ФИО

Лежепёкова Ольга Леонидовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель физики, кандидат педагогических наук

СТАЖ РАБОТЫ

32 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г. Кирова МБОУ СОШ № 18 г. Кирова 610011, г. Киров, ул. Свердлова, 21 +7 (833) 2233601 - приемная school-k18@mail.ru sch18@kirovedu.ru

На примере учебника физики для основной и старшей школы предлагаются приемы организации познавательной деятельности школьников с текстом учебника. Новые подходы в управлении учебной деятельностью школьников при выполнении экспериментальных и теоретических исследований, в том числе домашних. Система различных диагностических материалов (контрольные работы, тесты по диагностике освоения знаний и умений метода познания).

Ф.И.О. Лежепёкова Ольга Леонидовна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г. Кирова

МБОУ СОШ № 18 г. Кирова

610011, г. Киров, ул. Свердлова, 21

+7 (833) 2233601 — приемная

school-k18@mail.ru

sch18@kirovedu.ru

Должность Учитель физики, кандидат педагогических наук
Стаж работы 32 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Методика повышения эффективности использования современного учебника физики через овладение школьниками методами научного познания
Ключевые слова учебная деятельность, методология, метод научного познания, методические приёмы, учебные исследования
Аннотация (не больше 500 знаков) На примере учебника физики для основной и старшей школы предлагаются приемы организации познавательной деятельности школьников с текстом учебника. Новые подходы в управлении учебной деятельностью школьников при выполнении экспериментальных и теоретических исследований, в том числе домашних. Система различных диагностических материалов (контрольные работы, тесты по диагностике освоения знаний и умений метода познания).
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Научно-методическая проблема организации деятельности с учебником на уроке обусловлена:

1) изменением отношения современных школьников к учебной книге, когда только прочтение текста уже никого не устраивает,

2) несовершенством взаимоотношения «учебник – методика»;

3) потребностью учителя в определенных методических знаниях для организации специальной учебной деятельности школьников с текстами учебника и отсутствием соответствующих методических и дидактических материалов.

Актуальность Обучение физике при эффективном, систематическом использовании учебника позволит сформировать устойчивые навыки самостоятельной работы с научной литературой, то есть информационную компетентность.

Учитель получает научно-обоснованный стратегический инструмент по освоению обучающимся элементов методологической культуры –  конкретные методические решения, включающие приемы работы с различными компонентами учебника, диагностические тесты, контрольные работы, инструкции к лабораторным работам.  Все это способствует эффективной реализации методики  при организации познавательной деятельности учащихся.

Новизна В разработке методики совершенствования учебной деятельности при работе с учебником, выраженной: в отношении к текстам как к объектам усвоения и творчества; в системе приемов организации учебной деятельности по усвоению метода научного познания, представленной заданиями с особой схемой выполнения ряда фронтальных и домашних экспериментальных исследований; в диагностике знаний и умений школьников работать с текстом учебника.
Описание инновационного опыта Система приемов работы с учебником, включает три группы заданий (ориентированных на формирование методологических знаний, способствующих пониманию логики процесса познания и развитию познавательной активности на основе метода научного познания). I группа: приемы работы с текстом, ориентированные на формирование методологических знаний. Учащимся предлагаются задания на выделение в тексте физических объектов (явлений) и средств их описания. Инвариантный блок заданий ко всем параграфам включает следующие вопросы: Какие научные физические знания встречаются в тексте параграфа? Вариативный блок включает задания: на различение физических объектов и их моделей, на отделение объектов природы от объектов науки: Какие из объектов, изображенных на рисунке, являются объектами природы? II группа: приемы, способствующие пониманию логики познания. Эти приемы направлены на овладение способами структурирования учебного материала по  логике принципа цикличности: Какие методы познания используются в тексте параграфа? Какие выводы можно проверить экспериментально? Где эти выводы применяются на практике? Изучите рисунки в тексте параграфа. III группа: приемы, способствующие развитию познавательной активности на основе метода научного познания, частных экспериментальных и теоретических методов исследования и формированию экспериментальных умений. Учащимся предлагаются задания на выполнение наблюдений, экспериментальных и теоретических исследований. Для выполнения учащимися на уроке и дома экспериментальных исследований предлагается инструкция, включающая четыре блока: Теория работы; Ход работы (Выполните действия); Выводы по работе; Контрольные задания. Такая структура работы соответствует логике познания: факты (теория работы) → модель → следствия (выводы по работе) → экспериментальная проверка (контрольные вопросы). Первая часть инструкции содержит общие вопросы, требующих от ученика знания методологических понятий: объект исследования, средства описания (основные характеристики), средства измерения, методы исследования. Задания первой части составлены так, что они способствуют актуализации знаний, мотивации учебной деятельности и целеполаганию. Вторая часть инструкции включает последовательность действий для проведения исследования, различные формы фиксации полученной информации (таблицы, графики). Выполняя исследование, учащиеся осознают информацию, получаемую непосредственно из наблюдения, измерения физических величин. Задания третьей части работы направлены на формирование умения анализировать полученную информацию, делать выводы, оценивать свои действия. Учащимся предлагаются вопросы на установление причинно-следственных связей, на высказывание гипотез, на определение границ применимости полученных знаний, на сравнение физических величин, объектов. В заключительную часть лабораторной работы входят контрольные задания, которые проверяют не только уровень усвоения, но и способствуют развитию творческих способностей ученика. Часть заданий требует своего выполнения в домашних условиях (измерить плечи рычага у ножниц; оценить степень точности бытовых пружинных весов и измерить с их помощью коэффициент трения и пр.).

