ФИО

Банникова Светлана Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель музыки и изобразительного искусства

СТАЖ РАБОТЫ

14 лет 9 месяцев

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 47» города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова, 610050 г. Киров, ул. А. Упита, д. 9 телефон +7(8332) 227-450, sch47@kirovedu.ru

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:

  1. выявление одарённых и талантливых детей;
  2. помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;
  3. контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников;
  4. поощрение одарённых детей;
  5. работа с родителями одарённых детей;
  6. работа с педагогическим коллективом;

взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Ф.И.О. Банникова Светлана Владимировна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 47» города Кирова, МБОУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова, 610050 г. Киров, ул. А. Упита, д. 9   телефон +7(8332) 227-450, sch47@kirovedu.ru
Должность учитель музыки и изобразительного искусства
Стаж работы 14 лет 9 месяцев
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства»          7-11 класс (подготовка к олимпиадам предметной области «Искусство»).
Ключевые слова Искусство, одарённые дети, культура, творчество, креативность, интеллектуальная и исследовательская  деятельность,  инновационные технологии, доступность, интерес, самореализация и развитие.
Аннотация (не более 500 знаков) Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:

1)   выявление одарённых и талантливых детей;

2)   помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;

3)   контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников;

4)   поощрение одарённых детей;

5)   работа с родителями одарённых детей;

6)   работа с педагогическим коллективом;

7)   взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Выявление, обучение и воспитание, поддержка  одаренных, талантливых детей — одна из основных задач сегодняшней системы образования.

Поэтому, именно в школе должны закладываться основы развития творческой, думающей, самостоятельной личности.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей: обучение ребят выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей.

В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Педагогом должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности.

Актуальность Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.

Проанализировав накопленный опыт по организации работы с одаренными детьми в Кировской области, приняв во внимание пожелания и замечания педагогов предметной области «Искусство», обучающихся и родителей была создана программа «В мире искусства».

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка, помощь в организации работы педагога с  одаренными детьми.

Новизна В разработке и практической реализации модели поиска, развития и поддержки одаренных детей в области искусства, посредством вовлечения детей в интеллектуальную и творческую  деятельность.

Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: воображением, нестандартным креативным мышлением, решением сложных проблемных ситуаций, логики.

Описание инновационного опыта Целью программы является создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных и талантливых обучающихся предметной области «Искусство»:

—    выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных и талантливых детей, посредством приобщения к искусству;

—   создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент, может быть, еще не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие способностей.

—    формирование и развитие творческих способностей учащихся, самореализация и развитие;

—    удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии.

Задачи:

—    организация разнообразной творческой и научной деятельности, способ-ствующей самореализации личности обучающегося;

—    выявление и развитие креативного мышления, творческого потенциала каждого ребенка,   реализация его возможностей;

—    использование инновационных педагогических и информационных технологий на занятиях с целью достижения максимального уровня развития детей;

—    проведение различных олимпиад, интеллектуальных игр, мастер-классов, позволяющих обучающимся проявить свои способности.

—    формирование у обучающихся умений использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для своего общекультурного и профессионального самоопределения.

В основу программы  положены следующие принципы:

—    принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

—    доступность и наглядность;

—    последовательность и систематичность;

—    личностно-ориентированный принцип;

—    принцип гуманизма;

—    моделирование и создание ситуации успеха.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает практическая  часть. Форму занятий можно определить, как интеллектуальную, творческую деятельность обучающихся.

В течении учебного года предусмотрено 68 часов. Продолжительность одного занятия — 2 академических часа.

Формы организации занятий:  беседа, дискуссия, разбор заданий, практикум по решению учебных заданий (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура): «Театральные подмостки», «Театр», «Цирк», «Кинематограф»,  «Балет», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Архитектура», «Скульптура», «Литература», «Дизайн» и др.).

Типология заданий:

1)  задания на выявление учебно-познавательной компетенции, на развитие креативного мышления (информативного характера, направленные выявление эрудиции и культурного кругозора учащихся, полноты их знаний);

2)  логические вопросы (задания аналитического характера с частично поисковой и творческой направленностью, выявляющие способности восприятия, анализа и интерпретации произведений);

3)  задания на выявление способностей к систематизации материала;

4) задания на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенции (творческого характера, направленные на осмысление связи между явлениями художественной культуры и внутренним миром учащихся);

5) задания на развитие исследовательской и творческой компетенции (исследовательский проект, культурологический диктант, эссе, сочинение, стихи и т.д.);

6) задания, направленные на развитие художественного творчества (нарисовать эскиз, рисунок);

7) задания, направленные на работу со справочной литературой и Интернет-ресурсами (работа с терминами; поиск художественных произведений).

Занятия проводятся в форме непосредственного общения с учащимися, широко используется проблемное обучение. На занятиях применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Продукт опыта / проекта Рабочая программа внеурочной деятельности  «В мире искусства».
Затруднения в реализации, риски Проблемы организации работы с одаренными детьми:

1)проблема выявления одаренных детей;

2)проблема обучения и развития одаренных детей;

3)проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Риски организации работы с одаренными детьми:

1)неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка;

2)рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к  последним;

3)снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся школы.

