ФИО

Салахутдинова Венера Гаптульмаликовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель биологии и химии

СТАЖ РАБОТЫ

30 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Кильмезь», КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь Адрес: пгт Кильмезь, ул. Больничная д.2 Телефон (83338)2-12-73, kilmezrshool@mail.ru, E-mail: Salahutdinova.Venera@ yandex.ru

Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественнонаучная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности – использование учебных заданий, моделирующих конкретные практические ситуации и направленных на применение знаний в нестандартных ситуациях, на преобразование и интерпретацию данных.  Сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка можно, активно используя дидактические игры в урочной и внеурочной деятельности. Игровая деятельность, как составная часть системно-деятельностного подхода в обучении, является специфическим видом человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Она обладает большими возможностями в развитии естественнонаучной грамотности, способствует осознанному выбору здорового образа жизни, позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития социально значимых качеств личности ребенка. Дидактическая игра «Здоровье – ресурс успеха в жизни!» может эффективно использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности и быть наполнена разным содержанием, взависимости от желания учителя и потребностей детей. Содержание игры могут разрабатывать старшеклассники под руководством учителя в качестве проектной деятельности для детей младшего и среднего школьного возраста, что обеспечит преемственность воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Ф.И.О. Салахутдинова Венера Гаптульмаликовна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Кильмезь», КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь

Адрес: пгт Кильмезь, ул. Больничная д.2

Телефон (83338)2-12-73, kilmezrshool@mail.ru,

E-mail: Salahutdinova.Venera@ yandex.ru

Должность Учитель биологии и химии
Стаж работы 30 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование дидактических игр для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся
Ключевые слова Естественнонаучная грамотность, дидактические игры, здоровье
Аннотация (не более 500 знаков) Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественнонаучная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности – использование учебных заданий, моделирующих конкретные практические ситуации и направленных на применение знаний в нестандартных ситуациях, на преобразование и интерпретацию данных.

Сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка можно, активно используя дидактические игры в урочной и внеурочной деятельности. Игровая деятельность, как составная часть системно-деятельностного подхода в обучении, является специфическим видом человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Она обладает большими возможностями в развитии естественнонаучной грамотности, способствует осознанному выбору здорового образа жизни, позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития социально значимых качеств личности ребенка. Дидактическая игра «Здоровье – ресурс успеха в жизни!» может эффективно использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности и быть наполнена разным содержанием, взависимости от желания учителя и потребностей детей. Содержание игры могут разрабатывать старшеклассники под руководством учителя в качестве проектной деятельности для детей младшего и среднего школьного возраста, что обеспечит преемственность воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема ответственного отношения к своему здоровью всегда была актуальна в нашем обществе. Сейчас как никогда остро перед обучающимися встаёт вопрос о грамотном отношении к своему здоровью.
Актуальность Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся актуально на современном этапе развития общества. Потеряв поколение, не способное сохранить собственное здоровье и окружающую природную среду, мы потеряем будущее своей страны. Развитие здоровьесберегающей компетентности через дидактическую игру дает опыт эмоционально-ценностной, личностно-значимой деятельности, позволяет сформировать у ребенка социально значимые качества личности.
Новизна Дидактическая игра «Здоровье – ресурс успеха в жизни!» является авторской разработкой. Имеет многофункциональное использование: в урочной и внеурочной деятельности учителя, классного руководителя, а так же родителями в семейном воспитании своих детей. Игра может модифицироваться и дополняться, наполняться различным содержанием, разработанным, например, в результате проектной деятельности старшеклассников, тем самым обеспечивая преемственность между детьми разных возрастов в образовательном учреждении.

Формирования естественнонаучной грамотности, через игру «Здоровье -ресурс успеха в жизни!»  способствует осознанному выбору здорового образа жизни, рассматривается как стратегия формирования социально значимых качеств личности ребенка.

Описание инновационного опыта Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Основные признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Неотъемлемой частью её является естественнонаучная грамотность — способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественнонаучная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Решение проблемы по формированию естественнонаучной грамотности, через развитие здоровьесберегающей компетентности в системе естественнонаучного образования на основе преемственности урочной и внеурочной деятельности вижу в использовании индивидуальных мотивационных маршрутов. Это способ мотивации учащихся связанный с различными внутренними ресурсами детей: разные психофизиологические особенности, ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, стиль и образ жизни их семей. Учитывая ведущие виды деятельности, делаю упор на приоритет активных, в том числе и игровых форм работы, и придерживаюсь мнения, что игра одно из достаточно эффективных средств обучения. Игровая деятельность обладает большими возможностями в развитии познавательного интереса, кроме того позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития. Разработанная мной дидактическая игра «Здоровье – ресурс успеха в жизни!» успешно применяется в урочной и внеурочной деятельности, а так же родителями в семейном воспитании детей. Игра универсальна и может быть наполнена разным содержанием, взависимости от желания учителя и потребностей детей. Содержание игры можно разрабатывать старшеклассникам для детей младшего и среднего школьного возраста, под руководством учителя в качестве проектной деятельности, что обеспечит преемственность воспитательного процесса в образовательной организации.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — говорил В.А. Сухомлинский.

Игру можно использовать и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, использую те или иные виды игр: игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация и другие. В своей работе учителя биологии активно применяю такие игровые приемы на уроках как, например: «Корзина идей» — это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока; «Да – нет» — формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину, умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга; «Лови ошибку» – учащимся предлагается информация, содержащая неизвестное количество ошибок, учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются, приходят к определённому мнению и озвучивают его; «Исследование в форме наблюдения» — этот приём позволяет провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту. Также провожу уроки в форме игры, традиционными стали такие как: «Хранитель вод вятских» в 5-м классе, «Путешествие в мир клетки» и «Грибная охота» в 6-м классе, «Голодные игры гельминтов» и «Марафон классов Позвоночных» в 7-м классе, «Вальс гормонов» и «Скажи, нет вредным привычкам» в 8-м классе, «Зов генов» в 9-м классе, «Слабое звено эволюции» в 10-м классе.

Во внеурочной работе с учащимися 9-11 классов на протяжении многих лет также использую свою авторскую игру «Строим мир, в котором нам жить», которая создаёт условия для творческой самореализации личности, дает возможность проявить способности в разных сферах деятельности, способствует профориентации, развитию универсальных учебных действий учащихся, психосоциальной компетентности: навыков позитивного общения, самооценки и понимания других, продуктивного взаимодействия. Подросток может выбрать профессию, провести исследование, включиться в реализацию конкретных дел и мероприятий по улучшению экологической обстановки в своём населенном пункте.

Таким образом, многолетний опыт педагогической работы показал, что использование игр в урочной и во внеурочной деятельности существенно повышает уровень естественнонаучной грамотности учащихся: формируется активная гражданская позиция по вопросам здоровьесбережения себя и окружающей среды в целом, развивается способность находить пути решения нестандартных задач, проявлять инициативу, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.

Продукт опыта / проекта Дидактическая игра: «Здоровье – ресурс успеха в жизни!»
Затруднения в реализации, риски Затруднения в отслеживании сформированности социально значимых качеств личности из-за отдаленности получения результатов во времени.
Публикации

по теме опыта

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/didakticheskaya-igra-zdorove—resurs-us.15301715375/

 

Экспертное заключение Представленный опыт работы по проведению дидактических игр на уроках является актуальным и его можно транслировать при организации внеурочной деятельности в разных типах образовательных организаций.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) Естественно-научные предметы

 

Приложение._Дидактическая игра_Здоровье - ресурс успеха в жизни
Скачать файл
Экспертное_заключение_СалахутдиноваВГ
Скачать файл