Варианты диагностик качеств школьников (знаний и компетенций)

Продукт опыта / проекта Методика эффективного использования современного учебника физики в основной и старшей школе (Приложение 1,2)
Затруднения в реализации, риски Особенности подбора вопросов для организации учебной деятельности не только с текстом параграфа, но и при выполнении экспериментальных исследований по специальной инструкции
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Система творческих приемов работы с текстами учебника и практических домашних заданий: а) развивают познавательный интерес к физике; б) приучают школьников к самостоятельному выполнению исследований; в) формируют экспериментальные умения, наблюдательность, внимание; д) побуждают творческую инициативу.

Учащиеся выделяют физические объекты и явления, указывают их модели; большинство школьников без затруднений объясняют причины измерительных погрешностей, определяют характер изменения физических величин при протекании различных процессов. Учащихся 9-х классов успешно выполняют экспериментальные задания в ОГЭ: проведение косвенных измерений, представление результатов в виде графиков, таблиц, схематических рисунков и делают выводы на основании полученных данных. При выполнении задания на анализ научно-популярного текста большинство учеников на хорошем уровне интерпретируют информацию, указывают причинно-следственные связи явлений и делают выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений. Большинство учеников одиннадцатых классов (сдающие ЕГЭ по физике), успешны при выполнении заданий, направленных на проверку методологических знаний и умений: выбор постановки опыта по заданным гипотезам, запись интервала значений прямых измерений с учетом заданной погрешности, понимание результатов опытов, представленных в виде графиков.

Публикации

по теме опыта

Примеры оформления публикаций:

Авторская книга:

Лежепёкова, О. Л. Методика эффективного использования современного учебника физики в основной школе [Текст]: учебно–методическое пособие для учителей / О. Л. Лежепёкова. – Киров: КИПК и ПРО, 2009. – 72 с. – ISBN 978-5-91061-435-5

 

Статья из сборника:

Лежепёкова, О. Л. Исследование знаний школьников о приемах и формах работы с учебником [Текст] / О. Л. Лежепёкова // Исследование процесса обучения физике: сб. науч. тр. – Вып. 11. – Киров, 2007. – С. 8–12.

Лежепёкова, О. Л. Исследование формирования метакомпетенций при организации экспериментирования на уроках в XI классе  [Текст] / О. Л. Лежепёкова // Исследование процесса обучения физике: сб. науч. тр. – Вып. 15. – Киров, 2013. – С.  4-17. — ISBN 978-5-91061-3487-9.

Лежепёкова, О. Л. Учебник физики и проблема формирования научной грамотности [Текст] / О. Л. Лежепёкова //  Модели и моделирование в  методике обучения физике: материалы VIII всероссийской научно-теоретической конференции. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2019. – С.93 – 98.- ISBN 978–5–91061–356–4

Статья из журнала:

Сауров Ю. А., Лежепёкова О. Л. Методика организации деятельности с учебником в старших классах. // Физика в школе. – 2014, № 3.– С. 28–35.

Экспертное заключение Представленный опыт является актуальным, так как методика эффективного использования учебника может быть использована учителями-предметниками основной и старшей школы в разных типах образовательных организаций.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ. Основное и среднее образование. Естественно-научные предметы

(физика)

 

Приложение 1. Основная школа
Скачать файл
Приложение 2. Старшая школа
Скачать файл