Риски (проблемы одаренных детей):

1)наличие специфических стратегий деятельности («все делать по-своему», системой контроля и регуляции своих действий);

2)особый тип обучаемости одаренных детей (высокая скорость и легкость обучения или замедленный темп обучения);

3)протестное поведение;.

4)увлеченность и одержимость одаренных детей;

5)негативное отношение к школе (учебный план не соответствует их способностям, а изучаемый на уроках материал давно знаком);

6)проблемы общения (одаренным детям нравятся сложные игры, нестандартные ситуации, серьезные увлечения, и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. дети оказывается в изоляции, уходят в себя);

7)стандартные правила и требования (одаренные дети не готовы соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе);

8)философские проблемы (поиски ответов на вопросы мироздания);

9)познавательная потребность;

10)целеполаганиедаренные дети ставят нереальные цели, они начинают переживать, это угнетает их психику и негативно влияют на учебную деятельность);

11)мышление и моторика (одаренные дети думают значительно быстрее, чем пишут, их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными);

12)поверхностные знания (на ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать проблему, связанную с поверхностными знаниями, это объясняется множественностью интересов ребенка);

13)внимание взрослых (одаренные дети монополизируют внимание учителей и других взрослых);

14)сверхчувствительность (одаренные дети не любят, когда на них повышают голос).

В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом:

·       неумение диагностировать одаренность обучающихся;

·       отсутствие методической литературы;

·       нехватка времени для работы с такими детьми;

·       большая загруженность учащихся;

·       недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету.

Учитывая все вышеназванные особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком. Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя способами:

1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

·         2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

·         3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы, применять групповые формы работы.

Результат использования опыта Результат использования опыта педагога:

1)увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

2)повышение качества образования и воспитания школьников в целом.

3)положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований  различного уровня;

4)создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого  станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни;

5)самореализация, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся в творческой и познавательной деятельности, удовлетворенность обучающихся;

6)создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций.

7)повышение престижа школы на муниципальном и региональном уровне.

О результативности и эффективности методической системы работы с одаренными детьми говорят высокие достижения обучающихся на олимпиадах по искусству (МХК), творческих конкурсах, выставках, конференциях, фестивалях разного уровня.

С 2011 г. ежегодно занимаюсь подготовкой учащихся к муниципальному, региональному и заключительному этапам всероссийской олимпиады школьников  по искусству (МХК).  Ежегодно обучающиеся школы становятся призёрами и победителями муниципального, регионального этапа ВсОШ по искусству.

Успеваемость за последние три года работы 100%; доля обучающихся на «4 и 5» от 98% до 100%; средняя оценка по предмету выше областных показателей. Выполнение программы за последние пять лет — 100%.

Мной регулярно проводится мониторинг удовлетворённости детей уроками изобразительного искусства и музыки, кружка по внеурочной деятельности  «В мире искусства». Они определяют, что им нравится на уроках, занятиях, что нужно изменить, какую оценку они бы поставили учителю. Ребята высоко оценивают нашу совместную деятельность.

Публикации

по теме опыта

1)Статья из сборника:

Банникова С.В. Методические основы организации работы с одарёнными детьми в рамках предметов художественно-эстетического цикла [Текст ] / науч. ред. и авт.-сост.  Ю.В. Першина, Т.Ю. Ерёмина //Воспитательная среда как условие формирования личностных результатов образования: сборник методических материалов учителей МБОУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – С. 75-80. – УДК 371.4-ББК 74.200 (2Рос – 4 Ки) – В77.

2)Предисловие и статья

Банникова С.В. Мониторинг результатов освоения обучающимися ООП на уроках художественно-эстетического цикла  [Текст ] /   Авт. сост. С.В. Банникова, Б.В. Бокарев, О.Г. Буторина, Е.Н. Вяличева   и др. // Управление качеством результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися на примере изучения предметов художественно-эстетического цикла МБОУ СОШ с УИОП № 47 города Кирова, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2019. – С. 4-7. – УДК 373.31-ББК 74.24 (2Рос – 4 Ки) – У67.

Экспертное заключение Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства» 7-11 класс (подготовка к олимпиадам предметной области «Искусство») является перспективной и актуальной, так как позволяет обеспечить качественное обучение в образовательной организации, учит детей самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности обучающихся, повышает эффективность урочной и внеурочной деятельности, что очень  актуально в условиях обновленного ФГОС.

Педагог активно на своих уроках использует различные формы деятельности, создаёт ситуацию взаимодействия, организовывает познавательною деятельность с различными источниками информации, осуществляет положительную мотивацию  на всех стадиях обучения, обучающиеся приобретают практические навыки. В основе деятельности лежит системно – деятельностный подход, способствующий развитию творческих способностей, нестандартного мышления, воображения, приобретения новых знаний.

Простота, доступность и разнообразие приемов, создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. Это способствует повышению качества обучения и интереса к предмету.

Данный опыт педагога актуален, имеет практическую направленность и может быть использован в образовательном процессе педагогами различных категорий.

Ф.И.О. эксперта Пивоваров Александр Анатольевич – кандидат педагогических наук

КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Искусство

 

 

Программа внеурочной деятельности В Мире искусства
Скачать файл
Сборник 2. Предисловие
Скачать файл
Сборник 2. Содержание
Скачать файл