ФИО

Сухих Валентина Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

25 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей» КОГОАУ ВТЛ ул. Ивана Попова, д. 37, г. Киров, 610014 Тел./факс (8332) 56-39-00. E-mail: 43_vtl@mail.ru

Современный ученик, работая в медиапространстве, получает возможность реализовать свой творческий потенциал, совершенствовать личностные качества, развивать речь, взаимодействовать с людьми. Кроме того, медиадеятельность предполагает решение определенных социальных проблем, для этого важно уметь работать в команде единомышленников. Изучение русского языка становится для ученика более осмысленным процессом, т.к. медиадеятельность предполагает достижение определенного ряда результатов освоения основной образовательной программы, например: владения навыками работы с информацией, создания устного монологического высказывания, письменного текста, умения участвовать в диалоге.

Ф.И.О. Сухих Валентина Викторовна
Организация Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей»

КОГОАУ ВТЛ

ул. Ивана Попова, д. 37, г. Киров, 610014

Тел./факс (8332) 56-39-00. E-mail: 43_vtl@mail.ru

Должность Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
Стаж работы 25 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность.

 

Ключевые слова Конкурсное движение, медиапродукт, медиадеятельность, работа в команде.
Аннотация (не более 500 знаков) Современный ученик, работая в медиапространстве, получает возможность реализовать свой творческий потенциал, совершенствовать личностные качества, развивать речь, взаимодействовать с людьми. Кроме того, медиадеятельность предполагает решение определенных социальных проблем, для этого важно уметь работать в команде единомышленников.

Изучение русского языка становится для ученика более осмысленным процессом, т.к. медиадеятельность предполагает достижение определенного ряда результатов освоения основной образовательной программы, например: владения навыками работы с информацией, создания устного монологического высказывания, письменного текста, умения участвовать в диалоге.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект С 2021-2022 уч. года в области началась работа по развитию у обучающихся функциональной грамотности. Профильные ресурсные центры (ПРЦ) города организовали методическую деятельность, связанную с конкретным компонентом функциональной грамотности. ПРЦ КОГОАУ ВТЛ занимался вопросом развития глобальных компетенций у обучающихся. В связи с этим учителя-предметники лицея анализировали свои методические возможности.

Умение решать глобальные проблемы, взаимодействуя с представителями других культур, формируется у людей всю жизнь. Это крайне сложный творческий процесс. В школе важно научить детей взаимодействовать в коллективе, решая общественно значимые проблемы. Такую возможность можно получить, участвуя в движении юных журналистов.

Актуальность Развитие функциональной грамотности – одна из важных задач современного педагога. Важно показать учащимся, где в жизни пригодятся полученные в школе знания. Для успешной деятельности юных журналистов необходимо хорошо знать русский язык, уметь взаимодействовать с людьми, а также обладать творческими способностями для создания качественных медиапродуктов.
Новизна Творческие способности юных журналистов развивают одновременно несколько педагогов, эффективно выстраивая программы элективных курсов и курсов внеурочной деятельности. Педагоги организуют подготовку лицейской команды для участия в конкурсном движении.
Описание инновационного опыта Для современного ученика важно, чтобы он понимал, где в жизни он может применить полученные в школе знания и умения. А жизнь устроена так, что в той или иной ситуации требуются комплексные знания (знания из разных предметных областей одновременно). Поэтому актуальным в сегодняшнем образовании стало развитие у обучающихся функциональной грамотности. Любое обучение эффективно в творческой атмосфере. С развитием творческих способностей ребенок приобретает разные навыки и умения, позволяющие решить многие проблемы.

Творческая деятельность в медиапространстве интересна обучающимся гуманитарного профиля. Чтобы образовательная потребность учеников была удовлетворена, можно использовать межпредметную интеграцию. Подготовка команды лицея к ежегодному фестивалю МедиаРобоВятка осуществляется учителем русского языка и литературы, учителем информатики, руководителем медиацентра.

На уроках русского языка и на занятиях элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 и 11 классах систематизируются знания по стилистике и грамматике. Учащиеся под руководством учителя углубляют знания о языковых особенностях функциональных стилей, о различных жанрах. Изучение публицистического стиля идет синхронно с элективным курсом «Медиакоммуникации» (преподает учитель информатики). Оба учителя объединяют усилия. Учитель русского языка во время изучения публицистического стиля знакомит ребят не только с письменными жанрами (статья, очерк, репортаж и др.), но и с телевизионными (телесюжет, трейлер, бекстейдж, подкаст и др.). Учитель информатики на своем элективном курсе формирует базовые навыки журналиста и оператора, учит работать с программами для создания медиапродуктов, формирует у учащихся культуру поведения в медиапространстве.

Полученные знания и умения ребята применяют в лицейском медиацентре. Первые удачные телесюжеты о школьной жизни ребята публикуют в лицейской группе ВК «ВТЛ NEWS», некоторые работы демонстрируют на телеэкранах лицея. Руководитель медиацентра в рамках своего курса внеурочной деятельности «Лицейский медиацентр» оттачивает у учащихся практические навыки журналистов, организует креативный подход к созданию медиапродуктов.

Таким образом, три педагога работают над одной темой «Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность».

После окончания учебного года в июне команда лицея под руководством этих учителей участвует в Межрегиональном с международным участием форуме школьных пресс-служб «МедиаРобоВятка». Ребята получают дипломы в различных номинациях.

Продукт опыта / проекта Презентация и комментарии к ней.
Затруднения в реализации, риски Трудность заключается в том, чтобы синхронизировать работу нескольких педагогов для достижения поставленной цели, выработать единые требования и критерии оценки деятельности обучающихся. Кроме того, для описанной выше деятельности необходимо определенное оборудование (видео- и фотокамера, петлички, штатив), определенное программное обеспечение.
Публикации

по теме опыта

Сухих В.В. Развитие глобальных компетенций у обучающихся через медиадеятельность [Текст] / В.В. Сухих // Образование в Кировской области. — 2022. — № 4. — С. 35-37.

 

Экспертное заключение      Тема инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования функциональной грамотности обучающихся, развития их творческих способностей.

В соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО автор описывает возможности использования медиакоммуникационной деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя, основанной на использовании в образовательном процессе возможностей медиакоммуникационной деятельности, направленной на достижение ряда результатов освоения основной образовательной программы: владения навыками работы с информацией, создания устного монологического высказывания, письменного текста, умения участвовать в диалоге.

Приложения содержат презентацию опыта по теме «Развитие глобальных компетенций у учащихся через медиадеятельность» и комментарии к ней.

Инновационный опыт, представленный в научно-методическом журнале «Образование в Кировской области», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей у обучающихся через медиадеятельность» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС СОО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) Курсы внеурочной деятельности
Комментарии к презентации
Скачать файл
Презентация
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл
Заключение ИРО
Скачать файл