысла и существующих ограничений на величины.

Другой особенностью практико-ориентированных задач является присутствие различной степени рациональности – это наличие нескольких способов решения задачи. Также, зачастую, в таких задачах достаточно объёмная формулировка условий при наличии избыточных или недостающих данных.

Применение приёмов, методов решения практико-ориентированных задач, направленных на формирование и развитие познавательного интереса, обогатит процесс обучения математике, вовлечёт учащихся в продуктивную деятельность, обеспечит стремление к всестороннему, глубокому изучению предмета, а также смежных дисциплин, приобретению практического опыта в разрешении жизненных ситуаций. Сборник дидактических материалов позволит:

  • Упростить работу учителей при подготовке уроков и занятий внеурочной деятельности. Большой набор задачного материала, собранный в одном месте, позволяет экономить время, отобрать необходимые задачи для проведения конкретного урока в соответствии с поставленными целями.
  • Ученики получат возможность использовать сборник в качестве тренажёра по решению задач определённого типа.
Ф.И.О. Творческое профессиональное объединение учителей: Кузнецова Ольга Леонидовна, Кунакова Ольга Григорьевна, Полева Алевтина Владимировна, Селезенева Татьяна Васильевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского Кировской области

613150 Российская Федерация, Кировская обл., г. Слободской ул. Гоголя, дом № 97,  тел. (83362) 4 – 17 — 89 e-mail   slob-skola5@yandex.ru, личные: Кузнецова О.Л. – olgapu21@mail.ru , Кунакова О.Г. —  olga170271@mail.ru , Полева А.В. —  alechca70@mail.ru , Селезенева Т.В. — seltat63@mail.ru

Должность Учителя математики
Стаж работы 22 года, 27 лет, 28 лет, 36 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Практико-ориентированные задачи на уроках математики для обучающихся 5 – 6 классов»
Ключевые слова Практико-ориентированные задачи, познавательный интерес, методы решения
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Как показывает практика, технология обучения с применением практико-ориентированных заданий, позволяет вовлечь ученика в активную учебно-познавательную деятельность.

Постоянное применение практико-ориентированных задач при обучении математике в школе, позволит учащемуся закрепить и углубить теоретические знания, овладеть умениями и навыками по учебной дисциплине, уметь связывать учебный процесс с реальными жизненными условиями, проявлять инициативу и самостоятельность.

Задания практико-ориентированного содержания необходимо включать в учебный процесс уже в 5 — 6 классах, т.к. с 2020 года изменилась структура ОГЭ по математике. В КИМ включен блок практико-ориентированных заданий, объединенных единым сюжетом. Рассмотрение подобных задач на уроках и внеурочных занятиях способствует достижению необходимого уровня математической подготовки обучающихся для более успешной сдачи ОГЭ.

Актуальность Обучение школьников 5 – 6 классов решению практико-ориентированных задач позволяет решить ряд проблем:

  • мотивация учебной деятельности;
  • актуализация предметных знаний и умений;
  • интеграция знаний по различным предметам;
  • интеграция школьных и внешкольных знаний;
  • достижение метапредметных результатов;
  • развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса;
  • «проблемное» планирование образовательного процесса;
  • подготовка к профессиональному выбору;

·         ориентация в ключевых проблемах современной жизни.

Для того, чтобы максимально использовать возможности введения в учебный процесс практико-ориентированных задач, было принято решение: создать свой сборник дидактических материалов практико-ориентированных задач для обучающихся 5 – 6 классов, как дополнение к действующим УМК по математике.

Новизна Создание и применение сборника практико-ориентированных задач для обучающихся 5 – 6 классов способствует эффективности процесса обучения, достижения планируемых результатов. Дидактические материалы, прежде всего, носят обучающий характер. Представленные материалы могут быть использованы на уроках и внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, а также для организации самостоятельного обучения с использованием элементов дистанционных технологий.
Описание инновационного опыта Создавая сборник, авторский коллектив преследовал главную цель – осуществить подборку практико-ориентированных задач из различных источников по самым значимым темам курса математики 5-6 классов. В сборник вошли задачи из действующих УМК по математике, а также из источников Интернет-ресурсов.

В сборник включены практико-ориентированные задачи из основных разделов:

I.                    Задачи на движение

II.                 Задачи на нахождение числовых величин: периметр, площадь, объём

III.              Задачи на проценты

IV.              Задачи с использованием таблиц, схем, графиков, диаграмм

Каждая тема разделена на три блока: «Это нужно знать», «Решаем вместе», «Задачи для самостоятельного решения». Начало каждого блока в сборнике обозначено определённым логотипом.

Название блока Логотип Содержание
«Это нужно знать» Краткие теоретические сведения по теме

 

«Решаем вместе» Методы решения типовых задач

 

 

«Задачи для самостоятельного решения» Подборка задач как для работы в классе, так и для самостоятельной работы обучающихся

 

Для удобства пользователей внутри каждого тематического раздела идёт сквозная нумерация задач.  В конце сборника приведён список источников, из которых осуществлялся подбор задачного материала.

Задачный материал

Название раздела Типы задач
Задачи на движение

 

·         Простейшие задачи на движение

·         Задачи на движение в противоположных направлениях

·         Задачи на встречное движение

·         Задачи на движение в одном направлении (с отставанием и вдогонку)

·         Задачи на движение по воде

Задачи на нахождение числовых величин: периметр, площадь, объём

 

·         Периметр

·         Площадь

·         Геометрия на клетчатой бумаге

·         Геометрия в пространстве

·         Объём

·         Сложные задачи

Задачи на проценты

 

·         Задачи на нахождение нескольких процентов от числа

·         Задачи на нахождение того, сколько процентов одно число составляет от другого

·         Задачи на нахождение того, на сколько процентов одно число больше (меньше) другого

·         Задачи на нахождение числа по его нескольким процентам

·         Задачи на уменьшение (увеличение) числа на несколько процентов

Задачи с использованием таблиц, схем, графиков, диаграмм ·         Таблицы

·         Схемы

·         Графики

·         Диаграммы (столбчатые и круговые)

Продукт опыта / проекта Сборник дидактических материалов практико-ориентированных задач для обучающихся 5 — 6 классов
Затруднения в реализации, риски 1.Разработанные приёмы должны быть активными, обеспечивать разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, в системе развивать познавательный интерес.

2. Необходимо подкрепить обучающую деятельность учителя и ученика наглядными средствами представления информации, использовать медиаресурсы.

Публикации

по теме опыта

Полева А.В., Селезенева Т.В., Кузнецова О.Л., Кунакова О.Г. «Практико-ориентированные задачи по математике. Дидактические материалы. Пособие для обучающихся 5 – 6 классов» https://yadi.sk/d/hP4RAQbNWWdHbA
Экспертное заключение Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, доцент кафедры предметных областей, к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Математика и информатика

Сборник дидактических материалов
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл